Персонификация образовательного процесса как условие доступного качественного образования на 1 ступени образования в рамках ФГОС 2.
опыты и эксперименты на тему

Саакова Амалия Аркадьевна

Поиск эффективного сочетания внеурочной деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с учетом накопленного опыта работы системы дополнительного образования в нашем образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Персонификация образовательного процесса как условие доступного качественного образования

на 1ступени образования в рамках ФГОС2.  

     Саакова А.А.

         Прослушав выступления коллег, отмечу один из ключевых  и актуальных моментов в персонификации образовательного пространства -это поиск эффективного сочетания внеурочной деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с учетом накопленного опыта работы системы дополнительного образования в нашем образовательном учреждении.

(слайд2) С 2008 г. МО учителей начальных классов разработало и успешно апробировало курсы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Социальное направление

Общекультурное  направление

Духовно-нравственное направление

Общеинтеллектуальное

Первые результаты внедрения программ внеурочной деятельности в образовательное пространство начальной школы и  полученный опыт определил

успешные способы организации внеурочной деятельности,

широкий спектр направлений,

100% охват учащихся вн.д.,

соответствие возрастным особенностям обучающихся,

опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности ,

 на   ценности воспитательной системы школы.

(слайд3) Сегодня мы  отмечаем   явные противоречия организации эффективного сочетания внеурочной деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования :

1.Трудности составления расписания и вн.д и доп.  обр.

2.Существующее несоответствие желаниям учащихся и возможностям  самих учащихся, из-за  учебной загруженности(перегруз).

3.Реальные возможности  образовательного учреждения в предоставлении учебных кабинетов, (т.к. работает и доп.обр. ,и вн.д),

4.Реализация внеурочной деятельности в рамках групп продленного дня,

5.Предельной нагрузке преподавателей.

6.Время общего пребывания учащихся в школе (в том числе и увеличение основного  учебного времени).

На наш взгляд есть и положительный аспект эффективного сочетания. Существующая модель внеурочной деятельности показала  перспективу развития ,т.е. возможности  системной оптимизации всех внутренних ресурсов нашего образовательного учреждения , в реализации которой принимают участие все имеющиеся педагогические работники данного учреждения,  соответствие требованиям ФГОС . совершенствуется процесс интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС.

Ещё один оптимальный результат в рамках введения  ФГОС -   апробировация  и реализация   начальной школой с 2008г наиболее адекватного инструмента для оценки динамики образовательных достижений – Портфолио.

(слайд4)  Это индивидуальная папка ученика(обратить на стенд), в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, спортивной,  творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе. Это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

 Основные цели применения Портфолио :

повышение качества образования в школе;

поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

создание ситуации успеха для каждого ученика;

содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

(слайд5) На первой ступени образования (начальная школа) важной задачей Портфолио ученика является

- привитие учащимся первичных навыков самооценки,

-привлечение внимания родителей к успехам своих детей

- вовлечение родителей в сотрудничество с учителем и самими учащимися.

Портфолио служит

-для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности

- позволяет  реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене

(слайд6) Необходимо особо отметить обязанности классного руководителя, работающего с Портфолио учащегося: (на слайде___-ключевые слова)Кл.р. является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения Портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися Портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

(слайд 7) Наглядно познакомимся со структурой Портфолио-.Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.

I раздел: «Мой портрет».  В разделе содержатся сведения об учащемся, который может  предоставить их  любым способом. Здесь  могут быть личные данные учащегося, ведущего Портфолио, его автобиография, личные  фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В  этом разделе должны быть предоставлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Учащийся предоставляет  дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, табели успеваемости, результаты тестирования (итоговых контрольных работ).

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся предоставляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах,  конференциях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений, ведомости участия в различных видах деятельности

IV раздел: «Портфолио отзывов». Раздел включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.

         

(слайд8) По всему вышесказанному ,  отметим ценность опыта работы начальной школы в период с2008 по2012год с Портфолио

1.Анализ работы над Портфолио проводитлся классным руководителем не позднее 20 мая текущего года и сообщался каждому обучающемуся.

 2.По результатам оценки Портфолио учащихся проводился годовой образовательный рейтинг.

Но существуют  добавления и изменения(в соответствии с Положением 2012года) к итоговой работе с 2012-13учебного года.Необходимо учитывать всем учителям работающим с портфолио:

1. С 1класса 2012года в рамках внеурочной деятельности класса ведется Копилка достижений,в которой каждый день учащиеся отмечают уровень своих достижений на Лесенке Успеха.

2. Система оценивания достижений учащихся по материалам Портфолио представлена в таблице (Приложение 3Положения о формировании Портфолио).

3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется,  вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается классным руководителем (Приложение 4).

4. Проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе на каждой ступени обучения. Победители поощряются.

Заканчивая выступление, необходимо отметить:

Успешность ведения индивидуальных достижений ученика (Портфолио) в начальной школе - важный этап персонификации образовательного пространства-,т.к. от того , как сложится обучение и какие эмоции оно принесёт, будет зависеть не только привлекательность школы для учащихся и  их родителей, но  дальнейшая успешность каждого ребенка на средней и старшей ступени. 

Желаем всем учителям успешной и продуктивной работы с Портфолио учащихся - составной частью качественного образования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...