Феномен одарённости и ее проявление, методы работы в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Свяченая Анжела Олеговна

Материал содержит сравнительное описание Программ НОО , реализующих в своей учебной деятельности и внеурочной деятельности подход к работе с одаренными детьми .

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

____Лесногородская средняя общеобразовательная школа_____

Доклад

«Феномен одарённости и ее проявление, методы работы в начальной школе»

Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ Лесногородской СОШ:

Свяченая Анжела Олеговна.

2020-2021

Феномен одарённости и ее проявление, методы работы в начальной школе .

Одна из важнейших педагогических задач данного периода состоит в том, чтобы научить младших школьников учиться легко и успешно. Для детей одаренных, талантливых, способных этот жизненный этап нельзя переоценить: чем бы в дальнейшем ребенок ни занимался, какую бы стезю ни выбрал, умение учиться, организовывать свою деятельность, самостоятельно искать ответы на вопросы, -  это необходимо всегда. Главная ценность обучения состоит не в накоплении объема знаний, а в усвоении этих знаний и в совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способов его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребенку ощутить ситуацию успеха.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Важными условиями умственного развития в эти годы являются:

• подражательность многим действиям и высказываниям;

• повышенная впечатлительность, внушаемость;

• направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять.

Учебные занятия служат новым источником роста познавательных сил младших школьников. Большое значение имеет выполнение действий «про себя», во внутреннем плане. Кроме того, развиваются волевые качества, проявляются особенности не только активности, но и формирующейся саморегуляции.

Для учеников начальных классов первостепенное значение имеют наряду с началом теоретической подготовки конкретность, образность познания. Важно использовать для обогащения психики присущие детям этого возраста яркое воображение и эмоциональность.

Сверхранняя профессионализация в сфере искусства и спорта, традиционная для российского дополнительного образования, - в настоящее время вопрос спорный, особенно на государственно-юридическом уровне. Превращать обучение в школе для таких детей в «довесок», приписывать ему «обслуживающую» функцию – некорректно прежде всего с морально-этической и педагогической точек зрения. Для способных ребят, ориентированных на углубленное научное познание, освоение сложного теоретического материала, опасна другая крайность – погружение в учёбу «с головой», ускоренное «прохождение» школьной программы в ущерб личностному, социальному и физическому развитию. Соответственно, оптимальный вариант – подбор программ, помогающих развитию природных задатков и способностей, с одной стороны, и с другой - способствующих формированию личности ребенка, общеучебных и социальных компетенций. Понятно, что выбор учебной программы для каждого талантливого ребенка не всегда реален: нет возможности выбрать школу, учителя, класс; иногда ребенка переводят на индивидуальное или семейное обучение. Однако в настоящий момент, при отсутствии в системе образования принятой формы индивидуальной педагогической работы с одаренными детьми, необходимо понимать, какая программа будет оптимальной для того или иного ребёнка с учетом как «сферы одаренности», так и личностных особенностей и конкретной жизненной ситуации.

  1. Педагогические системы начальной школы

Таких систем всего две:  развивающая и традиционная.

К традиционной относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».

К развивающим системам относятся две программы: Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Конкретных педагогических программ же значительно больше. Кроме официально признанных ФГОС, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных.

Каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны, поэтому важно учитывать особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе, качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Программа общего развития Л. В.Занкова с 2014 года года из списка государственных исключена. Не входят на момент 2016 г в федеральный перечень учебников  Гармония, Школа 2000 и Школа 2100, хотя программы довольно интересные и развивающие.

Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании» учитель начальной школы вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. 

  1. Основные действующие программы на 1920\21 учебный год

Традиционная система обучения

  1. Программа «Школа России»

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Проблемно-поисковый подход, как основа этой программы, предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

 Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например, пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

  1. Программа «Перспектива»

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС — это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. 

  1. Программа «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов.

Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Реализация принципов прочности и развивающего обучения, характерная ля данной программы, требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.

  1. Программа «Гармония» (не является государственной на сегодняшний момент).

Программа обучения в начальной школе «Гармония» соотносится с основными идеями развивающего обучения, и в частности, с системой Занкова.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы. Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

  1. Программа «Планета знаний»

Опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать математику по Л.Г. Петерсон, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным. По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие.

  1.  Программа «Начальная школа 21 век»

Основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

По данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

  1. Программы «Школа 2000» и «Школа 2100» (не являются государственными)

призваны научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны ниже. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

Три кардинальные и принципиальные позиции программы «Школа 2100»:

— Системность. Дети с 3 лет и до окончания школы учатся по целостной образовательной системе, которая максимально помогает ребенку раскрыть свои способности, на доступном языке дает ученику ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?», учит эффективно пользоваться своими знаниями и умениями. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

— Непрерывность. «Школа 2000» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

— Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – вуз – последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Развивающие системы начального обучения

  1. Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных систем.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Программа начальной школы по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел.

Другая особенность программы Эльконина-Давыдова: ученики начальной школы усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 – 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу.

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

  1. Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения. С 2014 вычеркнута из государственных.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

При возможности выбора программ следует исходить либо из принципа соответствия основных особенностей программы индивидуальности и  склонностям ребёнка, либо, наоборот, подбирать программу по принципу дополнительности. Так, в любом случае, вряд ли стоит «грузить» начинающих спортсменов или балерин глубокими научно-теоретическими изысками (если, конечно, они сами этим не интересуются), но учить самостоятельности, аналитическим умениям, поиску информации в данной ситуации необходимо. Талантливым детям интровертного склада имеет смысл работать по программе с сильной коммуникативно-социальной составляющей, а ребятам общительным и «заводным», претендующим на роль будущих президентов и министров, необходимы рефлексивные умения, серьезная внутренняя работа, глубокие аналитические и теоретические познания, компенсирующие некоторую поверхностность их общих способностей.

Литература

  1. А. Попов и др. Феномен выдающихся достижений. М., 2017. [Электронный ресурс. URL: https://eknigi.website/54748-fenomen-vyidayuschihsya-dostijeniy-sovremennyie-podhodyi-k-vyiyavleniyu-i-soprovojdeniyu-odarennyih-detey/ 
  2. Бумаженко, Н. И. Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми / Н. И. Бумаженко. [Электронный ресурс. URL: URL:https://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/1866, дата обращения 10.04.2018]
  3. Выготский, Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Л. С. Выготский [Электронный ресурс. URL: http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0331.htm#$f33_1 , дата обращения 10.04.2018]
  4. Программы начальной школы. https://schoolguide.ru/index.php/progs.html (дата обращения 03.06.2018)
  5. Рабочая концепция одаренности. [Электронный ресурс. URL:  http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85, дата обращения 10.04.2018]
  6. Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год [Электронный ресурс. URL:  http://www.uchportal.ru/federalnyj-perechen-uchebnikov-na-2017-2018-uchebnyj-god
  7. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. – М. : Касталь, 1993. – С. 12–133. [Электронный ресурс. URL: http://www.fondgp.ru/projects/jointly/school/3/additional/Schedrovitckij_G.P._PEDAGOGIKA__I__LOGIKA.doc, дата обращения 10.04.2018]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика проявления тревожности учеников в начальной школе

в лекции написано, как помоч ученику преодолеть превожность...

Современные методы работы в начальной школе

Данное пособие содержит перечень форм и методов работы на различных этапах урока в начальной школе....

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка в начальной школе.

На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь...

Формы и методы работы в начальной школе.

В данном материале учитель отобразил формы и методы работы в начальной школе....

Профилактика проявлений асоциального поведения в начальной школе.

Стаья посвящена организации работы классного руководителя при выявлении у обучающихся проявлений асоциального поведения....

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...