Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Программа: «Путешествие в мир экологии» В.А. Самкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пишем вместе «Радужную книгу»

Занятие 6. «Жёлтая страница»

Цели
- эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства;
- помочь детям понять и почувствовать красоту осени через поэзию, живопись и музыку;

- формирование экологической культуры младших школьников.
- учить детей совместной работе в коллективе.

Задачи

Воспитательные:

- обогатить духовный мир учащихся;
- формировать гордость за выдающихся деятелей русского искусства.

Обучающие:

- знакомство с выдающимися мировыми произведениями русских поэтов, художников и композитора;
- отразить средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;
- формировать навыки передачи настроения с помощью цвета.


Развивающие:
- развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;
- развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся.


Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ход занятия

I.  Мотивация к учебной деятельности 

II. Формулирование темы урока, постановка цели

  1. У: Наше занятие я хочу начать с загадки:
    Листьям – время опадать,
    Птицам – время улетать,
    Грибникам – блуждать в тумане,
    Ветру – в трубах завывать.
    Солнцу – стынуть,
    Тучам – злиться.
    Детворе –
    Идти учиться.
    (Осень)
       
    У: Все мы знаем как меняется, как преображается природа вокруг нас осенью. Именно необыкновенная поэтическая красота осени привлекала к себе взоры русских поэтов, музыкантов и художников.
    - А о чём вы вспоминаете при слове «осень»? С чем ассоциируется у вас это время года?  

Д: Листопад, уборка урожая, начало учебного года, дождь и т.д.

    У: Угадайте,  какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад).                              У нас сегодня импровизированный  листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

2. Рефлексия.

     У: Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите или нарисуйте на листочке, что значит осень для вас.

(Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

У: Сегодня мы проследим взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени. Познакомимся с  муз.произведением, картинами художников, посвящёнными осени и создадим новую страницу «Радужной книги».

 Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень?  То каждый из них ответит по-своему.

Давайте подарим правильный шарик с соответствующими словами

(поэту - слова, художнику - краски, композитору- музыка)

 О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!

III. Изучение нового

1. Работа в группах

     У: Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна

Дети делятся на 3 группы:

- художники;

- историки;

- психологи.

У: Из данного текста выбрать описание, что обозначает жёлтый цвет глазами художников, историков, психологов.

Текст карточек: Жёлтый – смесь красного и зелёного (он «умеет» быть и холодным – цвет лимона, и тёплым – цвет яичного желтка).

Жёлтый цвет – цвет золота. Он самый яркий из всех цветов спектра. В древности, люди воспринимали этот цвет, как застывшее солнце.

Желтый цвет стимулирует интеллектуальные способности человека, улучшая работу мозга и всей нервной системы.

Заслушивание ответов детей.

У: Догадались какого цвета будет новая страница книги?

Д: Жёлтая.

У: Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём?

Давайте представим, что мы с вами пришли в осенний лес.

Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)

Наши руки немного озябли, надо их погреть (вдох через нос - выдох через рот на руки 3 раза)

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

2. Чтение стихотворений об осени.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Иван Бунин

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

2.Слушание музыки.

У: Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Прослушайте музыку из цикла «Времена года» - «Осенняя песня»

3.Рассматривание картин.

У: Одним  из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин.

 Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины,  так и хочется воскликнуть:  «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник  изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

 Иван Иванович Шишкин  написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас.

Картины русских художников   «Золотая осень» (слайды).

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

4. Упражнение для релаксации.

  А сейчас мы с вами перейдем к практической работе…. Но…
Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Представьте, что внутри вас живёт маленькая улыбка, и вот она стала расти, и озаряет вас изнутри. Почувствуйте, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг. А скажите мне, улыбается ли кто-нибудь смешнее, чем улыбаются животные?


(Слайд  «Смешные мордочки животных»)
(Дети смеются)
Хорошо! Вот с таким хорошим настроением никакая работа нипочём! За работу!

IV.Практическая работа.


Сегодня читали стихотворения об осени, рассматривали осенние пейзажи, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: используя впечатления от прочитанного, прослушанного и увиденного нарисуйте жёлтую страницу книги.

У: Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного   края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир     искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко   не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и   внимательному. Постарайтесь же стать такими!

V.Рефлексия.

 Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова "Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей."– М.: "Баласс" 2001. – 304 с.
  2. Составитель Н.А. Касаткина Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  3. Стихи русских поэтов о природе. Времена года. – М., 1981.
  4. http://sunhi.ru/psihologiya/chto-oznachaet-zheltyj-cvet-v-psihologii-znachenie.html
  5.   www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html