Формирование мыслительных операций у младших школьников
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основной файл | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мыслительных операций у младших школьников
Усвоение знаний обеспечивают такие психические процессы как восприятие, память и в первую очередь мышление.
Как же происходит развитие мышления? В процессе усвоения научных знаний ребенок одновременно приобретает и способы оперирования ими, то есть достаточно сложную систему умственных действий, мыслительных операций, которые необходимы для использования знаний в решении практических или теоретических проблем. Выполняя учебные задания или овладевая умственными действиями и способами учебной работы, учащийся вместе с тем развивает мыслительную деятельность. Так, решая задачу по математике или усваивая исторические факты, школьник стихийно, неосознанно учится анализу и сравнению, абстрагированию и обобщению, которые являются основными мыслительными операциями.
Но ошибочно было бы полагать, что любое усвоение нового знания или действия автоматически приводят к развитию мышления. Например, механическое заучивание фактов, событий, понятий в разных школьных предметах не отразится на работе мышления. Поэтому для формирования мышления необходимо создавать определенные условия. Главное условие развития мышления – постановка в обучении специальной задачи, которая решается использованием в учебной деятельности особых заданий.
Основное место в данной работе занимают три развивающие программы, позволяющие формировать некоторые мыслительные операции, интеллектуальные действия и речевые умения у школьников 2 -5 классов. Каждая программа представляет собой системы заданий разного уровня сложности и предваряющие их объяснения.
В задачу учителя входит помочь школьнику включить сформированные приемы в свою учебную деятельность.
Для диагностики умственного развития предлагается Интеллектуальный Тест, который проводится как на начальном этапе, так и после окончания занятий, чтобы выявить результативность работы.
Целью программы, представленной в данной работе, является обучение ребенка мышлению.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Развивающая работа с учащимися должна проводиться в два этапа.
На первом, начальном, этапе главное внимание уделяется обучению таким важным мыслительным операциям, как обобщение и ограничение, анализ и сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий. Начинать такую работу необходимо уже со второго класса.
На втором этапе все внимание должно быть направлено на развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, а именно таких интеллектуальных умений, как понимание общего и переносного смысла текста, выделение главной мысли, развитие активного и пассивного словаря. Эту работу следует начинать с третьего класса и только после того, как освоен первый этап.
Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев логически связаны друг с другом, так как последующий мыслительный прием строится с опорой на предыдущий.
Занятия следует проводить в виде свободного общения, включить в них игровые моменты, следить за тем, чтобы реакции детей на ошибки соучеников не были обидными.
Во время занятий разрешается спрашивать, советоваться, делиться своими соображениями.
Начало развивающей работы всегда предваряется ознакомительной беседой, в которой детям сообщаются цели проводимых упражнений.
Примерное содержание беседы может быть таким: «Сегодня мы начнем цикл занятий, необычный для вас. Успех в их выполнении зависит не от того, как вы учитесь, не от ваших оценок, а от того, насколько вы наблюдательны, сообразительны, как вы умеете рассуждать, подмечать общее в разных вещах и различное в сходных. Эти качества часто необходимы человеку в повседневной жизни. Этим качествам я и буду вас обучать на наших занятиях. Единственное условие, которое вы должны соблюдать,- быть максимально собранными, внимательными к моим объяснениям и при первых признаках непонимания сообщить мне, чтобы мы вместе преодолели наметившиеся трудности»
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
На первом занятии, которое называется «Игра в слова», предлагаются задания на словесные ассоциации из программы 3. Каждый ребенок дает свой ответ на слово, произнесенное учителем. При этом поощряется нахождение как можно большего числа ассоциаций. В дальнейшем каждое занятие начинается с такой разминки в течение десяти минут.
На втором занятии можно приступать к первому заданию из программы 1.
Задание 1.
Дети получают две карточки с общими и частными понятиями и должны расположить их так: слева – общее, справа – частное. Первые шесть упражнений выполняются с учителем, подробно разбираются. Затем дети составляют единую команду и должны оценить решения, которые предлагает учитель ( при этом некоторые его ответы заведомо неправильны ). Последние упражнения дети выполняют самостоятельно с последующим обоснованием.
Заканчивается работа с каждым типом заданий только тогда, когда ученики могут выполнить их легко и без ошибок и сами придумывают собственные примеры.
Задание 2
В этом задании надо делать то же самое, что и в предыдущем, но уже с тремя карточками, которые предъявляются в перепутанном виде. Схема отработки навыка такая же, как и в задании 1. Минимальный навык считается сформированным, если дети выполняют все без ошибок и могут составить собственные упражнения.
Каждое занятие начинается с того, что ученики вспоминают, какие упражнения они делали в прошлый раз, и выполняют их повторно.
Задание 3.
Третье задание состоит из двух частей.
В первой части дети должны к слову, напечатанному на карточке большими буквами, подобрать обобщающее слово из пяти других предложенных карточек
Во второй части дети получают только те карточки, на которых были слова, напечатанные большими буквами. Ученики должны дать этим словам определение. После каждого ответа идет взаимная проверка с подробным анализом того, чье определение является наиболее точным.
Задание 4.
Здесь ученики должны придумать обобщающее понятие не к одному, а к двум словам. Эту работу можно проводить в паре. Один ребенок выполняет упражнение, а другой подвергает экспертизе полученный письменный ответ. В следующем упражнении дети меняются ролями.
Задание 5.
«Домино» проводится в форме игры между двумя учениками.
Задание 6.
В этом задании нужно из пяти слов выбрать такие, отношения между которыми обозначалось как целое – часть.
Задание 7.
В нем требуется из пяти слов, напечатанных на отдельных карточках, выбрать только такие, которые находятся в отношении рядоположенности.
Задание 8.
Это задание предлагает к данному понятию подобрать противоположное ему по смыслу. Задание проводится в устной форме.
Задание 9.
Здесь отрабатываются причинно-следственные отношения между понятиями.
Задания 10 и 11.
Данные упражнения отрабатывают отношения последовательности и функциональные отношения. Упражнения напечатаны на бланках и предъявляются каждому ученику. Дети выполняют задания независимо друг от друга. Затем идет коллективная проверка с подробным комментированием каждого варианта ответа. Как и в предыдущих случаях, работа заканчивается тогда, когда ответы не содержат ошибок и по просьбе учителя дети могут самостоятельно придумать варианты упражнений.
После завершения программы 1 (работа со словом) дети переходят к программе 2 ( работа с текстом ).
В задании 1 , где требуется объяснить значения выделенных слов (разбить сад – разбить чашку ), дети получают бланки с упражнениями и отвечают на них устно. Заканчивается эта работа, когда ученики в качестве домашнего задания придумают два-три примера и дадут им правильные объяснения.
Задание 2, где нужно найти как можно больше контекстов применения ряда многозначных слов ( фигура, адрес, батарея и т.д. ), проводится в устной форме. В первых шести упражнениях дети совместно с учителем ищут возможные варианты ответов. Затем, в следующих шести, только дети сообща придумывают ответы, а учитель может дополнить своими вариантами. Последние восемь упражнений дети выполняют самостоятельно, когда один отвечает, другой его дополняет, и наоборот.
Задание 3, где требуется к предлагаемым словам подобрать как можно больше синонимов, выполняется письменно. Схема работы такая же, как в задании 2.
Задание 4. Ученикам раздаются отпечатанные предложения с пропущенными словами. Надо на место пропусков поставить нужные по смыслу слова.
Задание 5 выполняется устно. Дети по очереди в режиме соревнования дополняют устойчивые словосочетания недостающими словами. Например: перочинный … (нож). Первое слово называет учитель.
Задание 6 выполняется письменно. Детям раздаются бланки со словами, а они должны к каждому существительному подобрать как можно больше прилагательных и наоборот. Особо отмечаются ответы, в которых слово употребляется в переносном смысле.
Задание 7, где необходимо собрать рассыпанные предложения. Для этого задания используются заранее подготовленные карточки с отдельными словами.
Задание 8. Надо восстановить тексты из предложений, перепутанных между собой.
Задание 9. Нужно собрать пословицы из частей «потерявших» друг друга.
После каждого выполненного упражнения идет обсуждение вариантов ответов. Можно устроить и соревнование.
Задание 10, где требуется подбирать близкие по смыслу пословицы. Дети получают лист с отпечатанными заданиями и по очереди называют букву, которая обозначает правильный ответ. Если ребенок не может найти ответ, то предлагается ответить другому ребенку.
Задание 11. Здесь надо своими словами сформулировать общий смысл пословицы. Учитель обращает внимание учеников на то, что пословицы могут содержать две мысли: конкретную, прямо вытекающую из текста, и общую, в которой заложен переносный смысл, отвлеченный от конкретного текста. Именно эту общую мысль и должен распознать и сформулировать ученик.
В задании 12 нужно сформулировать своими словами общий смысл басни. После каждого ответа учитель читает мораль басни и предлагает детям обсудить, насколько данный учеником ответ приближается к тому, что хотел сказать автор
ПРОГРАММА 1.
Эта программа направлена на формирование основных мыслительных действий и умений, которые необходимы при работе с понятиями (обобщение, абстрагирование, анализ, сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий).
Рядом с заданиями, там, где это необходимо, в скобках приводятся возможные варианты правильных ответов.
Вступительная беседа.
Вокруг нас существует много всяких вещей, происходят разные события, живут люди. Мы думаем об окружающем нас мире, или, как говорят, «мы мыслим». Для того, чтобы думать и рассказывать о наших мыслях другим, мы пользуемся разными словами.
Слова можно произносить и можно писать. Употребляя слова, мы понимаем друг друга. Почему? Потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи или события или качества вещей и событий, потому что за определенным словом стоит определенное содержание.
Например, если я скажу «яблоко», каждый поймет, каждый представит себе, что это такое, о каком фрукте идет речь. Если я скажу «красный», Каждому ясно, какой цвет обозначается этим словом. Все эти примеры показывают, что каждое слово что-то обозначает, имеет свое определенное значение.
То, о чем мы говорим или думаем и что обозначается словами, называется понятиями (от слова «понимать»). Значит, понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем слово или несколько слов. Например, понятием яблоко обозначаются все фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятием вода – жидкость, имеющая определенные качества.
Понятие может выражаться не одним, а несколькими словами. Предположим, ты сказал другу, что съел яблоко. И друг тебя понял.
Яблоко – очень общее понятие, потому что оно обозначает много разных яблок (больших и маленьких, красных и зеленых, сладких и кислых).
А если ты хочешь точнее рассказать другу о том, какое яблоко ты съел, то можешь сказать: красное яблоко. Понятие красное яблоко служит для обозначения меньшего числа яблок. Поэтому говорят, что оно не такое общее, как понятие яблоко. Понятие красное яблоко можно назвать частным, конкретным понятием, если сравнивать его с понятием яблоко.
Запомните: если есть два понятия, относящиеся к одному классу предметов или явлений, но одно из них общее, а другое – частное, то частное понятие всегда можно включить в общее, т.е. вместо частного понятия всегда можно использовать общее. Такая операция называется обобщением понятия.
Примеры обобщения: красное яблоко – яблоко, ландыш – цветок, карась – рыба, стол – мебель.
Обобщить понятие – значит, подобрать к нему более общее понятие.
Понятие большое красное яблоко еще более частное, конкретное, чем понятие красное яблоко. Использовать вместо какого-то понятия более частное, узкое – значит, ограничить данное понятие.
Примеры ограничения: красное яблоко – маленькое красное яблоко, животное – домашнее животное, урок – математика.
Таким образом, понятие можно обобщить (подобрать к нему более общее понятие) и ограничить (подобрать частное, более узкое понятие).
Сейчас вы попробуете выполнить задания, где от вас потребуется установить, какие понятия являются более общими, широкими, а какие – более частными, узкими.
Задание 1.
Я предлагаю вам по две карточки с понятиями (общими и частными). Вы должны положить их перед собой так, чтобы слева располагалась карточка с общим понятием, а справа – с частным.
Время года Осень
Насекомое Пчела
Сторона горизонта Север
Полезное ископаемое Песок
Осадки Дождь
Водоем Озеро
Топливо Уголь
Кустарник Малина
Океан Тихий океан
Орган чувств Глаз
Планета Земля
Звезда Солнце
Ребенок Мальчик
Растение Дерево
Зерновая культура Пшеница
Число Девять
Многоугольник Треугольник
Единица длины Метр
Единица времени Секунда
Математическое действие Сложение
Животное Волк
Прибор Компас
Пространство Равнина
Явление природы Таяние льда
Мебель Кровать
Страна Россия
Писатель Антон Павлович Чехов
Транспорт Воздушный транспорт
Одежда Комбинезон
Часть речи Существительное
Имя мальчика Сергей
Единица площади Квадратный километр
Чувство Радость
Геометрическая фигура Круг
Книга Учебник
Марка машины «Волга»
Журнал «Мурзилка»
Стихотворение Маршака «Мяч»
Вид спорта Плавание
Задание 2.
Теперь надо будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Вам надо расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенное посередине – промежуточным по общности (то есть частным по отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию).
Насекомое Полезное насекомое Пчела
Полезное ископаемое Топливо Нефть
Водоем Озеро Байкал
Топливо Твердое топливо Уголь
Кустарник Садовый кустарник Малина
Водоем Океан Тихий океан
Орган Орган чувств Глаз
Космическое тело Планета Земля
Небесное тело Звезда Солнце
Человек Ребенок Мальчик
Растение Дерево Береза
Растение Зерновая культура Пшеница
Число Нечетное число Девять
Фигура Многоугольник Треугольник
Водоем Река Волга
Животное Дикое животное Волк
Птица Лесная птица Дятел
Трава Луговая трава Клевер
Природа Неживая природа Камень
Страна Европейская страна Франция
Писатель Русский писатель А.П.Чехов
Транспорт Воздушный транспорт Вертолет
Одежда Спортивная одежда Комбинезон
Часть речи Существительное Дом
Имя человека Имя мальчика Сергей
Дерево Хвойное дерево Ель
Природное богатство Лес Тайга
Гриб Съедобный гриб Боровик
Часть суши Материк Африка
Книга Учебник «Русский язык»
Журнал Детский журнал «Мурзилка»
Вид спорта Плавание Брасс
Одежда Зимняя одежда Шуба
Действие Математическое действие Сложение
Растения Дерево Дуб
Герой Герой сказки Чебурашка
Часть суши Остров Сахалин
Задание 3.
Сейчас вам предстоит выполнить работу потруднее. Я раздам вам карточки с понятиями, напечатанными большими буквами, и пять карточек с понятиями, напечатанными маленькими буквами. Из пяти карточек надо выбрать одну такую, на которой написано более общее понятие по сравнению с понятием на первой карточке.
КОМПАС | прибор | Стрелка | Сторона горизонта | Направление | Барометр |
РАВНИНА | Большое Пространство | Холм | Поле | Трава | Река |
ЛУНА | Небесное тело | Звезда | Земля | Месяц | Ночь |
ЯЗЫК | Орган чувств | Расположен во рту | Часть тела | Вкус | Разговор |
М ФИЗИКА | Наука | Урок | Число | Экзамен | Формула |
РОЖЬ | Зерновая культура | Растет в поле | Еда | Колос | Крупа |
БЕРЕЗА | Дерево | Почка | Белый ствол | Лист | Дрова |
ВЕСНА | Время года | Солнечная погода | Зима | Оттепель | Тает снег |
НОЧЬ | Время суток | Темнота | День | Сутки | Когда спят |
ОКУНЬ | Рыба | Мелкий | Карась | Еда | Река |
ЛОПАТА | Инструмент | Копает | Садовая лопата | Черенок | Грабли |
ПОМИДОР | Овощ | Вкусный | Красный | Растет в огороде | Сочный |
КУРИЦА | Домашняя птица | Несет яйца | Петух | Цыпленок | Животное |
СЛОЖЕНИЕ | Математическое действие | Арифметика | Сумма | Число | Плюс |
ГРАММ | Единица массы | Тонна | Гиря | Вес | Центнер |
РАЗНОСТЬ | Результат действия | Число | Уменьшить | Сумма | Вычесть |
КВАДРАТ | Геометрическая фигура | Действие | Метр | Математика | Игрушка |
ГЛАГОЛ | Часть речи | Бежать | Что делать? | Русский язык | Говорит |
ВОЛК | Дикое животное | Злой | Волчиха | Заяц | Ест зайцев |
После выполнения задания необходимо пояснить детям следующее: когда к частному понятию подбирают более общее, то это называется обобщение. С обобщения начинаются определения понятий. Когда просят дать определение понятия, то прежде всего надо найти к нему более общее понятие. Например, вас просят определить, что такое стул. Стул относится к мебели, является предметом мебели. Значит, первое, что надо сказать, стул – предмет мебели. Но это не все. Ведь предметов мебели много – стол, кровать, диван и т.д. Чем стул отличается от других предметов мебели? Прежде всего своей функцией, тем, для чего он предназначен. На стуле сидят. Этот признак стула является существенным. Итак, стул можно определить, как предмет мебели, предназначенный для того, чтобы на нем сидеть.
Попробуйте теперь дать определения понятиям задания 3, напечатанным большими буквами.
Задание 4.
Теперь попробуйте обобщить следующие пары слов. В предыдущих заданиях вы находили общее понятие к более частному. А теперь попробуйте придумать общее понятие не к одному, а к двум словам сразу. Например, рубашка и платье, общим для них будет понятие одежда.
Как выполнить это задание? Прежде всего нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем, искать нужно сходные, существенные признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Рубашка и платье – это те предметы, которые люди надевают на себя и тем самым защищаются от холода. А этими качествами обладает одежда.
1. Окунь – карась рыбы
2. Метла – лопата инструменты
3. Лето – зима времена года
4. Июнь – июль летние месяцы
5. Нефть – торф топливо, полезные ископаемые
6. Собака – пчела живые существа
7. Трава – гриб растения
8. Нож – ложка столовые предметы
9. Дом - дача здания, жилища
10. Автомобиль – поезд транспорт
11. Нога – рука конечности
12. Сапоги – туфли обувь
13. Пушкин – Лермонтов русские поэты
14. Конфета – торт сладости, десерт
15. Глаза – уши органы чувств
16. Плюс – минус математические знаки
17. Дождь – снег осадки
18. Метр – сантиметр меры длины
19. Сумма – разность результаты математических
действий
20. Солнце – Луна небесные тела
21. Делимое – делитель название компонентов деления
22. Сложение – вычитание математические действия
23. Пчела – жук насекомые
24. Природоведение – история учебные предметы
Задание 5.
А теперь поиграем в домино. Играть могут два – четыре человека. Каждый игрок получает по пять карточек. На каждой карточке написаны два слова. Одно слово – частное, конкретное понятие, обозначающее какой-нибудь реальный объект. Другое слово – обобщенное понятие. Обобщенные понятия подходят для нескольких конкретных понятий одновременно. Например, треугольник и круг можно назвать геометрическими фигурами; море и реку – водоемами. На карточках даны конкретные и обобщающие понятия в разных сочетаниях.
Правила игры следующие: все по очереди должны укладывать друг к другу карточки с одинаковыми понятиями – как конкретными (понятиями из одной и той же группы), так и обобщенными. Например, к карточке, где написано «круг» и «знаки препинания», с одной стороны можно положить карточку со словом «геометрические фигуры». К другому концу можно приложить карточку со словами «запятая» или «точка». Если нет подходящей карточки, то игрок должен взять карточку, оставшуюся на столе. Если карточки на столе закончились, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил все свои карточки.
Пруд | Материк | Нос | Материк |
Нефть | Орган чувств | Восток | Время года |
Ухо | Небесное тело | Антарктида | Время года |
Осень | Водоем | Железная руда | Сторона горизонта |
Юг | Небесное тело | Луна | Полезное ископаемое |
Природный газ | Время года | Запад | Полезное ископаемое |
Лето | Полезное ископаемое | Африка | Водоем |
Звезды | Время года | Глаз | Водоем |
Евразия | Полезное ископаемое | Рот | Сторона горизонта |
Уголь | Материк | Австралия | Небесное тело |
Весна | Сторона горизонта | Зима | Материк |
Море | Сторона горизонта | Озеро | Орган чувств |
Океан | Орган чувств | Север | Кожа |
Река | Небесное тело | Известняк | Материк |
Задание 6.
Теперь вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, родовым, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, видовым. Этот тип отношений между понятиями называется род-вид.
Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то предмет или вещь, или явление, а другое понятие обозначает часть этого предмета, вещи, явления. Так, понятие дерево обозначает нечто целое, а понятие корень – часть этого целого. Такое отношение называют отношением целое-часть.
В следующих заданиях найдите понятия, отношения между которыми обозначаются как целое-часть (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).
1. Кастрюля, сковорода, кухня, посуда, крышка. | Кастрюля-крышка, Сковорода-крышка |
2. мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф. | Шкаф-дверца Книжный шкаф |
3. Экран, изображение, телевизор, радио, цветной телевизор. | Телевизор-экран Цв.телевизор - экран |
4. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва. | Обувь-подошва Туфли-подошва |
5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок. | Цветок-лепесток Мак-лепесток |
6. Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат. | Будильник-циферблат Ручные часы - циферблат |
7. Книга, страница, буква, учебник, писатель. | Книга – страница Учебник - страница |
8. Фигура, страница, куб, квадрат, сторона, метр. | Куб – сторона Квадрат – сторона |
9. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление. | Компас – стрелка |
10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро. | Рыба – плавник Карась – плавник |
11. Ветка, орешник, кустарник, растение, колючка. | Орешник – ветка Кустарник – ветка |
12. Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло. | Пчела – крыло Шмель – крыло |
13. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик. | Человек – нос Мальчик – нос |
14. Кошка, хвост, домашнее животное, мяукает. | Кошка – хвост |
15. Растение, корень, трава, дерево, животное. | Растение – корень Трава – корень Дерево - корень |
Задание 7.
Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывают на предметы, вещи, явления в чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, ромашка и гвоздика, стол и стул, весна и зима. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка. Они находятся между собой в отношении рядоположности.
В следующих заданиях надо найти понятия, которые находятся в отношениях рядоположности.
1. Уменьшаемое, сумма, вычитаемое, вычитание, задача.
2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник.
3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.
4. Вес, время, грамм, минута, тонна.
5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.
6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день.
7. Пеликан, пингвин, животное, волк, человек.
8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание.
9. Вода, река, рыба, водоем, озеро.
10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.
11. Гора, земля, равнина, участок, география.
12. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз.
13. Растение, рис, хлеб, просо, поле.
14. Песня, птица, клест, клетка, иволга.
15. Север, горизонт, восток, Индия, география.
Задание 8.
Бывает так, что понятия отражают какие-то явления одного порядка, но противоположные по смыслу. Например, свет – тьма. Это отношения противоположности.
В следующих заданиях подберите к данному понятию понятие, противоположное ему по смыслу.
1. Начало конец 9. Красивый уродливый
2. День ночь 10. Большой маленький
3. Замерзание оттаивание 11.Отрицательный положительный
4. Твердый мягкий 12. Смех слезы
5. Легкий тяжелый 13. Горький сладкий
6. Жизнь смерть 14. Молодость старость
7. Высокий низкий 15. Храбрый трусливый
8. Толстый гонкий 16. Небо земля
Задание 9.
Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют следствием, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, шалость с огнем может стать причиной пожара (пожар в этом случае – следствие шалости с огнем). Значит, два понятия – шалость с огнем и пожар – находятся между собой в причинно-следственных отношениях.
В следующих заданиях найдите пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях.
- Образование льда, север, мороз, погода, снег.
- Осень, холод, дерево, листопад, время года.
- Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.
- Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.
- Радость, игра, плач, таблетка, боль.
- Радость, подарок, кукла, игра, дети.
- Вода, юг, море, ветер, волны.
- Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.
- Дождь, вода, снег, солнце, лужа.
- Смех, слезы, горе, книга, телевизор.
А теперь попробуйте сами найти причину следующих событий:
- Наводнение разлив реки, таяние снега
- Травма падение
- Гололед мороз после дождя
- Двойка невыученный урок
- Загар солнце
- Награда ударный труд
- Дождь туча
- Дым пожар, костер
- Очки ослабленное зрение
- Синяк удар
Найдите самостоятельно следствие данных событий:
1. Болезнь лечение
2. Укол боль
3. Праздник радость
4. Авария травма, смерть
5. Ураган разрушения
6. Восход солнца рассвет
7. Опоздание на урок замечание учителя
8. Заход солнца вечер
9. Наступление весны таяние снега, распускание почек
10. Учение получение знаний
Задание 10.
Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, вторник-среда. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях последовательности (так как события идут последовательно одно за другим).
Подберите к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности.
1. Январь февраль
2. Первый второй
3. Зима весна
4. День вечер
5. Шестиклассник семиклассник
6. Начало середина
7. 1998 1999
8. Завтрак обед
9. Суббота воскресенье
10. Сегодня завтра
Задание 11.
А теперь познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего. Этот тип отношений называется функциональным. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию (функция - это то, для чего используется предмет).
Например, кошка – мяуканье, гора – высота, нож – еда, дом – тепло.
В следующих заданиях к каждому понятию подберите такие, которые находятся в функциональных отношениях.
1. Озеро глубина, рыба
2. Пчела мед, укус, полет
3. Небо луна, голубизна
4. Число цифра, математика
5. Задача решение, математика
6. Прямоугольник длина, ширина, площадь
7. Сказка герой, рассказчик
8. Школа урок, учитель, ученик, класс
9. Лето каникулы, жара, купание
10. Стол скатерть, настольная лампа
Для учителя. Кроме ответов, приведенных в задании, существует много других правильных ответов.
ПРОГРАММА 2.
Основное внимание в этой программе уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между ловами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования его содержания, выделение главной мысли, общего смысла.
Вступительная беседа.
Вы постоянно имеете дело с книгой, учебником. В них содержится разные по содержанию и смыслу тексты. Эти тексты вы должны понимать.
Понять текст нелегко, для этого нудно как следует подумать. Можно сказать, что понимание текста – это особая сложная работа, работа вашего ума.
Что значит понять текст? Когда автор текста писал его, он хотел о чем-то сообщить. Говорят, что автор вложил в текст определенный смысл. Понять текст означает, во-первых, правильно уловить, воспринять тот смысл, который вложил в него автор. А что во-вторых? Иногда бывает так, что читатель приписывает тексту тот смысл, который в нем не содержится. Это неправильно, так делать нельзя.
Итак, понять текст означает, с одной стороны, правильно воспринять тот смысл, который вложил в него автор, а во-вторых, не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет.
Как происходит понимание текста? Смысл прочитанного понимается не сразу, а постепенно. Сначала вы начинаете понимать каждое слово, каждое сочетание слов входящих в текст. В любом тексте вам могут встретиться незнакомые, непонятные слова. Ни в коем случае нельзя оставлять их без внимания, даже если в целом смысл текста покажется понятным. Не зная отдельных слов, вы можете понять текст не достаточно полно, или исказить его смысл, понять неверно.
Таким образом, первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. И если вы встретили незнакомое слово, надо заглянуть в словарь или обратиться с вопросом к взрослым.
Помните, что слово часто имеет разные значения. Такие слова называются многозначными. Чтобы понять, какое из многих значений слова нужно выбрать, надо обратиться к контексту. Контекст – это «окружение» нашего слова, часть текста, отрывок, в котором он находится. По смыслу этого отрывка можно понять, в каком из значений употребляется слово.
В следующих заданиях постарайтесь по контексту понять правильное значение слова.
Задание 1.
Объяснить значение выделенных слов (подобрать к ним близкие по смыслу слова).
- Разбить сад – разбить чашку
- горячее сердце – горячий хлеб
- живой рассказ – живое существо
- зеленый лук с грядки – стрелять из лука
- предложение в тексте – предложение дружбы
- открытое окно – открытый вопрос
- дверной косяк – косяк рыбы
- русский язык – язык во рту
- носить очки – набрать очки в игре
- месяц года – месяц на небе
- музыкальный слух – распространить слух
- заболеть ангиной – заболеть математикой
- операция на сердце – военная операция
Задание 2.
Постарайтесь найти как можно больше значений многозначных слов.
Фигура адрес
вилка каток
лопатка коса
шашка плитка
шишка ручка
бой кисть
Задание 3.
В языке есть много слов, заменяющих друг друга, близких по смыслу. Вы знаете, что такие слова называются синонимами.
Попробуйте к следующим словам подобрать как можно больше синонимов.
Нерешительный - Отважный –
Искренний - Насмешливый –
Осторожный – Стыдливый –
Медленный - Справедливый –
Удивительный - Хрупкий –
Дом - Холм –
Напряжение – Ссора -
Задание 4.
Слова в тексте существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга. Они связаны между собой и поэтому могут рассказать не только о себе, своих смыслах и значениях, но и о своем окружении.
Что такое грамматическое окружение? Это слова, которые связаны с «нашим» словом по законам грамматики. Есть устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего предложения, высказывания.
Так, слово «если» сообщает нам, что речь идет не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти в определенных условиях.
Слова «не» и «а» указывают на то, что сейчас будет сказано что-то противоположное предыдущему.
Слова «может быть» и «вероятно» передают неуверенность говорящего или пишущего.
Слова «хотя» и «несмотря на то, что» показывают, что действие происходит вопреки чему-то.
Есть устойчивые сочетания слов, в которых появление одного слова предполагает появление другого. Например, «для того» означает, что нужно ожидать появления слова «чтобы».
В следующих заданиях вставьте на место пропусков недостающие слова.
- … плохую погоду, экскурсия состоялась. (Несмотря на)
- В лесу еще было светло, … солнце уже село. (хотя)
- Мама послала мальчика в магазин, … он купил хлеб. (чтобы)
- … не поздний час, на улице было бы много народу. (Если бы)
- Как вчера, …сегодня стоит теплая погода. (так и )
- Я поздно лег спать, … читал интересную книгу. ( так как )
- Требуется много усилий … , … вырастить хороший урожай. ( для того, чтобы)
- В комнате горел яркий свет, … люди уже спали. ( хотя)
- Сначала ребята искупались, … потом стали загорать. ( а )
- Несмотря на сильный мороз, ему … было холодно. ( не)
- … мальчики, … и девочки сдали спортивные нормы. ( Как, так )
- Цветки привлекают насекомых … только окраской, … и запахом. ( не, но )
- Для …, чтобы пойти завтра в кино, надо сегодня выучить уроки. (того)
- Мы сильно промокли, … … забыли дома зонтик. ( потому что )
- … у него болела нога, он ходил, не хромая. ( хотя )
- Лучше скажи мало, … хорошо. ( но )
- … попасть в лес, надо перейти шоссе. ( Чтобы )
- Сейчас мы живем в городе, … раньше жили в деревне. ( а )
- Зимой солнце светит ярко, … не греет. ( но )
- …человек болен, … ему надо обратиться к врачу. ( Если, то )
Задание 5.
Слова могут образовывать не только грамматические конструкции, но и смысловые сочетания. Из-за того, что слова в тексте связаны друг с другом по смыслу, мы, читая текст, непроизвольно предугадываем то, о чем пойдет речь дальше. А иногда можно предсказать даже следующее слово, настолько привычными, устойчивыми бывают некоторые сочетания слов. Например, появление слова «ураганный» заставляет предположить, что следующим словом будет слово «ветер».
В следующих заданиях дополните сочетания, угадав недостающие слова.
1. Перочинный… нож
2. Грецкий… орех
3. Карие… глаза
4. Кромешная… тьма
5. Гнедой… конь
6. Промозглая… погода
7. Истошный… крик
8. Русая… коса
9. Лютый… мороз
10. Плакучая… ива
11. Писаная… красавица
12. Задорный… смех
13. Конёк- горбунок
14. Василиса Прекрасная
15. Медвежья… услуга
16. Проливной… дождь
17. Лебединая… песня, шея
18. Закадычный… друг
19. Консервная… банка
20. Лебяжий… пух
Задание 6.
Постарайтесь подобрать к каждому существительному все возможные прилагательные, а к каждому прилагательному (определению) все возможные существительные (названия предметов, явлений). Например: земля – чёрная, рыхлая, чужая, опустевшая, жирная… Прозрачный – ручей, родник, хрусталь, намёк…
1. Воздух - прозрачный, свежий, влажный, чистый,
тяжёлый, …
2. Дело - любимое, трудное, полезное, нужное,
важное, …
3. Поступок - смелый, неожиданный, грубый, смешной…
4. Приключение - рискованное, странное, опасное, весёлое…
5. Сон - страшный, сладкий, короткий, тяжёлый,
вечный,…
6. Ошибка - роковая, случайная, орфографическая…
7. Холодный - вечер, суп, взгляд, напиток…
8. Живой - человек, разговор, вопрос…
9. Грязная - обувь, рубашка, ложь, улица…
10. Обратное - движение, выражение…
11. Свежая - мысль, одежда, булка…
12. Замечательные - люди, идеи, книги…
Для учителя. Данные упражнения можно проводить как соревнования между двумя участниками или двумя командами. Каждый ответ оценивается в баллах. Один балл получает ответ, в котором слово употребляется в прямом смысле, два балла – в переносном смысле.
Задание 7.
Благодаря смысловому сцеплению частей текста мы предугадываем не только отдельные слова, но и куски текста, настраиваемся на последующий текст, ожидаем определенного содержания. Сила соединения, сцепления, взаимодействия частей текста может быть так велика, что какая-то из мыслей становится ясной без слов. Кроме того, становится возможным восстановление (реконструкция) неправильно построенных текстов. В последующих заданиях необходимо восстановить тексты из слов и предложений.
Как нужно выполнять задания:
чтобы собрать рассыпанное предложение, прежде всего нужно найти слово, обозначающее действие (глагол);
затем надо найти тот предмет, явление, с которым это действие происходит; так образуется пара подлежащее – сказуемое, составляющая ядро мысли, выраженное в предложении;
далее нужно рассмотреть оставшиеся слова и подумать, как они сочетаются с главной парой; если среди них будут слова, обозначающие признаки, свойства подлежащего, тогда следует поставить их на соответствующее место в будущем предложении;
среди оставшихся слов надо рассмотреть слова, обозначающие предметы, явления, и слова, обозначающие их признаки: собрать из них пары предмет – его признак;
постараться разместить все отдельные слова и пары слов на соответствующих местах в предложении.
В предлагаемых заданиях восстановите рассыпанные слова так, чтобы из них получилось осмысленное предложение.
- зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.
- по, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал.
- трав, у, кустарников, многих, и, деревьев, землю, в, глубоко, корни, уходят.
- земля, живем, шара, на, имеет, которой, мы, форму.
- поверхности, когда, волны, моря, подует, возникают, ветер, на.
Задание 8.
Соберите предложение из отдельных частей, которые «потеряли» друг друга (подберите пару)
Чтобы правильно выполнить задание, нужно:
- внимательно прочитать все отрывки текста, относящегося к одному заданию; не торопиться их складывать;
- отложить вместе те отрывки, где речь идет об одних и тех же объектах, отрывки, близкие по смыслу;
- внимательно рассмотреть отрывки в каждой из отложенных групп и попытаться найти пары, обращая внимание на грамматические конструкции;
- начинать лучше с более легких, очевидных текстов, а затем переходить к более сложным;
- в стихотворных отрывках обращать внимание на рифму, которая является хорошей подсказкой.
а) белка песенки поет и орешки все грызет;
б) ветер по морю гуляет;
в) князь у синя моря ходит;
г) ель в лесу, под елью белка;
д) и стоят в глазах царя тридцать три богатыря;
е) и веселый пир пошел;
ж) ель растет перед дворцом;
з) и кораблик подгоняет;
и) все красавцы молодые, великаны удалые;
к) с синя моря глаз не сводит;
л) а под ней хрустальный дом;
м) и садятся все за стол.
( «Сказка о царе Салтане»)
Ответы: г,а); б,з); в,к); д,и); м,е); ж,л);
а) но и не доказано, что Вселенная за пределами Земли абсолютно безжизненна;
б) без музыки трудно представить себе жизнь человека;
в) секрет искусства в том;
г) кто научится смотреть, чувствовать красоту;
д) без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна;
е) по-настоящему видеть может только тот;
ж) жизнь вне Земли пока не обнаружена;
з) что оно позволяет человеку выразить себя наиболее полно.
Ответы: ж,а); б,д); в,з); е,г);
Задание 9.
Соберите пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика подберите окончание из правого столбика.
Как нужно выполнять задание:
- ориентироваться на общий смысл частей пословиц, на наличие в них общих понятий;
- обращать внимание на грамматическую конструкцию; когда в одной части пословицы содержится первая часть выражения, например слово как, то во второй части должно быть продолжение такой устоявшейся конструкции – так и;
- обращать внимание на другие грамматические особенности отдельных частей, например время, лицо глаголов.
1.За двумя зайцами погонишься, а) как бы кошечка не съела.
2. Взявши за гуж, б) полезай в кузов.
3. Курочка по зернышку клюет, в) не говори, что не дюж.
4. Как волка не корми, г) чужая не приставай.
5. Обжегшись на молоке, д) смотри на птичку.
6. Рано пташечка запела, е) будешь дуть и на воду.
7. Свои собаки грызутся, ж) люби и саночки возить.
8. Не говори «гоп», з) а он все в лес глядит.
9. Готовь сани летом, и) да сыта бывает.
10. Как на охоту идти, к) не суйся в воду.
11. Как месяц не свети, л) да не укусить.
12. Не так страшен черт, м) а телегу зимой.
13. Любишь кататься, н) а все не солнышко.
14. Близок локоток, о) как его малюют.
15. Назвался груздем, п) так и собак кормить.
16. Не узнавши броду, р) а кончику быть.
17. Сколько веревочке не виться, с) ни одного не поймаешь.
18. Не смотри на кличку, т) пока не перепрыгнешь.
Ответы: 1с, 2в, 3и, 4з, 5е, 6а, 7г, 8т, 9м, 10п, 11н, 12о, 13ж, 14л, 15б, 16к, 17р, 18д.
Для учителя. Это задание можно выполнять как командой, так и индивидуально.
Задание 10.
В тексте можно выделить главную мысль. Главная мысль выражает общий смысл текста. После прочтения любого произведения нужно постараться не просто понять, осознать главную мысль, но и четко выразить ее словами, сформулировать коротко, одним или несколькими предложениями.
Вот несколько советов, как это сделать.
- Не путайте главную мысль с сюжетом текста; сюжет не только не выражает главную мысль, но и нередко маскирует, скрывает ее, потому что часто говорит о чем-то конкретном. Чтобы выделить главную мысль, нужно обобщить рассказанное, то есть отвлечься от конкретного сюжета и перенести высказанную мысль на другие ситуации. Вот, например, стихотворение С. Я. Маршака:
Где ты была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
Видала мышку на ковре.
Сюжет этого маленького стихотворения понятен: здесь рассказывается о кошке, которая попала во дворец к королеве и увидела там мышь. А смысл здесь вот какой: там, где было для киски много нового, она увидела только то, что имеет отношение к ее «кошачьим интересам»,- только мышку. Тут подразумеваются люди, которые не видят дальше собственного носа.
- В тексте может быть воплощена не одна мысль, а несколько.
- Важно понять переносный смысл, выраженный в тексте. Наиболее ясно это проявляется в пословицах и баснях. Пословицы, как правило, содержат две мысли: частную, конкретную, прямо вытекающую из текста, и общую, которая отражает переносный смысл, требующий абстрагирования (отвлечения) от конкретного текста и широкого обобщения ( то есть переноса на другие сходные ситуации ). Так, в пословице «Дорога ложка к обеду» ясно выражена конкретная мысль, а более общая мысль звучит примерно так: «Все хорошо вовремя».
Умение схватить суть, главную мысль текста можно развить на пословицах.
В следующем задании надо подобрать к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.
Например:
Что посеешь, то и пожнешь. а) По Сеньке шапка.
б) Как постелешь, так и
поспишь.
в) Что с возу упало, то пропало.
г) Каков поп, таков и приход.
Правильный выбор в этом примере – б. Главную мысль этих двух пословиц можно выразить так: плоды труда зависят от качества работы.
1. Что у кого болит, тот о том и говорит. а) Язык до Киева доведет.
(в) б) Горбатого могила исправит.
в) У голодной куме все хлеб
на уме.
2. У страха глаза велики. а) Волков бояться – в лес не
ходить.
(б) б) Трус и таракана принимает за великана.
в) Смелость города берет.
3. Яблоко от яблони недалеко падает. а) Какое семя, такое и племя.
(а) б) Два сапога – пара.
в) Горбатого могила исправит.
4. Раньше зари солнце не взойдет. а) Вечер покажет, каков был
день.
(в) б) Не всё ненастье, проглянет
и красное солнышко.
в) Всякому овощу свое время.
5. Упавшему в воду нечего бояться дождя. а) Снявши голову, по волосам
(а) не плачут.
б) Он из воды сухим выйдет.
в) Не зная броду, не суйся в
воду.
6. Что прошло, того не воротишь. а) Утро вечера мудренее.
(в) б) Кончил дело – гуляй смело.
в) Что с возу упало, то пропало.
7. На миру и смерть красна. а) По одежке протягивай ножки.
(б) б) На людях и пир веселее.
в) Беда одна не ходит.
8. Лучше поздно, чем никогда. а) Нет худа без добра.
(б) б) Лучше хромать, чем сиднем
сидеть.
в) Не спеши языком, торопись
делом.
Задание 11.
Сформулируйте своими словами общий смысл пословицы.
Например, пословица «Всякому своё и немыто бело» означает, что человек необъективен: своё, знакомое, родное ему кажется лучше чужого, он не замечает в своём недостатков.
- Тише едешь – дальше будешь.
- Худые вести не лежат на месте.
- Своя рубашка ближе к телу.
- Аппетит приходит во время еды.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Был бы ум, будет и рубль.
- Не гони коня кнутом, а гони овсом.
- Голодному Федоту и репа в охоту.
Задание 12.
Сформулируйте своими словами общий смысл басен (Тексты даны в сокращении). Сравните свой ответ с моралью басен.
1.Лебедь, Щука и Рак.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка;
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
(Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…)
2.Петух и Жемчужное зерно.
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: « Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
( Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.)
Для дальнейшей работы можно использовать все известные басни И.А.Крылова.
Задание 13.
Сейчас мы будем учиться понимать и запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать вопросы к тексту: о ком или о чем говорится и что об этом говорится. Для работы можно использовать любой текст для данного возраста. После вопросов необходимо вспомнить и последовательно воспроизвести все ответы на вопросы к этому тексту. То, что получилось, называется кратким пересказом основных сюжетных линий, схематическим воспроизведением рассказа.
ПРОГРАММА 3
Для развития активной речи учащихся предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций. Данные упражнения представлены в программе 3.
Упражнения рекомендуется проводить в устной форме. На одно задание (то есть слово, произнесенное учителем) отвечать могут несколько учеников, поскольку у каждого могут быть свои ассоциации.
Вступительная беседа.
Сейчас мы будем играть в слова. Правило игры следующее: я называю слово, а тот из вас, кого я попрошу, должен будет как можно быстрее назвать мне в ответ свое слово – первое, которое пришло в голову. Отвечать надо с учетом определенных требований, о которых я вам буду заранее сообщать.
Задание 1.
Выбор словесных ассоциаций не ограничивается.
На произнесённое мною слово вы отвечаете любым словом, которое пришло вам в голову: можно называть существительные, глаголы, прилагательные, числительные и т. д. Например, стол – комната, качается, большой и т.д.
Верхолаз - Полководец - Космос –
Голос - Начало - Граница –
Стройка - Доброта - Художник –
Вещь - Внимание - Фантазия –
Находка - Группа - Свобода –
Дежурство - Спор - Чтение –
Характер - Трусость - Уважение –
Словарь - Праздник - Жадность –
Задание 2.
На произнесённое слово вы можете подобрать только нарицательное существительное. Например, стол – комната, чашка, скатерть, цветы.
Школа - Народ - Буква –
Семья - Путешествие - Ученик –
Этаж - Люстра - Врач -
Математика - Собрание - Поезд –
Журнал - Машина - Театр –
Поэт - Газета - Сон –
Задание 3.
В ответ на сказанное слово в качестве словесной ассоциации нужно использовать прилагательные. Например, пруд – большой, холодный, глубокий, красивый…
Звезда - Погода - Ночь –
Урок - Дом - Пища –
Счастье - Деревня - Волосы –
Крик - Человек - Воздух –
Год - Радость - Актер –
Запах - Память - Оценка –
Музей - Библиотека - Картина –
Задание 4.
В ответ на произнесённое слово необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. Например, пруд – блестит, цветёт, чистят…
Фонарь - Соловей - Растение –
Одежда - Деньги - Корабль –
Самолёт - Диктант - Мебель –
Портрет - Болезнь - Разговор –
Лёд - Драка - Задача –
Каникулы - Слёзы - Стекло –
Покупка - Гром - Перемена –
Для учителя.
В дальнейшем инструкции можно менять по своему усмотрению. В случае необходимости спустя какое-то время можно повторить эти тренировки или изменить круг понятий для подбора ассоциаций.
Использованная литература.
- Акимова М.К., Козлова В.Т.
«Психологическая коррекция умственного развития школьников»
Москва, АСАДЕМА, 2000 г.
- Римская Р., Римский С.
«Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя»
Москва, АСТ-ПРЕСС, 2001 г.
3. Тихомирова Л.Ф.
«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»
Ярославль, «Академия развития», 1998 г.
4. Симановский А.Э.
«Развитие творческого мышления детей» Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
Учитель начальных классов: Чернышова Елена Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
символическая наглядность как средство развития мыслительных операций у младших школьников
Педагогическое исследование как использовать символическую наглядность при изучении геометрического материала в начальной школе на уроках математики, чтобы она стала средством развития мыслительных оп...
"Формирование мыслительных операций у младших школьников" (обобщение педагогического опыта)
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...
Конспект урока-лаборатории по окружающему миру «Великий круговорот жизни на Земле» 3 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова Формирование мыслительной операции обобщение
Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
Формирование операционной стороны мыслительной деятельностиу младших школьников с легкой степенью умственной отсталостипосредством словесной инструкции в дидактических играх на урокахматематики, письма и развития речи.
В презентации отражены уровени сформированности операционной стороны мыслительной деятельности учащихся 3 класса....
Игра как средство развития мыслительных операций у младших школьников с ОВЗ
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выв...
Решение нестандартных задач как условие формирования логических операций мышления младших школьников в процессе обучения.
Нестандартные задачи представляют собой одним из условий, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Нестандартные задачи позволяют на доступном детям математическом мате...