доклад по теме "свойства, особенности и активизация внимания младших школьников"
опыты и эксперименты (1 класс) по теме

Симакова Валентина Николаевна

 

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, мы учителя начальных классов встречаемся с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог.

Семилетние дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают многие ошибки в своей работе и часто во время ее выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова. Учитель сердится на ребят, ставит им плохие отметки, некоторые учителя даже наказывают учеников за ошибки, допускаемые из-за невнимательности. Однако, практика упрямо доказывает, что такими мерами учитель не достигнет улучшения детского внимания. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них сразу сосредоточенности в полном сформированном виде. Поэтому считаю, что данная тема актуальна и ее надо глубоко изучать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Шиткинская СОШ

Свойства, особенности и активизация внимания младших школьников.

учитель начальных классов

Симакова Валентина Николаевна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, мы учителя начальных классов встречаемся с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог.

Семилетние дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают многие ошибки в своей работе и часто во время ее выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова. Учитель сердится на ребят, ставит им плохие отметки, некоторые учителя даже наказывают учеников за ошибки, допускаемые из-за невнимательности. Однако, практика упрямо доказывает, что такими мерами учитель не достигнет улучшения детского внимания. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них сразу сосредоточенности в полном сформированном виде. Поэтому считаю, что данная тема актуальна и ее надо глубоко изучать. Принято считать, что существует три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Внимание имеет определенные свойства.

Устойчивость – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

Переключаемость – способность к быстрому переходу от одной деятельности к другой, к переносу внимания с предмета на предмет.

Отвлекаемость – характеристика, связанная с умением сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.

Объем – количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека.

Концентрация – сосредоточенность на объекте внимания, погруженность в процесс деятельности, в определенном смысле – сужение внимания.

Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.

В начале года (первый класс) мы с психологом провели диагностику внимания учеников.

Результаты диагностики.

Переключение и распределение внимания.

Очень низкий уровень – 5 человек (29,4%)

Низкий уровень – 11человек (64,7%)

Средний уровень – 1 человек (5,9%)

Продуктивность и устойчивость внимания.

Низкий уровень – 10 человек (58,8%)

Средний уровень – 5 человек (29,4%)

Высокий уровень – 2 человека (11,7%)

Перед нами встала задача: развивать и корректировать внимание детей. Мы, совместно с психологом, составили программу и развития коррекции внимания детей, взяв за основу программу Осиповой А.А. и Малашинской Л.И.

Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Объем программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий. Продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут.

Задачи программы: развитие сенсорного внимания; развитие моторно-двигательного внимания; повышение познавательного интереса.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Помимо этих занятий я давала детям задания на уроках русского языка, математики, чтения, физкультуры упражнения на развитие внимания.

Урок физкультуры.

Игра «Смотри на руки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофон (марш Р.Паулса «Красные цветы»)

Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные учителем.

Инструкция: сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть.

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет учитель ( варианты показа движения рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.) Затем показ движений рук осуществляют дети.

Игра «Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофон («Марш» Р.Газизова).

Описание: каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командой взрослого, произнесенной шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задания.

Инструкция: для игры надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановится и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!

Примечание: примеры команд – присесть, наклонится вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Урок чтения.

Древо мудрости.

Этот методический прием оформляется для детей как игра.

Сегодня мы с вами нашими же руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте текст.

Учащимся дается время на чтение текста.

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по тексту. Подумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек и прикрепляют его к дереву.

Теперь по очереди каждый подойдет к дереву, «сорвет» записку (листочек) прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ. Остальные оценивают вопрос и ответ. Для того, чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

Дети подходят к «дереву», срывают записки (листочки), отвечают на вопрос.

В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.

Поработаем корректорами.

Эта модификация известного диагностического и развивающего приема «Корректурная проба».

Суть его заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок может почувствовать, что значит «быть внимательным», и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Материалы: любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки.

Правила поведения.

Это упражнение  рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил.

  1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Детей можно заинтересовать, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошим шофером, летчиком, врачом (предварительно выяснив, кем они хотят быть).
  2. Время проведения занятия не должно превышать 5 минут.
  3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
  4. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания для младших школьников – 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков – слабая концентрация.

Ход игры.

Сначала нужно объяснить детям. Кто такой корректор и какие профессии требую развитого внимания.

Учитель:

Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях и книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, журналов, газет для детей и взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы стали читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, если бы были перепутаны слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки.

Представляете, какими внимательными нужно быть, и при этом необходимо знать правила грамматики.

Но быть внимательным нужно и людям других профессий. Как вы думаете, каким специалистам нужно быть особенно внимательными?

Давайте сегодня мы с вами поиграем в корректоров. Все свое внимание вам придется сосредоточить на выполнение задания.

В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «а» ( можно указать любую другую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

Дети выполняют задание. Потом они работают парами: обмениваются своими работами и ищут друг у друга ошибки.

Учитель тактично поддерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае эти дети не должны быть объектом насмешек. Можно их похвалить за то, что они успешно нашли ошибки в работе своего товарища и т.п.

У каждого учителя есть свои приемы и способы поддерживать внимание всего класса.

Для детей начальных классов (особенно первоклассников) эффективен такой прием. Учитель говорит: «Вы слушаете на уроке не только ушами, но и глазами. Я научу вас это делать. Посмотрите на меня внимательно: к моей ладони от каждого из вас протянулась ниточка. Когда я их держу, то вы слушаете внимательно, все понимаете и узнаете. Но если я увижу, что какая-то ниточка ослабнет, я взглядом скажу об этом ученику, и мы вместе натянем ее».

Таким образом, учитель заинтересовал детей, а это позволило поддерживать внимание класса.

Другой прием – поддержка ребенка учителем. «Вася, сегодня ты очень хорошо работаешь, осталось еще немножечко, соберись с силами, и мы продолжим».

Вся моя работа, направленная на развитие внимания дала положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания младших школьников

Характеристика особенностей внимания младших школьников. Игры для развития внимания....

Особенности внимания младших школьников

Доклад. Будет интересен учителю начальных классов...

Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция

Внимание среди психических явлений занимает особое место. По мнению отечественного психолога П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленност...

Особенности развития внимания младших школьников

Данная статья об особенностях развития внимания младших школьников предназначена для учителей и родителей....

Психологические особенности внимания младших школьников.

Статья раскрывает особенности внимания младшего школьного возраста....

Статья на тему "Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника".

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам обще...