Диагностическое исследование будущих первоклассников
методическая разработка

Аверьянова Ольга Викторовна

Задания, позволяющие определить уровень готовности будущих первоклассников к обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_issledovanie.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)

Цель диагностического исследования:

определить стартовые возможности будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

Задание 1    

 «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

Цель: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Интерпретация:

Высокий уровень: узор  продолжен правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий.

Графические навыки: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

Средний уровень: допущены 1-2 ошибки  в закономерности и расположении узора.

Графические навыки: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

Низкий уровень: узор продолжен неправильно 

Графические навыки: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Задание 2

«Запоминание картинок и предметов»

Цель: установить уровень развития кратковременной памяти.

Инструкция: 

Расположить перед ребенком 5 фигур. Дать 30 секунд, чтобы запомнить.

«Посмотрите внимательно на фигурки и постарайтесь их запомнить. Теперь постарайтесь изобразить предметы в том же порядке».  

Интерпретация:

Высокий уровень: фигуры расположены в том же порядке и правильно.

Средний уровень: все фигуры изображены правильно, но изменен порядок (1-2 фигуры).

Низкий уровень: картинки изображены и расположены не правильно.

Задание 3

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

Цель: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Интерпретация:

Высокий уровень: задание выполнено верно.

Средний уровень: допущена 1-3 ошибки

Низкий уровень: допущено более трех ошибок

Задание 4

«Графический диктант»

Цель: развитие навыков ориентировки на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги в клеточку, карандаш.

Содержание: Используется готовый образец рисунка, который предлагается начертить такой же ребенку. Ребенок ставит карандаш на исходную точку на пересечении линий клеток и чертит.

Интерпретация:

Высокий уровень: задание выполнено верно.

Средний уровень: допущена 1-3 ошибки

Низкий уровень: допущено более трех ошибок

Задание 5

«Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

Цель: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.

Инструкция:

1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов;

2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;

4) обведите линией шесть квадратов;

5) закрасьте пятый круг.

Интерпретация:

Высокий уровень: 5-4 заданий выполнены верно;

Средний уровень: 3–2 задания выполнены верно;

Низкий уровень:1 или ни одного задания не выполнено.

Задание 6  «Пространственное восприятие»

Цель: исследовать пространственное восприятие, нарушение пространственной ориентации.

                                          Физминутка

Задание 7

«Мотивационная готовность ребенка к школе» (Диагностическая беседа)

Цель: выявить уровень готовности ребенка к школе

- Как тебя зовут?

- Назови свою фамилию.

- Ой, какой ты взрослый!

- Скоро пойдешь в школу?!

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

1. Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь, не хочешь)?

3. Где ты хочешь учиться?

4. Когда ты пойдешь в школу?

5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет учить?

7. Чему тебя научит учительница?

8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?

9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь помогать в школе?

11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?

13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь учиться?

     15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

Задание 8

ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ

(по Й. Ерасеку)

Цель: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

ИНСТРУКЦИЯ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.
Вопросы:

Какое животное больше: лошадь или собака?

Утром мы завтракаем, а днем?

Днем светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

Задание 9 «Развитие устной речи»

Цель: установить особенности устной речи, ее развернутость и связность.

Конкурс чтецов(скороговорка, стихотворение и т.д.)

Подведение итогов

СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)

____________________

(наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Дата обследования  «___» ____ г.

Педагог (воспитатель) ________________________________________________

                                                         (Ф.И.О. полностью)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Оцениваемые

параметры

1

Готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно-моторная координация)

«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

2

Готовность к освоению учебной деятельностью (кратковременная память)

«Запоминание картинок и предметов»

3

Готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно-пространственное восприятие)

«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

4

Готовность к освоению учебной деятельностью

(ориентирование на листе бумаги)

«Графический диктант»

5

Готовность к освоению учебной деятельностью (понятийно-логическое мышление)

«Математический диктант» (методика И.И.Аргинской)

6

Готовность к освоению учебной деятельностью (понятийно-логическое мышление)

«Пространственное восприятие»

7

Психологическая и социальная (мотивационная) готовность

«Мотивационная готовность ребенка к школе»

8

 Готовность к освоению учебной деятельностью (речевое развитие)

Вербальное (абстрактное) мышление (по Й. Ерасеку)

9

Готовность к освоению учебной деятельностью (речевое развитие)

«Развитие устной речи»

10

Уровень готовности ребенка к школьному обучению(итог):

Примечание: условные обозначения

«+»   - высокий уровень развития  

«*»   - средний уровень развития

«-»   - низкий уровень развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...