Модель развития одарённых детей.
рабочая программа (1 класс) на тему

Очень важно развивать способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

        Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок  и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

      Модель  развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода 

Период и этапы реализации модели образования

  • первый этап: 1 год обучения
  • разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели;
  • Второй этап: 2-3 год обучения
  • реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

Третий этап: 4 год обучения

  • анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.

 

Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Основные задачи

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  5.  Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  6. Организация разнообразной внеурочной деятельности;

     7.  Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • По окончании  начальной школы дети  должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним.
  • Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
  •  Участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, краевых и районных, )  способствующее позиционированию ОУ;

 

Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

 

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Модель одаренного ребенка:

  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или  придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей  в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнят задачи.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей  в обучении одарённых детей.  Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
  • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
  • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  
  • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
  • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
  • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
  • Научить детей прослеживать межпредметные связи.

        

План работы

с одаренными детьми

 

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

1

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

2

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей, анкетирование родителей.

Сентябрь

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы .

Сентябрь

4

Организация работы кружка «Знайка»

Сентябрь

5

Неделя эстетического цикла

Март

6

Предметные недели

В течении года, по графику

7

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

8

Работа кружка «Знайка»

В течение года

9

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

10

Создание в учебных кабинетах  материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

11

Подбор методической литературы по работе с одаренными детьми.

В течение года

12

Итоги работы с одаренными детьми. Задачи на следующий учебный год.

Май

Формы проведения мониторинга реализации модели.

 

Формы

Предметные олимпиады

Общешкольная конференция достижений учащихся

Предметные недели

Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

Внутришкольный контроль.

Творческий отчёт кружка «Знайка».

Тематические конкурсы, выставки.