Современные методы работы в начальной школе
методическая разработка (1 класс) по теме

Черных Наталья Алексеевна

Данное пособие содержит перечень форм и методов работы на различных этапах урока в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные проблемы:

Создание условий:

  • Для наиболее оптимального преподавания предметов;
  • Для рационального использования различных форм работы на уроках;
  • Для определения наиболее эффективных методов проведения определенных этапов урока.

Образовательные задачи и цели:

  • Изучение форм и методов, используемых на современном уроке;
  • Подбор методов, соответствующих различным этапам урока для достижения оптимальных результатов;
  • Выбор форм, способствующих наиболее доступно и рационально передать объясняемый материал, закрепить полученные знания, выработать необходимые умения и навыки.

Формы и методы работы на уроках гуманитарного цикла

Современный урок требует высокого уровня подготовки. Необходима совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, подбор подходящих средств и методов обучения, чтобы урок стал целостным, логически завершенным отрезком образовательного процесса.

Методы обучения - это основные виды деятельности на уроке, обеспечивающие формирование УУД, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Выбор наиболее эффективных для урока методов обучения - один из центральных моментов оптимизации учебного процесса. Известно, что методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения. Поскольку любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяют на три большие группы:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля по эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из целого ряда конкретных методов обучения. Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются словесные методы (рассказ лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация приборов, показ иллюстраций и др.), практические методы (упражнения, опыты, трудовые действия и др.) Все эти методы обеспечивают передачу учебной информации учителем и ее восприятие учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий. Методы организации учебно-познавательной деятельности подразделяют также на индуктивные и дедуктивные, имея при этом в виду, в какой логике раскрывается учебный материал – от частного в общему или от общего к частному.

Группу методов организации учебно-познавательной деятельности также подразделяют на проблемно-поисковые и репродуктивные методы, имея в виду, как осуществляют ученики усвоение нового материала – путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же репродуктивного запоминания учебной информации, сообщаемой учителем.

Таким образом, одна и та же беседа, например,  может выступить в роли словесного, дедуктивного и поискового методов обучения, если при этом будет идти изложение материала от общего к частному, а также в ходе ее будут создаваться проблемные ситуации. Наконец, в зависимости от степени самостоятельности учеников в учебе выделяют методы учебной работы школьников.

 Все названные выше методы обучения при определенном применении могут сами по себе стимулировать, активизировать познавательную деятельность учеников. В практике обучения используются и некоторые специальные методы, направленные на обеспечение  интереса школьников к учебе. К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания успеха в учебе и др.

  Большое значение для успешного обучения имеют контроль и самоконтроль, осуществляемый методом устного, письменного, индивидуального, фронтального контроля и др.

  Репродуктивные методы применяются, прежде всего, с целью обеспечения быстрого и прочного запоминания учащимися учебной информации, формирования умений и навыков. Особенно эффективны  они в тех случаях, когда содержание учебного материала имеет преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий. Проблемно-поисковые методы применяются с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное; содержание доступно для самостоятельных выводов школьников, вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, ведет к общению. Использование разнообразных методов создает благоприятные условия для успешного развития познавательных возможностей учащихся.

  Определяя содержание форм и методов на уроке, необходимо, прежде всего, глубоко осмыслить стратегию современного обучения, его направленность не просто на формирование определенных учебных умений, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, бережного и вдумчивого отношения к знаниям, на становление главного учебного умения- умения учиться.

Возникает задача:

Отбирать совершенные, разнообразные формы, методы обучения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности на конкретном этапе урока, не нарушают его целостности и являются высоко результативными.

 Наиболее оптимальными методами для решения данной задачи являются:

  1. Методы проблемного обучения (они вовлекают учащихся в познавательную деятельность, помогают им включиться в атмосферу научно-доказательного поискового мышления):
  • Проблемное изложение в условия словесного обучения, когда учитель обозначает проблему, помогает определить пути ее решения, учащиеся размышляют, выдвигают предположения;
  • Частично-поисковые (эвристические) методы.
  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (они способствуют развитию умения анализировать, сопоставлять, строить логические цепочки):
  • Индуктивные (от частного к общему);
  • Дедуктивные (от общего к частному);
  • Синтаксические;
  • Репродуктивные;
  • Проблемно-поисковые.
  1. Методы стимулирования и мотивации (повышают интерес к процессу обучения, развивают потребность к приобретению знаний, стремление к успешному обучению):
  • Стимулирование интереса к учению;
  • Стимулирование ответственности.
  1. Методы контроля и самоконтроля (осуществляется индивидуальный подход, учитываются психологические особенности учащихся):
  • Устный контроль и самоконтроль (устная проверка знаний, некоторых мыслительных операций);
  • Письменный контроль и самоконтроль (контрольные письменные работы, письменный самоконтроль, тесты);
  • Практические работы.
  1. Методы самостоятельной познавательной деятельности:
  • Определение самостоятельных работ по изучаемому материалу ( наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой);
  • Различение самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, индивидуальная, групповая).

Рассмотрим возможные варианты использования данных форм и методов на определенных этапах урока.

Этап подготовки к усвоению нового материала (постановка проблемной ситуации и актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала)

Этап подготовки к усвоению нового материала: постановка учебной задачи на уроке. Но что значит поставить перед ребенком задачу? Ее недостаточно выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т.е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим вопросом так, как любой человек распоряжается случайной информацией: может, заинтересуется, а, может, нет. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными «открытиями» учеников:

  • ученики  должны обнаружить, что чего – то не знают;
  • ученики должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

     Для вовлечения учащихся в активную деятельность успешно применяется из методов проблемного обучения частично-поисковый (эвристический)  метод, который подготовит к самостоятельному решению познавательных задач.

  Например:

Фрагмент урока по курсу «Мир и человек», 3 класс:

Тема: «Пернатые изобретатели».

Основные вопросы, изучаемые на уроке: Почему птицы летают? В чем сходство обмена веществ у птиц и человека? В чем сходство  или различие размножения птиц и пресмыкающихся?

  Для решения первого вопроса ставлю проблему: Полетит ли человек, если ему прикрепить крылья?

Задание: Ответьте на поставленный вопрос, докажите свою точку зрения. Используйте текст учебника на стр. 32-33. Формой работы будет работа в парах или индивидуально.

Рассмотрим использование аналитического метода организации учебно-познавательной деятельности на уроке риторики. Работа по анализу предоставленного учащимся материала подготовит их к усвоению новой темы и стимулирует к поисковой деятельности.

Например:

Фрагмент урока детской риторики, 2 класс: Тема: «Учусь слушать. Слушали и услышали»

Цель урока: развивать умение слушать собеседника, услышать и понять говорящего; формировать умения концентрировать внимание и запомнить информацию; воспитывать культуру общения, талантливого слушателя и собеседника.

Задание: Вам предстоит прочитать отрывок из сказки и просмотреть фрагмент мультфильма для того, чтобы ответить на вопрос:

О ком из героев можно сказать – слушал, но не услышал.

Дан отрывок из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (Беседа купеческой дочери с чудовищем об аленьком цветочке) и показан отрывок мультфильма по пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» (фрагмент диалога профессора и маленькой королевы на уроке грамматики)

Формы работы: Здесь целесообразно использовать работу в группах для практического применения умения учащихся слушать друг друга.

 2) Все методы стимулирования и мотивации актуальны на этапе подготовки к усвоению нового материала.

  Мотивацией будет постановка цели урока, объявление видов работы или составление совместного плана работы, проведение отборочных туров среди учеников для дальнейших соревнований.

Цели урока:

развивать умение слушать собеседника, услышать и понять говорящего;   формировать умения концентрировать внимание и запомнить информацию; воспитывать культуру общения, талантливого слушателя и собеседника.

Задание: Вам предстоит прочитать отрывок из сказки и просмотреть фрагмент мультфильма для того, чтобы ответить на вопрос:

О ком из героев можно сказать - слушал, но не услышал.

Дан отрывок из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (Беседа купеческой дочери с чудовищем об аленьком цветочке) и показан отрывок мультфильма по пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» (фрагмент диалога профессора и маленькой королевы на уроке грамматики)

Формы работы:

Здесь целесообразно использовать работу в группах для практического

применения умения учащихся слушать друг друга. 2). Все методы стимулирования и мотивации актуальны на этапе подготовки к усвоению нового материала.

Мотивацией будет постановка цели урока, объявление видов работы на уроке, проведение отборочных туров среди учеников для дальнейших соревнований.

Стимулирующими методами станут игры- эстафеты, учебные дискуссии, постановка эмоционально-нравственных ситуаций.

Например:

Фрагмент урока истории 3 класс:

Тема: «Как на Руси появилось государство»

Один из вопросов, изучаемых на уроке: Даты образования государства и введения христианства на Руси.

Форма работы:

Актуализацией знаний и стимулированием будет коллективная игра - эстафета.

Класс делится на две группы и перед ними ставится задачи:

1команда: Записать ответ на вопрос: 1 января какого года является началом следующих веков?

2команда: определите номер века по цифре года и запишите его.

1 команда

2 команда

3 век н. э.-

v век н. э. -

401 год н. э. –

800 год н. э. –

882 год н. э. -

Сложный материал лучше объяснить, начав с конкретных примеров, на основании которых ученики под руководством учителя сделают общий вывод.

Урок истории. 4 класс. Тема: «Почему нельзя подружиться с Маугли? Врожденные и приобретенные признаки человека».

Сопоставление ребенка-маугли и обычных детей поможет ученикам прийти к выводу, что человек отличается от всех тем, что он не только дитя природы, но и дитя общества.

Интересно использование дедуктивного метода, когда ученики, опираясь на свой жизненный опыт, объясняют общее понятие.

Например:

Урок по курсу « Мир и человек». 3 класс. Тема: « Как нам жить?

Воздействие человека на окружающий мир». Дается общее понятие: «Человек стал использовать то, что было накоплено биосферой в далеком прошлом. В налаженный природой замкнутый круговорот человек стал добавлять новые вещества, многое забирая из неё. И круговорот перестал быть замкнутым. Жизнь не стала справляться с поддержанием порядка в

природе». Ученики приводят примеры, объясняющие данное понятие.

Методы организации учебнопознавательной деятельности на данном этапе разнообразны. Это анализ прочитанных произведений, синтез при работе с деформированным текстом, репродуктивный метод, способствующий соединить имеющиеся знания с новыми знаниями, проблемно-поисковый метод.

Например:

Фрагмент урока русского языка. 2 класс.

Тема: Слова, обозначающие признаки предметов.

Цели урока:

-формировать умение подбирать к словам- предметам слова-признаки;

-развивать умение подбирать вопросы к словам- признакам;

  • обучать конструированию сочетаний слов- предметов со словами-признаками;

- воспитывать патриотические чувства к Родине

 Постановка учебно-познавательной задачи:

  • Ответить на вопрос. Какая она - наша Русь? т.е. подобрать слова - признаки.

-Что это за слова? (Правило наизусть читает один ученик). Учебная задача решается путем поиска ответа на поставленный вопрос на протяжении всего урока, на каждом этапе выделяется ответ на поставленный вопрос, в конце урока обобщается собранный материал.

Этап закрепления новых знаний.

Методы стимулирования и мотивации

повышают интерес к обучению, позволяют не снижать трудовую деятельность во второй половине урока, поэтому их можно использовать на этапе закрепления нового и повторении изученного материала.

Стимулирующей будет познавательная игра (форма работы) на уроке. Урок чтения, русского языка станет интересным, занимательным и результативным, если использованы игровые моменты.

8 век н. э. -

1147 год н. э.-

11 век н. э. -

1380 год н.э. -

14 век н. э. -

1547 год н. э. -

18 век н. э. -

1721 годы. э. -

20век н. э. -

1861 год н. э. -

21 век н. э. -

1945 год н. э.-

-Команде-победителю будет предоставлено право вскрыть конверт и, прочитав даты, определить в каком веке произошли указанные там события. (1 конверт - 882год. Великий князь (?) объединил восточнославянские племена. 2 конверт - 988год. Великий князь (?) повелел всем жителям Руси принять христианство.)

Примечание: На карточках не указаны имена князей для дальнейшей работы. Рассмотрим

создание эмоционально-нравственной ситуации на уроке чтения, как один из методов стимулирования.

Например:

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс.

Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Одна из целей воспитывать стремление всегда поступать честно, признаваться в своих ошибках.

Формой работы будет беседа, способствующая тому, чтобы дети попробовали объяснить, как понимают смысловое значение названия рассказа, вызывающая их на откровенность и создающая атмосферу осуждения любой степени лжи. Подробное содержание беседы не передаю, т.к. это зависит от особенностей класса и взаимоотношений учащихся между собой.

Стимулирующим будет и метод поощрения на этапе подготовки к усвоению нового материала в виде игры «Аукцион», где победителю ставится оценка. Например: на уроке чтения можно предложить назвать виды жанров литературных произведений, таким способом повторив их и подготовить к определению жанра нового произведения, на уроке по окружающему миру в 3 классе по теме: « Рыбы. Земноводные». Перечислить виды рыб и т. д.

Применимы на данном этапе и методы контроля и самоконтроля, обеспечивающие повторение материала, который станет мостиком для восприятия новых знаний. Приведу пример метода самоконтроля.

Форма работы, заполнение таблицы.

Например:

Фрагмент урока обучения грамоте 1 класс. Тема: Твердый согласный звук /ж/, буквы Ж,ж.

Один из решаемых на уроке вопросов, сопоставление изученного звука /ш/ с новым звуком /ж/, поэтому необходимо повторить предыдущий материал. На доске таблица:

1

2

3

4

5

1

и

ы

е

У

о

2

п

н

ч

в

л

3

а

У

о

и

э

4

У

и

ы

ё

о

5

1

6

2

4

3

6

шапка

шарф

шкаф

шуба

шляпа

7

ч

Ф

к

ш

Р

Детям раздают перфокарты. Учитель задаёт вопросы и называет номер вопроса для верного заполнения перфокарт. Ученики обводят кружки соответствующие ответу.

Вопросы:

  1. Сочетание ШИ пиши с буквой ...?
  2. Какая буква обозначает только мягкий согласный звук?
  3. Какая из букв обозначает мягкость предыдущего согласного?
  4. Какая из букв обозначает два звука?
  5. Сколько слогов в слове МАЛЫШИ?
  6. Какое слово лишнее?
  7. Какая буква обозначает только твердый согласный звук?

Проверка: самопроверка. Ученики соединяют полученные круги, и свой рисунок сравнивают с рисунком учителя.

Этап совместного открытия знаний или объяснения нового материала

Для заинтересованности и наиболее высокого усвоения нового материала лучшей формой является учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество направлено на общие для всех учащихся способы мышления и действия. Оно направлено на результат, а результатом будут новые способы действия, освоенные учениками. Предлагаю придерживаться определённых принципов объяснения нового материала:

  1. Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет возможности подвести детей к открытию нового, можно создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
  2. Определение или правило, т.е. словесная формулировка нового знания, должны появляться после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания.
  3. Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой ученикам. Если удалось правильно поставить учебную задачу, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Для успешного взаимодействия с учащимися нужны непосредственно-эмоциональные, предметно-деловые, игровые формы сотрудничества.

Рассмотрим эффективные методы работы на данном этапе урока.

Методы проблемного обучения при совместном открытии новых знаний увлекают детей, активизируют их деятельность, вселяют уверенность в то, что они могут сами (при незаметном умелом руководстве учителя) решать поставленные перед ними задачи.

Например:

Вернёмся к уроку истории в 3 классе.

Тема: Как на Руси появилось государство.

Одна из целей урока: познакомить с правителями русского государства, их деятельностью в управлении страной.

Конверты, полученные командами на предыдущем этапе урока, содержат следующие предложения:

  1. 882 год. Великий князь (?) объединил восточнославянские племена.
  2. 988 год. Великий князь (?) повелел жителям Руси принять христианство. Следовательно, происходит        плавный        переход        от подготовительного этапа к объяснению нового материала - проблемное изложение материала. Возникает ситуация поиска ответа. Решить это можно, используя такие формы, как продолжение соревнования двух команд, но наиболее удачной будет групповая работа. Соединять детей в группы нужно с учётом их личных склонностей, но и для наибольшего результата совместного труда, поэтому здесь уместна дифференциация, разноуровневые задания.

Метод мотивации использую при обучении письму изложений и сочинений. Работа над изложением и сочинением вырабатывает у детей навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли: употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения.

Работа над изложением и сочинением играет важную роль в развитии логического мышления младших школьников. Развивать логическое мышление - развивать способность восприятия окружающей действительности, умение выделять из общего частное (анализ), объединять частное в общее (синтез), развивать умение сравнивать, находить сходное и различное, классифицировать по сходству, выделять главное, существенное.

Одной из самых актуальных и современных проблем в русском языке начальных классов является проблема развития речи младших школьников. С целью развития связной речи, являющейся наиболее сложной в речевом развитии, необходимо подобрать материал, доступный по возрастным критериям, соответствующий изученному материалу, имеющимся умениям, а также вызывающий интерес у детей.

Содержание текстов имеет большое значение для нравственного воспитания детей. Содержание прочитанного будит у ребёнка чувства и эмоции. Выражая их в своей письменной речи, ребёнок переживает эти чувства, выявляет своё отношение к событиям и поведению действующих лиц. Для того чтобы повысить интерес к работе, а в результате улучшить качество обучения письму изложений и сочинений, развитию письменной речи, воспитанию нравственности, нужно обратить внимание на современную детскую литературу, читаемую детьми вне программы и по современным учебникам чтения.

Через тексты изложений мы имеем возможность рекомендовать детям прочтение современных высоконравственных произведений, ориентировать их в богатом мире книг, издаваемых в последние десятилетия.

С этой целью составлены тексты сочинений и изложений

Успешно используются индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) методы. На уроках истории игра это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, память, интерес к результату.

Например:

Русский язык. 2 класс.

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова». Игра-соревнование. Три команды. Оформление на доске:

Море -

Касса-

кузня -

Лес-.

сад-

рыба-

Стол -.

сапог-

суд-

Пожар -

гитара-

трактор-

Задание: Запишите соответствующие профессии. Возможно построение всего урока в виде игры- путешествия, в котором используется метод мотивации.

Методы самостоятельной познавательной деятельности широко применяются на этапе закрепления и дают высокий результат. Но часто здесь допускается ошибка в том, что даются шаблонные готовые работы, соответствующие репродуктивному уровню способностей мышления, выполняя которые ученик проявляет умение усваивать знания и овладевать определённой деятельностью, осуществляя её по образцу.  Необходимо подбирать такие задания, которые способствуют  созданию при самостоятельной        деятельности нового, оригинального. Это может быть составление вопросов по прочитанному тексту, оставление учениками собственных тестов по изученной теме, подготовка ученика к опросу одноклассников в роли учителя.

Например:

Фрагмент урока по курсу «Мир и человек» 3 класс.

Тема: Прирожденные разрушители.

Одна из целей урока: познакомить с особенностями грибов и их ролью в природе. Задание: прочитайте текст на с.49, с первого по третий абзац, придумайте сказку о путешествии маленького грибка Дрожжика по кухне при выпечке сладкого пирога.

Интересна здесь такая форма работы, как взаимопроверка. Задание: Составьте список грибов, которые вы положите в корзинку, предложите соседу проверить их на наличие ядовитых грибов. (Работа выполняется после задания №3 на с.49 -50).

Заучивание через систему упражнений, через многократное воспроизведение знаний и умений по образцу, с опорой на инструкции и алгоритмы, т. е. репродуктивные методы так же необходимы на уроках, они рациональны на этапах закрепления материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы в начальной школе.

В данном материале учитель отобразил формы и методы работы в начальной школе....

Современные методы обучения в начальной школе

laquo;Метод обучения должен быть возведен в искусство.Его надо поставить на столь твердые основы, чтобы обучение наверняка  шло вперед и не обманывалось бы в своих результатах…»...

Современные методы обучения в начальной школе

Методы обучения - это способы передачи знаний учащимся в готовом виде, способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, организации самостоятельной практической ...

Феномен одарённости и ее проявление, методы работы в начальной школе

Материал содержит сравнительное описание Программ НОО , реализующих в своей учебной деятельности и внеурочной деятельности подход к работе с одаренными детьми ....

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...

Современные методы обучения в начальной школе.

laquo;Метод обучения должен быть возведен в искусство.Его надо поставить на столь твердые основы, чтобы обучение наверняка  шло вперед и не обманывалось бы в своих результатах…»...