Развитие познавательной активности через средства информационных технологий.
статья (1 класс) на тему

Как через средства информационных технологий в начальной школе развивать познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности через    средства информационных технологий.

Авторы:

Муктасибова Людмила Анатольевна:

должность:  учитель начальных классов,

1 квалификационная категория    

Шайдуллина Резеда Раисовна

 должность:  учитель начальных классов,

1 квалификационная категория    

1.   Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний, снижается уровень познавательной активности детей на уроках и внеклассных занятиях.
При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет (помимо обучения) является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Использование компьютерных программ на занятиях выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

         1) Создается творческая положительно-эмоциональная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в обучающих программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут компьютерных уроков и мотивация обучения очень высока. Для этого же используется эффект новизны: различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка.

2) «Игровая цель» выходит на первый план, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок спасает космическую станцию от метеоритов, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а развивается его память и внимание.

3) Происходит интенсификация обучения. Ребенок постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения.

4) Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь несколько уровней по времени или по сложности. Один цикл игры не должен занимать более 3-4 минут, чтобы за 20 минут работы ребенок мог освоить несколько уровней и ощутить результативность игры.

5) Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.

На первый план эти цели не ставятся, они формируются косвенно. Самая главная цель- развитие ребенка с помощью компьютера, повышение его познавательной активности.

На экране несколько этапов КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ И ОКР.МИРУ «ЦАРСТВО ВРЕМЕНИ.»

2.       Оптимальным представляется вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. В зависимости от этапов урока, видов и типов можно использовать блоки сетевого программного комплекса серии «Компьютерное обучение. Семейный наставник» производства НП ООО Инис-Софт. Нач.школа.:
          Структура учебного материала соответствует программе 4-летней  нач. школы, предусмотренной гос.стандартом обучения и содержит 4500 текстовых заданий, 670 диагностических и коррекционных тестов, 110 диктантов по математике и русскому языку, гипертекстовый учебник-справочник.

Здесь в виде системы элементов представлен весь учебный материал. Программа позволяет провести полную диагностику знаний на любом уровне сложности, и организовать коррекционную работу каждого ученика по индивидуальному маршруту.

Демонстрация работы в сетевом программном комплексе «Компьютерное обучение. Семейный наставник.»:

В предметно методический комплект включены следующие разделы:

-диагностика (пройди диагностические тесты);

-рекомендации (по результатам теста);

-коррекция (устраняет пробелы знаний в определенных областях);

-уроки и экзамены (поэтапное прохождение учебного курса);

-работа над ошибками (после уроков и экзаменов);

-цветовая шкала усвоения учебного курса.

Использование  информационных технологий на уроке помогает не только развивать познавательную активность учащихся, но и  более четко устанавливать слабые места в знаниях учащихся.Таким образом, следует отметить что:

- у учащихся повышается мотивация к изучению предметов, развивается познавательная активность;

-разнообразные виды самоконтроля дают возможность выполнить работу самым слабым учащимся, давая им уверенность в себе;

-присутствует ощущение успеха, радости ,ученик видит результат своей работы;

-каждый работает в своем темпе, за 10- 15 минут выполняется такое количество заданий, которое в обычном режиме займут в 5-6 раз больше времени;

-повышается успеваемость и качество знаний.

Нельзя не отметить, что с помощью «Наставника» можно организовать систематический учебный мониторинг, обеспечивающий разносторонний анализ усвоения предметных знаний и эффективную индивидуальную коррекцию выявленных пробелов.

Таким образом, применение компьютеров для повышения познавательной активности в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье даётся обоснование актуальности использования средств ИКТ на уроках в начальных классах...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...

Семинар – тренинг для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью технологии РКМЧП»

Цель мероприятия: изучить и проанализировать возможности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при проведении занятий для развития познаватель...