Профилактика проявлений асоциального поведения в начальной школе.
статья на тему

Стаья посвящена организации работы классного руководителя при выявлении у обучающихся проявлений асоциального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика проявлений асоциального поведения в начальной школе.

Начальная школа - та ступень, на которой закладываются основы поведения, обучения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Это время формирования характера, привычек, увлечений ребенка.

Поэтому так важно именно в этот период направить развитие ребенка по правильному пути:

-        сформировать у него положительное отношение к школе;

-        определить его социальный статус в коллективе, помочь с выбором друзей- единомышленников;

-        развить его таланты;

-        укрепить отрицательное отношение к вредным привычкам;

-        определить, как важно быть здоровым, и рассказать, что для этого необходимо делать.

Процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители и педагоги не всегда замечают отрицательные черты в поведении младшего школьника, либо не придают им значения, считая, что негативные проявления характера ребенка преодолимы со временем. Выражаясь разговорным языком, с годами перерастет… Младший школьник обладает незначительным нравственным опытом, следовательно, отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Но, несмотря на данный факт, нужно приложить много усилий, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества. В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Любому классному руководителю приходится сталкиваться с проявлениями признаков асоциального поведения у отдельных учеников, повышенной эмоциональной возбудимостью. Эти проявления всегда негативно сказываются на процессе обучения, формирования коллектива.

Начать работу следует с анализа социального паспорта. Па этом этапе учитель должен увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Совместно с социальным педагогом выявляются учащиеся асоциального поведения, анализируются особенности семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируем индивидуальную работу и отслеживаются её результаты.

Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности. Классному руководителю необходимо проводить классные часы, направленные на сплочение коллектива. Сплоченность включает в себя общение, единство мнений, убеждений, традиций. От степени развития сплоченности зависит эффективность работы учащихся класса, а также, психологический комфорт каждого ее члена. К этой работе можно привлечь школьного психолога и специалистов из центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. 

Психолог проведет диагностику, даст рекомендации, на основе которых классный руководитель разрабатывает коррекционную программу. В результате такой работы у обучающихся развиваются доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом, дети начинают эмоционально сопереживать друг другу. Ребята начинают сотрудничать и действовать сообща, согласовывают свои действия с другими и совместно решают поставленные задачи. В процессе групповых тренингов учатся разрешать конфликтные ситуации. 

Специалисты из центра работают индивидуально с отдельными обучающимися, имеющими нарушения психического и речевого развития. Чаще всего такая работа проводится непосредственно в центре, без присутствия классного руководителя. В результате этих занятий у ребенка происходит развитие высших психических функций, стабилизируется межполушарное взаимодействие, поведение становится осознанным и контролируемым, доходит до уровня непроизвольной саморегуляции.

Отдельного внимания заслуживает этап работы с родителями. При проведении родительских собраний можно применять различные методы с целью определения особенностей отношений между детьми с элементами асоциального поведения и их родителями. (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и т.д.). К проведению родительского собрания может быть привлечен социальный педагог. Он может организовать беседы на темы: режим дня; единство требований учителей и родителей; воспитание нравственности в семье; особенности возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; почему ребенок становится «трудным»; как вести себя в конфликтной ситуации со своим ребенком.

Необходимо проводить и индивидуальные беседы, содержание которых не должно разглашаться. С особым вниманием следует отнестись к просьбам родителей. Такое доверительное общение будет способствовать правильному подходу к ребенку. Не стоит ограничиваться только беседами и лекциями. Необходимо вовлекать детей и родителей в совместную деятельность: посещение театров и музеев, принятие участия в конкурсах, концертах, ярмарках, соревнованиях. Такие мероприятия способствуют улучшению отношений между родителями и их детьми, совершенствуют личность каждого участника совместной деятельности.

Достичь положительных результатов будет возможным только в процессе тесного взаимодействия всех специалистов службы сопровождения: классного руководителя, социального педагога, логопеда, педагога-психолога и конечно родителей. В этом случае ранняя профилактика асоциального поведения наиболее продуктивна. Это способствует положительной социальной адаптации младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика проявления тревожности учеников в начальной школе

в лекции написано, как помоч ученику преодолеть превожность...

профилактика соматических заболеваний у обучающихся начальной школы

Забота о сохранении здоровья детей  позволяет мне расширить практические задачи, направленные на здоровьесберегающие технологии. Я  тесно сотрудничаю с психологической и медицинской слу...

Сценарий праздника по профилактике безопасного дорожного движения для начальной школы

Сценарий праздника с элементами театрализации и включением конкурсной программы под названием "Ваня и велосипед", с двумя основными ведущими Постовым и Ваней, направленный на профилактику безопасного ...

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе

Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...

Феномен одарённости и ее проявление, методы работы в начальной школе

Материал содержит сравнительное описание Программ НОО , реализующих в своей учебной деятельности и внеурочной деятельности подход к работе с одаренными детьми ....