Контрольные работы в начальной школе.
учебно-методический материал по теме

Кичанова Елена Михайловна
Кроме стандартных контрольных работ, проводимых в начальных классах, включающих текстовые задачи, действия над числовыми значениями, геометрический материал, существуют и другие формы проведения контроля над знаниями и умениями обучающихся. Самостоятельные и проверочные работы могут быть как обучающими так и контрольными. В статье речь пойдёт о проверочных работах контрольного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Учитель начальных классов МБОУ Начальная общеобразовательная школа п. Звёздный, Пермского края Кичанова Елена Михайловна.

             Контрольные работы в начальной школе.

              Кроме стандартных контрольных работ, проводимых в начальных классах, включающих текстовые задачи, действия над числовыми значениями, геометрический материал, существуют и другие формы проведения контроля над знаниями и умениями обучающихся.

            Самостоятельные и проверочные работы могут быть как обучающими так и контрольными. В статье речь пойдёт о проверочных работах контрольного характера.

        Целью контрольных работ является определение актуального развития ребёнка, оценивание приобретённых знаний и умений по теме, разделу учебной программы.

          Проверочная работа контрольного характера (Тип «А») является одной из форм такого контроля. Она может проводиться в конце изучения темы или в середине изучения следующей,  чтобы определить сформированность умений  и выявить остаточные знания по теме.

         По содержанию работа соответствует выполнению программы базового уровня. Подбирается такое количество заданий, которое помогает определить уровень усвоения учебного материала каждым учеником.

        Задания носят конкретный практический характер.

        Работа проводится на двух уроках. На первом подробно разбираются все задания. После разбора обучающиеся выполняют подобную работу самостоятельно. Проверяют её. Оценивание знаком «+» выполненные задания, знаком «-« не выполненные. Учитель собирает работы, проверяет их, но не исправляет ошибки. Результаты заносит в специальный дневник.

        На втором уроке подробно разбирается предшествующая работа. Обучающиеся проверяют свои работы, если находят ошибки, то исправляют их пастой другого цвета. Исправленная ошибка не считается ошибкой. Работы проверяет каждый ученик самостоятельно по эталону. Учитель собирает работы, проверяет их, результаты фиксирует в классный журнал.

Преимущества работы (Тип «А»).

  1. Систематизация знаний через многократное повторение.
  2. Возможность исправить допущенные ошибки.
  3. Накопляемость отметок в классном журнале.
  4. Формирование навыков самоконтроля, самопроверки.
  5. Формирование навыка сравнения с эталоном.
  6. Концентрация внимания, развитие мышления.
  7. Формирование усидчивости.

Недостатки работы (Тип «А»).

1.Задания конкретны, не носят творческий характер.

2.Отсутствие дифференциации.

3.Дублирование работы может снизить интерес к учебному процессу.

4. Монотонность, шаблонность в обучении.

                  Проверочная работа (Тип «Б»).

         Проводится на одном уроке через несколько недель после изученного материала.

       Цель работы. Выявление остаточных знаний, уровня учебных достижений обучающихся.

      Работа носит дифференцированный характер, включает в себя задания трёх уровней:

1. Репродуктивный (ниже среднего).

2.Средний уровень. Соответствие стандарту.

3.Исследовательский (творческий) уровень.  Включает в себя задания повышенной сложности или с нестандартной формулировкой.

              Количество заданий должно быть больше, чем сможет выполнить обучающийся (чтобы был выбор).(3-4 класс – не более 15, 2класс – 10-12).

               Задания расположены не по нарастающей сложности, а вперемешку.

               Каждый обучающийся получает лист с заданиями. Из них выбирает те, которые сможет выполнить, и обозначает знаком «+». Выполняет работу на основании выбора.                                                                                                        

     Учитель собирает работы, проверяет, отслеживает , задания какого уровня и сколько их обучающийся выполнил правильно.

       На основании выполненных заданий выставляется отметка в классный журнал.

         Если ребёнок выполнил правильно только задания (Первого уровня), он получает отметку «3». Задания (Второго уровня) оцениваются отметкой «4». Отметка «5» ставится, если правильно выполнены задания (Третьего  и второго уровней.

          Преимущества работы (Тип «Б»).

  1. Возможность выбора заданий по способностям обучающегося.
  2. Включает задания разных уровней.
  3. Выполнение заданий в любом порядке, последовательность выполнения определяет сам ребёнок.

        Недостатки работы (Тип «Б»).

1.Не каждый ребёнок может определиться в выборе заданий (сильный в обучении ребёнок может выбрать задания высокого уровня и не справиться с ними при выполнении или слабый обучающийся выбирает задания не по своим возможностям).

2.Не каждый из обучающихся и их родителей согласен с критериями отметок по уровню сложности заданий.

3. Много времени на уроке затрачивается на выбор заданий.

               Тестовые работы.

        Цель. Выявление усвоения учебного материала и отдельных предметных операций. Работы могут проводиться на разных этапах обучения как по устным так и по письменным предметам.

       В основе тестов заложен программный материал по предметам.                       Количество заданий: (3-4 класс не более 20, 2 класс не более 15). В тесты включаются задания теоретического и практического характера разных уровней.

1 уровень (задания теоретического содержания).

-На выбор правильного ответа.

-На заполнение пропусков.

Такие задания необходимо помещать в начале или середине теста.

2уровень (задания конструктивного и творческого характера).

-Выполнение, опираясь на алгоритм.

- Действия по правилу.

-Примеры на данное правило.

-Выбери ответ, докажи правильность выбора.

Задания творческого характера лучше поместить в конце теста.

      Каждому обучающемуся даётся лист с заданиями. Ребёнок может выполнять задания не в предложенном порядке, а по своему усмотрению. Если сразу не может справиться, то можно пропустить задание, затем вернуться к его выполнению. Учитель, проверяя работу, оценивает количество выполненных заданий и уровень их сложности.

Преимущества тестовых работ.

1.Индивидуальный темп работы.

2.Сочетание теории и практики.

3.Созданы условия для формирования мыслительных процессов.

4.Выявление уровня усвоения учебного материала у каждого ребёнка.

5. Разный уровень сложности заданий.

6.Формирование самостоятельных действий.

Недостатки тестовых работ.

  1. Возможно угадывание правильного ответа.
  2. Большой объём работы не всегда положительно влияет на её качество.

     Контрольная работа (Тип «А»).

Тема. Разделительные ъ и ь знаки.

                 1. Коллективная работа.

1).Выбери нужный знак. 

В(ъ,ь)езд,    в(ъ,ь)юга,    под(ъ.ь)езд,    солов(ъ.ь)и.

2).Вставь пропущенную букву.

Счаст_е,    об_езд,    бел_ё,       с_ёмка,    пол_ю,   об_ём.

3).Определи место   ъ  и  ь  знаков в словах.

Олади,     плате,       здорове,   обяснение.  

4).Запиши по два слова с разделительными ъ и ь знаками.

5).Найди три ошибки, исправь их.

      Вот мы  в поезде. я смотрю в окно. На деревьях зеленеют листъя.

          2.Самостоятельная работа.

1).Выбери нужный знак.

Л(ъ,ь)ёт,    под(ъ,ь)ём,     от(ъ,ь)езд,       ш(ъ,ь)ёт.

2).Вставь пропущенную букву.

Обез_яна,    с_езд,   с_ёжился,    стул_я,    под_ём,    солов_и.

3).Определи место ъ и ь знаков в словах.

Семя,     листя,    сел,      обявил.

4).Запиши по два слова с разделительными ъ и ь знаками.

5).Найди четыре ошибки. Исправь их.

      На дворе весна.   Журчят ручъи.    Вроще поют солови.

             Контрольная работа (Тип «Б»).

Тема. Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Вставь, если нужно разделительный ь.

Кон_ки,     девоч_ка,     ноч_ной,     пал_то,      пис_мо.

2.Определи, сколько звуков  в словах.

Окунь ____,      тайга____,        съели_____.

3.Запиши слова с приставками. Какой знак тебе понадобится (ъ. ь)?

Ехать    (об,  в,   с,    за,     у).

4.При помощи ь образуй новые слова.

Семя- ________,  полёт- _________,  дарю-_________.

5.Измени по образцу.

Пить- пью, бить-_______, лить-________,  вить-_____, шить-________.  

6.Выпиши сначала слова с ъ, затем с ь.  Какие слова ты не выписал?

Снежные   хлоп_я,  солов_иная   трель,    пис_мо      Дар_и,  прыжок л_ва,   крыл_я   бабач_ки,    журч_ат    руч_и.

7.Напиши буквы, перед  которыми пишется ъ. (_____________), буквы, перед которыми пишется разделительный ь.(___________).

8.Спиши слова. Обозначь орфограмму.

Барьер,   объезд,   братья,   съедобный    объединение,   воробьи.

9.Составь и запиши три предложения, используя слова с разделительными ъ и ь знаками.

Тест. Разделительные ъ и ь знаки.

             1.Заполни пропуски.

Разделительный ь пишется после _________________ перед гласными _____.

Разделительный ъ пишется после _____________________________________ перед гласными ____________.

            2.В каком слове 5 букв и 5 звуков?

а) съехал     б) ручьи      в) лось     г) письмо

            3.В каком слове нет ъ или ь знаков?

а) шалун_я,       б) об_ём         в)овощ_ной      г) осен_

            4.Вставь слова.

На деревьях зеленеют _______.   Птицы _________ гнёзда.

Весной на дорогах журчат _________________.

             5.Запиши слова, когда они обозначают много предметов

Воробей- __________, перо -_________, стул -_________, крыло -_________.

              6.В каком слове допущена ошибка?

а) подъезд    б) подъём    в) объём     г) обьезд

                7. Транскрипция слова «съел». Напиши правильно.

а) съел          б)  сиел             в) сйэл             _______________

                8. При помощи приставок (под, об, в, с) образуй слова с разделительным ъ. ___________________________________________

              9.Выбери правильный ответ.

а) Мальчик сел яблоко.    б) Мальчик съел яблоко.     в) Мальчик сьел яблоко.

10.Соедини части пословиц. Вставь нужный знак.

Солов_я                     Всякому терпен_ю                  Без кота

бывает конец.             мышам раздол_е.                       баснями не кормят.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание устных ответов и письменных контрольных работ учащихся начальной школы

Оценивание устных ответов и контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе....

схема анализов контрольных работ в начальной школе у детей с ОВЗ

схема анализов контрольных работ в  начльной школе у детей с ОВЗ...

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Этот документ поможет при планировании и организации ВШК в начальных классах....

Контрольные работы в начальной школе

Количество контрольных работ в начальной школе...

Анализ контрольных работ в начальной школе

анализ контрольных работ по математике и русскому языку в 4 классе...

ПОЛОЖЕНИЕ о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся и количестве контрольных работ в начальной школе.

Данное Положение регулирует правила проведения контроля и оценки знаний обучающихся, применение единых требований к оценке знаний, умений и навыков обучающихся по различным предметам (дисциплинам), в ...

Тесты и контрольные работы для начальной школы

Данные материалы помогут учителю проверить знания учащихся и организовать самостоятельную работу....