"Формирование мыслительных операций у младших школьников" (обобщение педагогического опыта)
учебно-методический материал по теме

Донскова Оксана Васильевна

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания. Логические приёмы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание в своей работе с младшими школьниками уделяю развитию у них основных характеристик мышления. Проанализировав соответствующие работы, статьи , структурировав весь материал, выстроила определённую систему своей работы по формированию логических операций у младших школьников.  Специальные упражнения, задания включаю в различные уроки в определённой системе.Также через факультативные занятия занимаюсь развитием  логических операций у учащихся. Каждый год провожу диагностику на овладение школьниками основными логическими операциями. Отмечаются положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskoe_myshlenie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У      

                  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         

                              (из опыта работы)

                                             Автор: Донскова Оксана Васильевна

                                                          учитель начальных классов

 

                                             МКОУ «Новоозерская» СОШ

                                              Ст. Озёрки   Алтайский край

     Одной из основных задач перестройки школьного образования является ориентация на приоритет развивающей функции обучения. В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т.п.) и формирование способов работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приёмы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребёнка умение думать, не формирует вышеперечисленных операций, малоэффективно для умственного развития.

    Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и,  в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.

    Логические приёмы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.  Установлено , что  формирование и развитие основных логических структур мышления происходит в возрасте от 5 до 11 лет, т. е. в период обучения ребёнка в начальной школе.

    Таким образом, проблема формирования логического мышления особенно актуальна на этапе начальной школы. Уровень развития мышления у младших школьников во многом определяет их будущие успехи и неудачи. Многие учебные навыки, сформированные в начальной школе, с трудом поддаются какой- либо коррекции на последних этапах обучения.

     

              Обычно из личного опыта работы приходится наблюдать, что больше половины школьников поступают в школу с недостаточным или низким уровнем развития познавательных процессов. А в развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Поэтому особое внимание в своей работе с младшими школьниками уделяю развитию у них основных характеристик мышления. В последнее время в учебниках и учебных пособиях для младших школьников содержатся упражнения логического характера. На мой взгляд, несмотря на их разнообразие, не прослеживается чёткая система развития логического мышления. Проанализировав работы, статьи теоретиков: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, И.С.Якиманской и методики  практиков: Л.В. Тихомировой, З.А. Михайловой, С.И. Волковой, И.Н. Столярова, В.В. Лайло, Г.А.Бакулиной, Н.С.Бакановой, С. Гин и других, структурировав весь материал, выстроила определённую систему своей работы по формированию логических операций у младших школьников. Специальные приёмы, упражнения, задания включаю в различные уроки в определённой системе.

           Выстраиваю структуру предъявления общих и специфических знаний и умений на первых уроках следующим образом: умение выделять в предметах различные свойства; умение выделять общие и отличительные признаки; умение отличать в предметах существенные свойства от несущественных и устанавливать разницу между общими и существенными признаками; умение сравнивать. Работу по формированию этих логических приёмов выстраиваю в игровой форме. Работа проводится с различными предметами. Каждый предмет попарно дети сравнивают с другими и указывают свойства выбранного предмета. Здесь провожу игру «Кто больше знает о предмете?» Аналогичную игру на протяжении нескольких уроков провожу с другими предметами, причём с разными и мало похожими. Также из  данного набора предметов предлагаю детям найти последовательно два предмета, которые похожи друг на друга (предметы могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу и другим признакам сходства). Ученики доказывают правильность подбора предметов. Организую игру «Похож- непохож». При этом учу видеть предмет разносторонне, в  многообразии его особенностей. Как только ученики свободно начинают выделять свойства предметов путём сравнения их с другими предметами, постепенно предметы убираю и заставляю детей выделять свойства без сравнения с видимыми предметами. На уроках организую и такую игру «Угадай предмет по его свойствам». На последних уроках приступаю к формированию понятий общих и отличительных признаков предметов. Подвожу детей к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета приём сравнения.

      Для овладения операцией сравнения использую задания, в процессе выполнения которых младшие школьники учатся наблюдать, подмечать сходство и различие, замечать изменения, выявлять причины этих изменений и их характер, и на этой основе делать выводы в форме предположения. Например, на уроках математики, на развитие и совершенствование мыслительной операции- сравнения- предлагаю учащимся выполнять задания на сравнение чисел, числовых выражений, способов их решений, величин, текстовых задач, геометрических фигур, уравнений, различных математических зависимостей, а также групп чисел, числовых выражений, примеров, текстовых задач, геометрических фигур, обладающих общими признаками и имеющих некоторые различия. Задания постепенно усложняю. Постепенно детей подвожу и к сравнению способов выполнения практических и умственных действий, вычислений, решений и их записей к сравнению результатов, которые могут быть получены. На уроках использую ряд упражнений на сравнение «Чем похожи и чем отличаются слова (цифры)», «В приведённых группах числа (слова) записаны по определенному правилу. Установи для каждого столбца своё правило и впиши вместо точек нужное число (слово)», «Продолжи ряд чисел», «Реши задачи. Отметь сходство и различие в задачах и их решениях. Сделай вывод», «Найди отличие фигур одной группы от другой», «Найди недостающую фигуру», «Нарисуй четвёртую фигуру», «Найди одинаковые фигуры (предметы)», « Что лишнее?» «Измени признаки предметов (цвет, форма, размер), выполняя команды букв».

               Из урока в урок стараюсь развивать у детей способность к анализу и синтезу. В целях развития мыслительных операций анализа и синтеза использую серию заданий: проведение простейшего анализа сначала с практическим, а затем и мысленным расчленением объекта или группы объектов (числовых выражений, задач, словосочетаний..) на составные элементы; проведение синтеза заданных частей в единое целое, обладающее заданным свойством. Например, на уроках русского языка для развития мыслительных операций- анализа и синтеза- использую ряд упражнений: «Превращение слов», где детям предлагаю, изменяя последовательно по одной букве в словах, превратить первоначальное слово в конечное»; «Зашифрованное слово», где предлагаю составить слово, взяв по одному слогу из данных слов или составить слово из вторых (первых, последних) слогов данных слов; «Анаграмма», где учащиеся из данных слов путём перестановки букв составляют новые слова, используя буквы, входящие в состав данного слова; «Эхо», где ученики составляют слова, отделив первые буквы от данных слов; «Змейка»; «Занимательная азбука», где учащимся предлагаю составить слова по данной модели. На уроках математики при работе с геометрическим материалом предлагаю следующие задания: «Мысленно составь целую фигуру из отдельных элементов. Найди элементы, из которых необходимо составить данную фигуру» (синтез); «Укажи, из каких геометрических фигур составлен данный предмет» (анализ).

             На различных уроках провожу работу и по формированию у младших школьников умений проводить обобщение с постепенным усложнением материала, предлагаемого в заданиях. Умение обобщать учу использовать для переноса выделенного свойства на новые объекты или их группы, а также на умение провести классификацию не только на отдельных объектах и их групп, но и  способов выполнения тех или иных заданий. Для развития умения обобщать использую такие упражнения: «Обобщение», где учащимся предлагаю продолжить перечень слов и назвать общим словом: «Поиск общих слов», где предлагаются слова, мало связанные между собой, дети пишут как можно больше общих признаков этих предметов. В 3, 4 классах предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения. Для этой цели использую такие задания: «Сравни примеры, найди общее и  сформируй новое правило», «Сравни выражение, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод».

            Исходя из актуальности формирования элементарных логических приёмов, также использую в своей работе один из необходимых видов мыслительной деятельности- приём классификации. Применение приёма классификации на уроках позволяет расширять имеющиеся в практике приёмы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Из опыта своей работы выделяю следующие виды заданий на классификацию:

  • Нахождение лишнего рисунка, буквы, звука, числа, предложения…;
  • Выбор основания для классификации. Здесь предлагаю следующие

задания: «Определи, по какому признаку распределены фигуры (числа) на две (три) группы», «Правильно ли Незнайка расселил фигурки в домики по признаку «размер» (форма…)?. Исправь ошибку»;

  • Деление на группы по общему признаку. Здесь предлагаю такие

задания: «Разбей слова (предметы, числа) на несколько групп и подбери подпись для каждой группы», « В какой строчке классификация проведена правильно», «Распредели фигуры на группы. Укажи признак, по которому распределены фигуры», «Распредели данные выражения на две группы по какому- то признаку. Укажи признак разбиения», «Раздели задачи на 3 группы так, чтобы в каждой группе были задачи, чем- то похожие друг на друга». Далее такие задания усложняю, где предлагаю ученикам распределить фигуры, числа, слова на группы сразу по нескольким основаниям.

                 Учу детей подмечать, выявлять закономерности. Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом понятий и терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. На установление закономерностей предлагаю младшим школьникам следующие задания: «Найди ошибку в чередовании», «Найди продолжение гирлянды», «Какая фигура пропущена?», «Отметь, как чередуются фигуры», «Продолжи ряд. Для этого проследи, как меняются предметы», «По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его», «Определи особенности изменения чисел в таблице и запиши в пустой клетке соответствующее число», «Раскрась: треугольник- красным цветом, круг- зелёным, квадрат- жёлтым. Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и в столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и по форме», «Добавь третье число. Составь закономерность», « В каждом ряду найди и вычеркни лишнее число.

                 Также учу детей умению устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. С этой целью провожу упражнения:

  • «Расположение понятий от более частных к более общим», «Род- вид»,

где учащимся предлагаю заполнить таблицу (узкое понятие, среднее и широкое), из данного перечня слов;

  • «Запиши по одному из частных понятий к каждому общему»;
  • «По одному из частных понятий установи общее»;
  • «Выпиши из словарика в столбик 7 слов, которые обозначают частные понятия, и напиши к ним соответствующие общие».

Также для развития умения устанавливать связи, отношения между предметами и явлениями использую упражнение «Аналогия», где предлагаю три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, ученики находят четвёртое слово.

                   Одной из основных логических операций мышления является операция логического суждения. Люблю здесь предлагать задания, где младшим школьникам необходимо делать логические умозаключения:

  • Задания на определение истинности или ложности суждений.

Например, предлагаю два рисунка. Учащимся надо определить, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно. Постепенно такого вида задания усложняю, предлагая детям, глядя на эти картинки придумать свои истинные и ложные высказывания, используя слова все некоторые ни одного. Такую же работу организую по рисунку с геометрическими фигурами.

  • Задания со словами- связками. При выполнении этого задания

предлагаю учащимся дополнить предложенные им высказывания словами- кванторами   «все»,  «некоторые», так, чтобы получились истинные высказывания. Или предлагаю предложения с пропущенными логическими связками. Дети определяют, что пропущено.

  • Задания на построение цепочки логических рассуждений с

последующими умозаключениями, задания на логический перебор возможных вариантов. Такие задания представляют собой различные логические задачи.

                 

             На мой взгляд,  недостаточно использование на уроках: специальных приёмов, упражнений на развитие логических операций;   специальных наглядных пособий,  чтобы научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции. Поэтому я решила, что необходимо ведение специального факультативного курса, на котором младшие школьники смогут как бы со стороны увидеть процесс мышления, получить систематизированные знания. Преследуя данную цель, я стала  вести специальные развивающие факультативные занятия с младшими школьниками. Использовав пособия С. Гин, И. Вачкова, Л.Ф. Тихомировой, Бакулиной Г.А., Языкановой Е.В. и других разработала факультативный курс «Логика». Например, В 4 классе  на занятиях давала новый материал, который потом в течение 1-2 недели закрепляла на всех остальных уроках. Здесь как раз и приходили на помощь специально подобранные упражнения. Таким образом, факультативные занятия выполняли роль своеобразной оболочки, которая наполнялась содержанием основных уроков. Например, после изучения темы «Классификация» предлагала задания на классификацию объектов на уроках русского языка, математики, чтения, природоведения на соответствующем программном материале.

      В процессе формирования мыслительных операций у младших школьников опиралась на методы  контекстного обучения: проблемный и частично- поисковый методы.     

           Планирование учебного материала по факультативному курсу «Мир логики» в 4 классе.

                                  1 четверть

1. Знакомство с курсом «Мир логики»

2. Выделение признаков.

3. Различие.

4. Сходство.

5. Существенные признаки.

6. Характерные признаки.

7. Упорядочивание признаков.

8. Правила сравнения.

9. Значение сравнения.

                              2 четверть.

10. Понятие о классах.

11. Правила классификации.

12. Вопросы.

13. Алгоритм.

14. Закономерности в числах и фигурах.

15. Закономерности в буквах и словах.

16. Логические задачи.

                            3 четверть.

17. Причина и следствие.

18. Причинно- следственные цепочки.

19. Противоположные отношения между понятиями.

20. Отношения «род- вид» между понятиями.

21. Упорядочивание по родовым отношениям.

22. Виды отношений между понятиями.

23. Определения.

24. Ошибки в построении определений.

25. Умозаключения.

26.Язык и логика.

                           4 четверть

27. Продумывание по аналогии.

28. Использование аналогии в обучении.

29. Продолженная аналогия.

30. Рассуждения.

31. Ошибки в рассуждениях.

32. Юмор и логика.

33. Подведение итогов обучения.

       Ежегодно провожу диагностику уровня развития мышления.

В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность моих учеников активизировалась, качество их знаний заметно повысилось. Работая над развитием логического мышления у младших школьников, заметила, что даже слабые ученики стали рассуждать, делать выводы. Динамика формирования мыслительной деятельности школьника представляет собой сложный и многоаспектный процесс. В каждом отдельном случае учитываю достигнутый уровень развития и темп формирования соответствующей стороны мышления у младших школьников за определённый период времени. Только учитывая оба этих фактора и рассматривая их в сравнении с нормой, оцениваю происходящее в развитии мышления у каждого ученика. Провожу диагностику степени владения младшими школьниками логическими операциями и выявляю их общий уровень развития мышления. Приведу примеры некоторых диагностических методик и их качественный анализ.

   В 3 классе использовала методику Э. Ф. Замбацявичене на изучение словесно- логического мышления. Опросник включает в себя четыре вербальных субтеста. В каждом по 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от младших школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий.

Результаты второго субтеста позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест- задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.  

Четвёртый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

                                      1 субтест

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1.У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

2.В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3.В году ( 24, 3, 13, 4, 7 месяцев)

4.Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живёт (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6.Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник0

8.Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

9.У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10.Город России ( Париж, Москва. Лондон, Варшава, София)

                                   2 субтест

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
  5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
  6. Окружность. Треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
  7. Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.
  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

                                      3 субтест.

Найди среди пяти слов, написанных под чертой одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1. Огурец                георгин

    Овощ                   сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Учитель               врач

    Ученик                очки, больные, палата, больной, термометр

3. Огурец                 сад

   Морковь               забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4. Цветок                 птица

    Ваза                     клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. Перчатка             сапог

   Рука                      чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6. Тёмный               мокрый

   Светлый               солнечный, скользкий, сухой. Тёплый, холодный

7. Часы                    термометр

  Время                    стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина              лодка

  Мотор                   река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул                    игла

  Деревянный         острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол                  пол

  Скатерть               мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди

                  4 субтест

Подбери общее слово к двум, указанным в строчку:

  1. Метла, лопата  ……..
  2.  Окунь, карась………
  3. Лето, зима………….
  4. Огурец, помидор………..
  5. Сирень, шиповник………
  6. Шкаф, диван…………
  7. День, ночь…………….
  8. Слон, муравей………..
  9. Июнь, июль…………..
  10. Дерево, цветок……….

Обработка полученных данных

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1

1,9

2,6

2,0

2,6

2

2, 8

2,3

2,4

3,0

3

2, 7

2,7

2,2

2,1

4

2,3

2,6

2,6

2,2

5

2,6

2,4

2,4

2,6

6

2,2

2,5

2,1

3,0

7

2,8

2,3

2,5

2,8

8

3,4

2,5

2,2

2,2

9

2,8

3,0

2,2

2,4

10

2,6

2,7

2,2

2,2

Для 1 и 2 субтеста  - 26 баллов

Для 3 субтеста -23 балла

Для 4 субтеста – 25 баллов

100- 75 баллов – высокий уровень развития

74-50 баллов  -   средний уровень развития

49- 25 баллов   -низкий уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных операций у младших школьников

В данной работе представлены программа формирования мыслительных операций у младших школьников....

символическая наглядность как средство развития мыслительных операций у младших школьников

Педагогическое исследование как использовать символическую наглядность при изучении геометрического материала в начальной школе на уроках математики, чтобы она стала средством развития мыслительных оп...

Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)

Обобщая опыт,  мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован...

"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и п...

"Проектно-исследовательская технология как основа формирования познавательных УУД младших школьников" (обобщение опыта)

Проектно-исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования....

Игра как средство развития мыслительных операций у младших школьников с ОВЗ

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выв...