Обобщение опыта по теме "Реализация метода проектной деятельности в начальных классах"
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Гатауллина Тамара Владимировна

                      Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация метода проектной деятельности в начальной школе

 (СЛАЙД 1Титул)

          Последние несколько лет страна живет мыслями и идеями о новых образовательных  стандартах. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Переход  российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен формировать универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

10 % от того, что они читают

26 % от того, что они слышат

30 % от того, что они видят

50 % от того, что они видят и слышат

70 % от того, что они обсуждают с другими

80 % от того, что основано на личном опыте

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают

95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988)  

(СЛАЙД 2 Конфуций)

Ещё в древности китайский философ Конфуций сказал « Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я пойму, вовлеки меня – и я научусь!»  

  (Слайд №3) Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

   Основания для таких изменений очевидны: в современном мире знания устаревают очень быстро, и молодому человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию.

             Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

             Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того, чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

              Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Оказалось, это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

               (СЛАЙД 4 ДЬЮИ) Термин «метод проектов» пришел к нам из США в начале 20 века. Его автор Джон Дьюи считал, что ребенок должен в своем развитии повторить путь познания окружающего мира вслед за человечеством. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания» в ходе исследования обучающей среды.                                                                                                  

                      Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям. Но все новое - это хорошо и прочно забытое старое. Учителя со стажем прекрасно владели этой технологией еще на заре своей педагогической деятельности. Сегодня мы используем метод проектов как прогнозируемый управляемый творческий процесс обучения.

    (СЛАЙД 5 ДЕЯТ)  Итак, что такое проектная деятельность учащихся? – Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта. А что такое проект? (Слайд №6)

Проект – это «пять П»:  

- Проблема

- Проектирование (планирование)

 - Поиск информации

 - Продукт  

- Презентация  

              (СЛАЙД 7 МЕТОД)

        Метод учебного проекта – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.

                  Младший школьный возраст – самый благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте ребёнок  любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать.

                 В этом возрасте формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. 

            Начиная работу с первоклассниками в 2012-2013 учебном году, понаблюдав за первыми шагами моих учеников, я выделила для себя ряд проблем: ( СЛАЙД 8 Диагностика)

  •       низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  •       неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  •       невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  •       отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

 

             Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность.

           Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно.

          Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

И, наконец,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

            Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ребёнка это будет его проект. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов, не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны.

Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моя малая Родина» уже в сентябре. Для того, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина», мы говорили о всех достопримечательных местах нашего города и просто о улицах, там, где они родились, живут со своими родителями. Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно тихую улочку в селе, а не только красивый проспект в Москве, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Я предложила детям   основную часть работы выполнить под руководством родителей, а оформительскую часть выполнить самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось. Дети вместе с родителями выполнили проекты так, как поняли: это были рисунки в рабочих тетрадях по окружающему миру. Это уже похвально. (РАБОТЫ ДЕТЕЙ)

             (Слайд №9) В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

          После первого, можно сказать,  неудачного опыта по созданию проекта, я провела  тренировочное занятие, чтобы  научить детей вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры.

        Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта. . (СЛАЙД 10 ФОТО)

  • Подготовка к занятиям.

        Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:

  • выбрать тему
  • подумать
  • спросить у другого человека
  • получить информацию из книг
  • понаблюдать
  • посмотреть по телевизору
  • провести эксперимент
  • обсудить в группе
  • подведение итогов, оформление результатов
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);
  • презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же  листах я предложила детям готовые темы проектов ( животные, цветы, одежда, автомобили, профессии)

  • Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

     Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.

      Класс я разделила на три  группы по рядам. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка 1. «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.

       Дальше, я объяснила детям, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

         Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупредила, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

       Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая именно информация нужна по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».

       Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

      Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию из карточек:  «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов в виде  альбома,  книги, газеты, доклада», «презентация проекта».

 ( Слайд №11)

  • Сбор информации.

      Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

             Примерный план:

1.подумать;

2.спросить у другого; ( Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.)

3.получить информацию из книг; ( Мною заранее была приготовлена литература по темам, которые были предложены детям. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.)

     Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».

5.Обобщение информации.

    В каждой группе  начался поиск и сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

   Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

   Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности  ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.

(слайд №12)

  • Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

    Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе альбомы. После того как альбомы   были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

    Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.

(Слайды № 13, 14, 15, 16)

 МАСТЕР - КЛАСС

   Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной?

 Тему проекта я формулирую естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка или  просмотренный видеосюжет. Тему проекта выбираю  не только  интересную, но и доступную, т.к. это младшие школьники.

    Затем на первом этапе погружения в проект  очерчивается проблемное поле. 

   На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы.

   После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Ребята все делают сами. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

   Когда материал собран, начинается работа по его оформлению. Это четвёртый этап работы на проектом.

   Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен.  Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. (ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ)

    ( Слайд №17)

 Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик родитель

              Моя роль как учителя, несомненно, велика на первом этапе. И от того, как я выполню свою роль на первом этапе,  зависит судьба проекта в целом. 

2-й и 3- й этап  

учитель УЧЕНИК родитель

           В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения, но  с непосредственным участием родителей.    Важным фактором на 2-ом и 3-ем  этапах проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила родителей с особенностями проектной деятельности. (Мет. рекоменд.)

Последний этап

 УЧИТЕЛЬ ученик

   На последнем этапе моя роль  не менее велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель.

              В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: (Слайд №18)

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

(Слайд №19)

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

(Слайд №20)

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

(Слайд №21)

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

(Слайд №22)

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

              После того, как дети в игровой форме поближе познакомились с проектом, вторым  проектом стал проект «Мои любимые домашние питомцы».

Предмет: окружающий мир

Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своих домашних питомцах в свободной форме

Цель:  вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;

            привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;

           развивать умения работать самостоятельно

Режим работы: дома вместе с родителями

     Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это первый опыт подбора материала в виде фотографий домашних животных, из которых складывается альбом.

    Индивидуальные проекты получились очень разнообразные.  Результатом проекта стало понимание ребенком роли животных в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Мои любимые домашние питомцы», состоящая из  фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своими домашними любимцами. (РАБОТЫ ДЕТЕЙ)

    Во II полугодии 1 класса мы расширили круг изучения с домашних питомцев на  диких животных, школу и класс, в котором они учатся. Первоклассники выполнили  проекты «Мой класс и моя школа» и  «О братьях наших меньших».

(РАБОТЫ ДЕТЕЙ)

              Не менее интересной была работа по выполнению проектов «Сборник загадок» и «Город букв». 

         При выполнении проекта «Город букв» («Жили-были буквы», «Моя любимая буква») , учащиеся показали, чему научились за это время, так как этот проект требовал самостоятельности. 

РАБОТЫ ДЕТЕЙ  

        Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощай, Азбука!». (Слайд № 23) В подготовке активное участие принимали и родители учащихся. Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнится всем его участникам.

(Слайд №24)  Самое главное в работе над проектами это помнить правила, по которым нужно строить свою работу:

  1. Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.
  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
  5. Тесно сотрудничать с родителями.
  6. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

           Чтобы выяснить насколько интереснее стало работать на уроках и во внеурочное  время,  я провела опрос среди детей и родителей в начале, середине и в конце учебного года, где нужно было ответить на один вопрос «Нравится ли вам работать над проектами?», и получила данные: (Слайды № 25, 26)

На начало 1 класса  :

- мне нравится работать с проектами: родители  – 4 человека – 17,3 %

                                                          дети – 5 человека – 21,7%

На середину  1  класса :

- мне нравится работать с проектами: родители  – 8 человек – 34,7%

                                                          дети – 10 человек – 43,4%

На конец 1 класса:

 - Мне нравиться работать с проектами: родители – 10 человек – 43,4%

                                                             дети – 12 человек – 52,1%

             И самым большим нашим проектом в 1 классе стал проект, который был посвящён окончанию первого класса. Он был представлен в виде газеты и  над этим проектом работали все желающие: и дети, и родители, и учитель. (Слайд №27,28)

        Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

( Слайд №29) Используя в своей работе метод проектов,  для себя лично я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться  показателем более глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

           Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет образовательный процесс из скучной принудиловки превратить в результативную созидательную творческую работу.

           Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

           Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих первоклассников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получается!

            (Слайд №30) И в заключении хочется сказать: вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность в начальных классах"

Выступление на районной конференции учителя начальных классов Жердевской МБОУ СОШ № 2.Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направлен...

Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов»

В данной работе описана реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов». Отличительные особенности Программы ММИ (г. Томск, для начальной школы) :*программа ...