Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования
статья по теме

Шевченко Светлана Николаевна

Многие считают, что дистанционное образование – это обновленная форма классического заочного обучения. Это в корне ошибочное мнение. В отличие от поточного заочного обучения, когда все обучаются по одной и той же программе, дистанционное образование – индивидуально.Основная идея ДО - сделать образование доступнее (благодаря «дистанционке» возможность получать столичное образование имеют жители отдаленных регионов, дети с ослабленным здоровьем, инвалиды).

ДО предполагает наличие личного учебного плана и регулярное общение с учителем, который курирует обучение, консультирует обучающегося, проверяет контрольные работы, а также помогает в подготовке к экзаменам. От привычных форм обучения, ДО отличается возможностью самостоятельного выбора предметов для изучения и выбора темпа работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon distantsionnoe_obuchenie_shkolnikov.zip2.71 МБ

Предварительный просмотр:

 «Контроль и оценка качества образования с учетом требований ФГОС

Тема «Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования»

Слайд 2 Многие считают, что дистанционное образование – это обновленная форма классического заочного обучения. Это в корне ошибочное мнение. В отличие от поточного заочного обучения, когда все обучаются по одной и той же программе, дистанционное образование – индивидуально.

Основная идея ДО - сделать образование доступнее (благодаря «дистанционке» возможность получать столичное образование имеют жители отдаленных регионов, дети с ослабленным здоровьем, инвалиды).

ДО предполагает наличие личного учебного плана и регулярное общение с учителем, который курирует обучение, консультирует обучающегося, проверяет контрольные работы, а также помогает в подготовке к экзаменам. От привычных форм обучения, ДО отличается возможностью самостоятельного выбора предметов для изучения и выбора темпа работы.

Слайд 4 Система ДО базируется на 3-х составляющих:

Технологическая (материальная база и программное обеспечение)

Содержательная (создание информационных ресурсов в виде курсов ДО, сайтов, порталов, методическая поддержка)

Организационная (обучение и переподготовка преподавателей ДО, педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения, т.е. организация и проведение учебного процесса)

На схеме представлены взаимосвязи между компонентами системы. Левая часть схемы отражает подготовительный этап работы к учебному процессу. Правая часть - непосредственно сам учебный процесс, который строится вокруг конкретной модели обучения.

Любая система обучения руководствуется определёнными принципами, которые отражают специфику концепции обучения, специфику предметной области знания, специфику формы обучения, целей ОУ, возрастные особенности обучаемых. Принципы обучения должны учитывать сложившиеся традиции российской системы образования, специфику ДО и особенности обучения детей (в школе). Дидактические принципы современной системы ДО:

Принцип системности.

Принцип учёта специфики предметной области обучения и контингента обучаемых.

Принцип интерактивности.

Принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического обеспечения.

Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях.

Принцип информационной и психологической безопасности.

Рассмотрим модели организации ДО : точки зрения организации учебного процесса и с точки зрения методики проведения учебного процесса:

Слайд 5 Каждая из представленных моделей имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.

Слайд  6 Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к обучению в колледже, техникуме, вузе. В школе, колледже ДО может использоваться:

  • при проведении профильных курсов наряду с очным обучением (ОО);
  • при проведении курсов для ликвидации пробелов (с ОО);
  • в самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности (с ОО);
  • в работе по индивидуальным программам;
  • для консультаций;
  • для совместной деятельности учащихся;
  • для дополнительных практических работ.

При базовом очном курсе можно выделить такие виды деятельности, как

  • требующие личного контакта;
  • требующие индивидуализации.

В зависимости от сложности материала педагог вправе выносить на очные занятия объяснение нового материала, проверку понимания, дискуссии, защиту проектов. Формирование навыков и подготовку к дискуссиям, проектам можно отнести к занятиям в дистанционной форме

Слайд 7 В дистанционной форме учащиеся знакомятся с новым материалом при постоянных консультациях с педагогом.

При этом используются индивидуальные и групповые формы работы, которые направлены на формирование необходимых навыков.

Слайд 8  Данная модель может быть организована в 2-х вариантах (в зависимости от контингента слушателей):

  • автономные курсы
  • информационно-образовательная среда

Автономные курсы ДО создаются по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы, либо разрабатываются целые виртуальные школы. Автономные курсы предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях.

Структурированное информационно-образовательное пространство с курсами согласно учебному плану, с библиотеками (электронными учебниками, словарями, энциклопедиями), лабораторными и практическими занятиями, экскурсиями, системой контроля представляет собой целостную образовательную систему курса (с дифференциацией) той или иной специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе. Обязательно должна быть возможность использования различных педагогических и информационных технологий, работа в форумах, чатах, телеконференциях, организация совместных проектов. Отличительной чертой информационно-образовательного пространства является административный блок, где должна быть предусмотрена регистрация, мониторинг, личные дела, права доступа и пр. Очных занятий при сетевом обучении не предполагается.

Слайд 9 Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения.

В большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные Министерством образования печатные пособия.

Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, использовать информационные ресурсы Интернет. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

Разными цветами обозначены компоненты, составляющие модель:

  • содержание кейса;
  • интернет-технологии;
  • средства телекоммуникаций;

контроль.

Слайд 10 Модель интерактивного телевидения связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние.

Эта модель распределенного класса полностью имитирует очную форму.

С её помощью стены класса словно раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста).

Соответственно, данная модель требует присутствия учащихся (как и в очной форме) в определенное время в определенном месте.

Слайд 11 Группа обучающихся, занимающихся по модели «Новый профиль», формируется из обучающихся разных классов одного образовательного учреждения, осваивающих образовательную программу по профильным предметам с использованием дистанционных образовательных технологий в сопровождении сетевого преподавателя и тьютора.

Данная модель будет использована в случае, когда 15 или более обучающихся параллели выразят желание изучать на профильном уровне дисциплину, преподаватель по которой отсутствует в штате данного образовательного учреждения, либо когда квалификационный уровень преподавателя не соответствует требованиям, предъявляемым к преподавателям профильного обучения.

Слайд 12 «Межшкольные группы» формируются из обучающихся различных образовательных учреждений одного или нескольких муниципальных образований, выразивших желание осваивать один и тот же предмет. Сетевой преподаватель и тьютор назначаются руководителем ДО муниципального управления образования. Использование данной модели было целесообразно в следующих двух случаях.

1. В ряде ОУ одного или разных муниципальных образований были выявлены обучающиеся, желающие дистанционно изучать одну и ту же дисциплину, но их количество было недостаточно для формирования полноценной группы. Или в ОУ не было педагога, который имел бы достаточную квалификацию для преподавания на профильном уровне заявленной обучающимися дисциплины, а обучающихся, изъявивших желание изучать предмет на профильном уровне, было в ОУ недостаточно, чтобы использовать модель «Новый профиль».

2. В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы с использованием индивидуальных учебных планов, из потока обучающихся выделялись малые группы сотрудничества по одному предмету. Такие группы объединялись с аналогичными группами из других ОУ, и их деятельность сопровождалась сетевыми преподавателями и тьюторами, назначенными координатором образовательной сети.

Слайд 13 Группа обучающихся, занимающихся по ИУП, формируется на базе малых групп сотрудничества со сменным составом обучающихся, типичных для школ, работающих по индивидуальным учебным планам.

В таких школах возникли ситуации, когда открыть предметную группу в соответствии с образовательными потребностями обучающихся не представлялось возможным из-за её малочисленности (менее 10 человек).

В таких случаях создается учебная группа дистанционного обучения, включающая как обучающихся из ОУ, работающего по индивидуальным учебным планам, так и обучающихся из других ОУ данного или иных муниципальных образований.

Ядром этой смешанной группы является контингент ОУ, работающий по ИУП.

При этом сама группа является модификацией организационной модели «Межшкольная группа», так как в неё входят обучающиеся из других школ.

Сетевой преподаватель - учитель-предметник из базового ОУ, работающего по ИУП.

Слайд 14 Схема организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Слайд 15 Преимущества дистанционного образования: 

1) Доступность. Возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара (особенно актуально для жителей глубинки, а также детей находящихся в колонии). 

2) Гибкость. Обучающиеся могут работать в удобном для себя месте, в удобное время, в удобном темпе.

3) Относительная дешевизна. В среднем дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм обучения.

4) Модульный принцип. Учебная программа составляется для каждого обучающегося индивидуально и представляет собой последовательный набор курсов-модулей, отвечающий индивидуальным потребностям обучающегося.

5) Мобильность. Возможность всегда иметь при себе переносной компьютер с учебными материалами, лекциями и заданиями позволяет незамедлительно применять полученные теоретические знания на практике.

6) Живое общение. Видеолекции, видеоконференции и форум-общение компенсируют отсутствие прямого визуального контакта.

7) Встречи с одноклассниками. Компьютерная программа, в которой происходит обучение и обмен данными, позволяет выходить на связь не только с преподавателями, но и со школьниками, изучающими данный курс.

Слайд 16 Ожидаемые результаты обучения с использованием технологий дистанционного обучения

Слайд 17 Google docs: совместная работа над документами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения доступного качественного образования

Одним из ключевых направлений  развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Педагогический проект«Системно-деятельностный метод в обучении русскому языку как необходимое условие качественного образования »

Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.    ...

Персонификация образовательного процесса как условие доступного качественного образования на 1 ступени образования в рамках ФГОС 2.

Поиск эффективного сочетания внеурочной деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с учетом накопленного опыта работы системы дополнительного образования в нашем образовательном учреждени...

Подпрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся Программы развития МБОУ г. Иркутска гимназии №3 на 2015-2020гг. «Гимназия №3-среда, обеспечивающая доступность качественного образования»

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым ц...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...