ОРКСЭ, 4 класс. Проект урока №20. Пасха.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Петровских Татьяна Ивановна

Разработка урока по ОРКСЭ, 4 класс. Пасха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_uroka_20_paskha.zip128.13 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по курсу «Основы православной культуры»

Модуль: Урок №20    

Тема урока:  Пасха.

Цель урока: Ученики расширят представление о мировых религиозных праздниках.  

Задачи урока:

1.Образовательная: Учить традиции православной культуры.

2.Развивающая: Формировать первоначальные представления о православной религии, её роли в культуре, истории,  в  современной России.  Устанавливать взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к истории своего народа; к изучению православной культуры;

Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

Приводить примеры памятников архитектуры и других произведений искусства, в которых отражается главный праздник христиан.

Уважительное отношение к традициям русской культуры, фольклору.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: нетрадиционный.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, репордукции картин, стихотворения А.Н. Майкова, П. Потехина, пасхальные заклички, церковные песнопения, пасхальный перезвон; листы для работы в малых группах, маркеры, смайлики.

Планируемый результат:

Духовно-нравственное развитие и воспитание.:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание ценностного отношения  к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Самовыражение в творчестве.

Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры  в жизни отдельных людей и общества.

Технологическая карта урока

Этап занятия

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности обучающихся

Задания для уч-ся, выполнение которых приведёт к дос-ю план-х резу-ов с разраб-й сист- ой оценки

1

Организационный момент

Проверка гтовности к уроку.

Хор братии Валаамского монастыря. Пасхальные песнопения - 03 Пасхальный канон, Песнь 9, Греческий распев.

Внимательно слушают

2.

Актуализация знаний

Личностные УУД

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Понимать чувства других людей, сопереживать.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Определять цель деятельности на уроке.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

2. Формулировать своё мнение, свою позицию.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Отрывок  из ст. Павла Потехина:

Христос воскрес!

- всего два слова,

 Но благодати сколько в них!

 Мы неземным блаженством снова

 Озарены в сердцах твоих.

 Забыты скорби и страданья,

 Забыты горе и нужда,

 Умолкли стоны и роптанья,

 Исчезли зависть и вражда…

Учебные вопросы:Главная мысль стихотворения.

О каком  празднике говорится в стих-и?

Кто это Иисус? Как он Воскрес? В какой день это случилось?

 

Слайды 3

Преполагают, анализируют.

Высказывают своё мнение.

   

3

Формулирование темы и планирование деятельности

Познавательные:

- уметь анализировать и делать вывод.

Регулятивные:

-  высказывать своё предположение.

Основополагающий вопрос:

Почему тогда праздник называется ПАСХА?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Сегодня на уроке познакомимся с православным  празником, узнаем  историю его возникновения.

4

Открытие новых знаний

Предметные:

- объяснять понятие

Личностные:

- уважительное отношение к иному мнению.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

Работа с доской, учебником С. 109- 110.

Рассмотрите иллюстрации.

Как передается  красота пасхальной службы?

Как называют христиане этот праздник?

Главный пасхальный гимн звучит «Христос воскресе...

А вы знаете, что означает слово «Пасха»?

Каков смысл праздника и его история?

 Прочитать, Заполнить таблицу.

Почему Пасха  является одним из  главным праздником Христиан?

Знакомое всем слово — Воскресение -  древнеславянский корень  крес обозначаеи «ЖИТЬ», возобновление жизни.

Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Что тогда угрожало людям?

Слайды 4- 9

Работа с учебником.

Рассматривают  изображения службы;

 - торжественно, праздничное и яркое убранство;

Светлым Христовам Воскресением, Праздником праздников, Торжеством из торжеств, Великим днем.

Праздник победы вечной жизни  над смертью.

Стр. 178(значение слова)

Выписать:

ПАСХА

1.Освобождение еврейского народа египетского от рабства

2.Освобождение христиан от рабства греху и смерти ч/з Воскресение Христовво.

 -  Воскрес Христос

- На крест пошел во имя спасения людей.

Смерть, потеря души, потеря Бога.

Оценивают работу кружками:

    – успешно справился с

          заданием. Я – молодец!

    – не справился с заданием.

          Нужна помощь!

5

Первичное закрепление

Физ-мин

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- умение обобщать знания;

Предметные:

-  актуализировать имеющиеся знания по теме

Личностные:

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- слушать и понимать

речь других.

Регулятивные:

- планировать предстоящую работу.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль своей деятельности;

Слайд 10 — 15

Как готовились люди к празднику?

Не только готовили и убирались, но еще и соблюдали  духовные  правила (пост — очищение  души человека,  совершение добрых дел, исправление ошибок,  внутренний мир  человека обращается к Богу с покаянной молитвой) )

Какие традиционные угощения готовили на Пасху?

Какие они – символы Пасхи?

Слайды 10 — 12

-Какие виды росписи применяете дома?

-Для чего  используют расписанные яйца?

Из каких материалов выполняют пасхальные яйца?

Самые знаменитые пасхальные работы?

Стр 110 - 111

Работа в парах:

прочитать и выписать  пасхальные угощения.

  • КУЛИЧ
  • ПАСХА
  • КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА

Крашенки чаще всего.

Расписывают с любовью, дарят как символ жизни.

Самых разных..

 Карла Фаберже.

Сравнить  с ответами.

7

Развитие умений – применение знания

Личностные:

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

Предметные:

-  актуализировать имеющиеся знания по теме.

Организация работы в группах.

С 113 Прочитайте текст.

Что является самым важным в этот день?

Каковы пасхальные традиции, символы, атрибутика?

Перечислите их.

 

Пасхальная служба.

Заполнить таблицу в малых группах, результат оформить на листе.

Оценивают работу кружками:

        – успешно справился с  

           заданием. Я – молодец!

         – были ошибки в работе.

       

         – не справился с заданием.

            Нужна помощь!

Сравнить  с ответами.

8

Творческая  работа

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять контроль деятельности партнеров и оценивать их работу;

- уметь оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать свою точку зрения;

- учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Познавательные:

- уметь на основе анализа делать выводы

Стих-е А.Майкова  наизусть 1 уч.

Чем близки между собой картина и стихотворение?Какое настроение передает автор?

Мы сегодня тоже приготовим Пасхальные украшения для окна.

Творческая работа.

Выполнение Пасхальной корзины.

Аполлон  Николаевич Майков 04.06.1821 — 20.03.1897гг)

Поле зыблется цветами...
В небе льются света волны...
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня...
Не видать певцов за светом...
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом...

И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.

Яркие краски, торжество природы после долгой зимы..

Мы не видим в вышине птиц, но слышим их песие.

Работа с  бумагой.

Выполнение  модели по шаблону.

Сборка работы и художественное оформление.

 

Задания для групп:

9

Информация о домашнем задании

Личностные:проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

выбрать работу по силам;

Познавательные:

- осознавать необходимость нового знания.

Предлагает задание на выбор по уровню сложности.

Рассказать дома о празднике;Рассказать о ваших дом трдициях;

Нарисовать рисунок;  найти пасхальные  игры, песни;

Выучить тихотворение .

Записывают домашнее задани по выбору.

10

Итог урока

Познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы.

- Какова была тема урока?

Какие символы мы использовали на уроке?

Пасха.

Красное яйцо;

Свеча –

….

Оценивают по алгоритму, выбирают цвет кружка и рисуют его на полях тетради.

Задание

Оценивают работу кружками:

       – успешно справился с

          заданием. Я – молодец!

       – не справился с заданием.  

           Нужна помощь!

9.

Рефлексия

Регулятивные:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке, выберите смайлик и покажите.

Дети выбирают смайлик и показывают.

Схема:

Мне было трудно

Я успешно справился с заданиями

 Я хочу еще узнать о празднике

       

Компетентностно-ориентированные задания к уроку:1. Заполнить таблицу.  2 Выполнить творческую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры" по теме "Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения"

Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским собором в 325 году.Слово « Пасха» означает переход от см...

Проект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс

Урок ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"

Проект урока ОРКСЭ  4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника  А.В.Кураев...

ОРКСЭ презентация к уроку 4 класс по учебнику Кураева "Пасха"

Презентация к уроку ОРСЭ по теме "Пасха поможет реализовать цели и задачи к данному уроку наглядно...

Окружающий мир. 2 класс Проект урока по теме: "Родина -что это значит"

Конспект урока по теме "Родина-что это значит" по программе "Начальная школа ХХI века"...

конспект урока по ОРКСЭ "История появления православного праздника Пасха"

Педагогические задачи: развитие духовных качеств личности учащегося, прививать интерес к изучению истории православной культуры, приобщать младших школьников к истокам русской культуры....

Урок по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» «Пасха»

Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса.Тип урока: уро...