Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ
методическая разработка

Александрова Тамара Дмитриевна

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова Тамара Дмитриевна – учитель МОУ «Изварская СОШ»

27 октября 2021 года

(1 слайд)

Тема:

«Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ»

 (2 слайд)

Моё педагогическое кредо:
«Сначала любить, потом учить!»

 (3 слайд)

   С каждым годом в нашу школу приходит всё больше детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и с дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьёзной проблемой – ЗПР.

   В прошлом учебном году я сделала очередной набор первоклассников, всего 7 человек. По результатам медицинского осмотра в детском саду один из них явно нуждался в помощи специалистов. Перед первым сентября ребёнку было 8 лет и 2 месяца. Следовательно, его с матерью администрация школы направила на ПМПС. Решение комиссии: обучение по адаптированной программе, вариант 7.2.

    Под руководством завуча школы Н.В. Чвановой я разработала нужную программу. Так в моём классе началась работа по адаптированной программе и общеобразовательной одновременно.

   Пять лет назад я прошла дистанционные курсы по теме: «Работа с детьми с ОВЗ». Но это была только теория. На практике всё оказалось гораздо сложнее. Поэтому мне приходилось много читать специальной литературы, обращаться за помощью к интернету.

(4 слайд)

 Поставила перед собою цель:

создать условия для личностного развития ребёнка, коррекции имеющихся недостатков и успешной адаптации.

(5 слайд)

Задачи:

  • 1) создать специальные социально-психологические условия ребёнку, имеющему проблемы в обучении;
  • 2) систематически отслеживать динамику роста в процессе школьного обучения;
  • 3) способствовать успешной адаптации в коллективе сверстников и социуме

Условия были созданы идеальные. Ребёнок посажен за первую парту, хотя рост его превышал всякие нормативы. Адаптация прошла успешно.

(6 слайд)

Выработала общие принципы и правила работы на уроке:

  • применение индивидуального подхода
  • использование разнообразных средств на уроке:
  • - чередование умственной и практической деятельности;
  • - преподнесение материала небольшими дозами;
  • - использование красочной наглядности, ИКТ
  • применение технологии педагогической поддержки:
  • - поощрение за малейшие успехи; (в 1 кл. безоценочная система, высшая награда – аплодисменты)
  • - своевременная и тактичная помощь;
  • - развитие веры в собственные силы и возможности (ты сможешь, у тебя всё получится, я в тебя верю)

(7 слайд)

Методы, которые использую в работе с детьми:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • коммуникативный;
  • методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • деятельностный  подход

(8 слайд)

Приёмы обучения:

  • игровые ситуации:

1) придумай слово из рассыпанных букв;

2) определи место звука «Где спрятался звук?»;

3) «Поможем Буратино найти ключик, решив примеры и задачи»;

4) найди ошибки в предложении, игра «Я — учитель»;

  • использование сигнальных карточек (веер с буквами, веер с цифрами, смайлики, ламинированные карточки с маркером и резинкой);
  • дифференцированные индивидуальные задания:
  • Русский язык:
  • 1 группа  учащихся - задания вида ЗВ_НОК,  СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА   вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
  • 2 группа  учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
  • 3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на  «5»)
  • Математика:
  •  1 группа  учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
  • 2 группа  учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
  • 3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим  количеством звеньев. (Оценивается на  «5»)
  • Чтение:
  • 1 группа  учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)
  • 2 группа  учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:
  • - лягушка
  • - кошка
  • - мальчик
  •  (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)
  • 3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

  • задания на развитие мелкой моторики:

Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва.

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.

  • здоровьесберегающие технологии (музыкальные физминутки, зарядка для глаз, правила посадки);
  • использование ИКТ (презентации, видеофильмы, интерактивная доска)

(9 слайд)

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • фронтальная

(10 слайд)

Работа с родителями обязательна:

  • индивидуальное консультирование;
  • подробное обсуждение общего состояния ребёнка;
  • разъяснение конкретных мер помощи ребёнку с учётом структуры его дефекта;
  • обсуждение проблем родителей и их отношение к трудностям

(11 слайд)

Главные требования к уроку по адаптированной программе и общеобразовательной:

  • воздействие на все органы чувств;
  •  разнообразные виды деятельности;
  •  обращение к опыту ребенка;
  •  комфортные условия на уроке;
  •  ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
  •  содружество учителя;
  •  задания малыми дозами;
  •  игра;
  •  чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность);
  • предотвращение наступления утомляемости (физминутки, зрительная гимнастика)

(12 слайд)

У каждого из нас есть то, что мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир!

Деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами обеспечивают решение образовательных задач обучения детей по адаптированной программе в условиях образовательной школы.

(13 слайд)

Спасибо за внимание!

(14 слайд)

Информационные ресурсы:

  • 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М, 2003
  • 2. Фото из архива Александровой Т.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса

Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане ум...

Формы и методы работы в начальной школе.

В данном материале учитель отобразил формы и методы работы в начальной школе....

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы с группами обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

Методы организации образоватеольной деятельности. Методы стимулирования и мотивации. Методы создания ситуации успеха. Методы контроля и самоконтроля....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...