Домашняя работа по руссому языку на материале книг для чтения
статья (3 класс) на тему

Шнуркова Людмила Николаевна

Домашняя работа на материале книг по чтению на уроках русского языка и дома создает прочные межпредметные связи, учит детей внимательнее читать текст, осмысливать его не только по содержанию, но и по форме, тем самым значительно повышая интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument1.doc88.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА МАТЕРИАЛЕ КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Известно, что домашняя работа по русскому языку не всегда охотно выполняется детьми. Причин здесь много. Одна из них — стереотипность формы заданий большинства упражнений учебника «Русский язык» (прочитай, спиши), их однообразие (подчеркни, измени, вставь), слаборазвивающий потенциал (мало упражнений, которые требуют творческой деятельности), не учитывается дифференцированный подход к каждому ребенку. Организация домашних заданий только на материалах учебника «Русский язык» не может обеспечить коммуникативной направленности обучения ребенка, не затрагивает его эмоциональной сферы, не учитывает разноуровневости обучения.

Что поможет организовать с детьми такое письмо при выполнении домашних заданий? Конечно же, книга для чтения. Это могут быть учебник «Родная речь» или любая другая книжка, которую дети читают в настоящее время. Лучше, если это будет собственная книга ребенка, в которой можно было бы аккуратно работать карандашом, стирать его после проверки выполненного задания. При этом совсем не обязательно, чтобы тексты произведений, на материале которых будут выполняться домашние задания, у всех детей были 'одинаковыми. Разные тексты книг помогут значительно, расширить объем прорабатываемого детьми материала, глубже осознать важность того или иного языкового явления, показать, как лингвистический материал работает для средств общения, осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку.

Домашние задания на материале книг для чтения могут выполняться как письменно в тетрадях, так и устно. Выполнение устных заданий сопровождается одновременной работой карандашом в книге (подчеркивание, расстановка ударений и т. д.). Продумывая содержание домашней работы, учитель заранее определяет часть текста (обычно это небольшой абзац), на диапазоне которого детям предстоит работать. Иногда для выполнения задания целесообразно использовать весь текст. Приведем примерный перечень заданий по книге для чтения для учащихся-второклассников, где в каждой группе снежинкой отмечены задания, направленные на развитие возможностей ребенка.

Тема: «Ударение»

1. Выпиши слова с ударением на первом слоге

* Слова с ударением на втором слоге.

2. Выпиши слова с ударением на первом и втором слоге.

*Слова с ударением на третьем слоге.

3. Выпиши слова с ударением на первом , втором и третьем слоге. Придумай по одному своему слову.

Тема: «Перенос слов».

1. Распредели слова в первом абзаце для переноса. Подчеркни слова, которые можно перенести по разному.

2. Распредели слова в первом абзаце для переноса. Подчеркни слова, которые можно перенести по разному. Отыщи и запиши слова, которые нельзя перенести. Расставь ударения.

3. Распредели слова в первом абзаце для переноса. Подчеркни слова, которые можно перенести по разному. Отыщи и запиши слова, которые нельзя перенести. Придумай слова с буквой й, раздели их для переноса. Расставь ударения.

Тема: «Предложение».

1. Во втором абзаце текста посчитай количество предложений и слов в каждом предложении, запиши карандашом на полях.

Выпиши самое короткое предложение

2. Во втором абзаце текста посчитай количество предложений и слов в каждом предложении, запиши карандашом на полях. Выпиши самое короткое предложение.

3. Во втором абзаце текста посчитай количество предложений и слов в каждом предложении, запиши карандашом на полях. Выпиши самое короткое предложение. Подчеркни самое длинное предложение. Составь схему предложения.

Тема: «Культура речи».

1. Задай вопрос по содержанию текста. Запиши. Расставь ударения.

2. Задай вопрос по содержанию текста. Запиши. Ответь на вопрос предложением из текста. Расставь ударения.

3. Задай вопрос по содержанию текста. Запиши. Ответь на вопрос предложением из текста? Составь план. Расставь ударения.

Тема: «Вопросительные предложения».

1. Найди и подчеркни в тексте все вопросительные предложения. Поучись их читать с вопросительной интонацией. Выпиши. Расставь ударения.

2. Найди и подчеркни в тексте все вопросительные предложения. Поучись их читать с вопросительной интонацией. Расставь ударения Выпиши два вопросительных предложения.*Раздели на слоги.

3. Найди и подчеркни в тексте все вопросительные предложения. Поучись их читать с вопросительной интонацией. Расставь ударения Выпиши два вопросительных предложения. Раздели на слоги.

Подчеркни в этих предложениях все важные слова, которые надо выделить голосом при чтении.

Тема: «Части речи».

1. Выпиши из текста имена существительные, укажи число. Подчеркни все безударные гласные.

2. Выпиши из текста имена существительные, укажи число. Подчеркни все безударные гласные.*Выпиши имена прилагательные.

3. Выпиши из текста имена существительные, укажи число. Подчеркни все безударные гласные. Выпиши имена прилагательные. Придумай предложение, укажи части речи.

Тема: «Связь слов в предложении».

1. Из третьего абзаца выпиши самое короткое предложение, подчеркни грамматическую основу.*Укажи связь слов.

2. Из третьего абзаца выпиши самое короткое предложение, подчеркни грамматическую основу. Укажи связь слов*Выпиши все возможные словосочетания.

3. Из третьего абзаца выпиши самое короткое предложение, подчеркни грамматическую основу. Укажи связь слов. Выпиши все возможные словосочетания. Выдели все орфограммы.

Проверка такой домашней работы имеет ряд особенностей. Письменные задания, как правило, учитель проверяет дома. Если зада ние выполнялось детьми устно, его можно проверить в классе так: один ученик называет свои слова (предложения), разбирает их, а все остальные дети вместе с учителем следят за правильностью ответа. Более рациональной формой контроля за выполнением устных и письменных заданий является их взаимопроверка в классе: дети вполголоса опрашивают и проверяют друг друга, обращаясь к учителю при возникновении трудностей.

В организации домашних заданий на материале книг для чтения могут встретиться трудности. Одна из них — непривычность такой формы работы не только для учителя и учащихся, но и для родителей учеников. Поэтому так важно объяснить им значение подобного вида работы, а главное, четко, лаконично и понятно прокомментировать домашнее задание детям, чтобы каждый ребенок хорошо представлял себе смысл и содержание домашней работы. Для этого некоторые задания сначала выполняются детьми в классе под непосредственным руководством учителя.

Такая работа с книгой по чтению на уроке русского языка и дома создает прочные межпредметные связи, учит детей внимательнее читать текст, осмысливать его не только по содержанию, но и по форме, (возможность давать ребенку задания соответствии с его возможностями), тем самым значительно повышая интерес к родному языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к оформлению классных и домашних работ по русскому языку

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как: а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;б) воспитывают ув...

Карточки для домашней работы по русскому языку для 3 класса.

В программе Перспективная начальная школа недостаточно в учебных пособиях материала для домашней работы. Карточки помогут учителю в отработке навыков грамотного письма....

Технологическая карта по английскому языку на тему: "Книга для чтения. Сказка Чианго «Ангел дождя»" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство со сказкой Тони Чианго “The Rain Angel”; Развитие умения читать с целью извлечения конкретной информации, умения предвосхищать события; совершенствова...

Материал для домашней работы по русскому языку, 2 класс 2 четверть

Интересные домашние задания, попробуйте, не пожалеете....

карточки для домашней работы по русскому языку,3 класс

Карточки можно использовать как на уроке, так и в домашнем задании, при индивидуальной работе....