Индивидуальное и дифференцированное обучение.Индивидуальный подход в работе с детьми.
статья по теме

Зиновьева Татьяна Александровна

В материале изложены  развивающие возможности  учебного материала традиционной системы обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихсяпри обучении. Направления индивидуализации. Приёмы дифференцированного подхода к учащимся на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

        на тему:

«Индивидуальное и дифференцированное обучение. Индивидуальный подход в работе с детьми.»        

         

        

        Подготовила:

        учитель начальных классов        

        Зиновьева Т.А.

        г. Магнитогорск        


Традиционная  система обучения более ориентирована на передачу знаний ребёнку и сравнительно мало внимания уделяет развитию его индивидуальных особенностей, интеллекта. Творческих задатков. В тоже время в ней заложены огромные развивающие возможности.

Применение в своей работе общедидактического принципа индивидуального подхода позволяет нам учителям максимально использовать эти возможности. Индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы расширить, углубить, дополнить знания умения и навыки , устранить пробелы, научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями, развивать творческие способности учащихся.

Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидно, ведь учащиеся уже в начальной школе по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование можно реализовать если в своей работе осуществлять дифференцированный подход к обучению. Суть дифференцированного подхода лежит не в облегчении учебного материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели. Успех такого подхода на уроках во многом зависит от умения подобрать учебный материал. Необходимо стремится к тому, чтобы задания давались с учётом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то и другое ведёт к потере интереса в учёбе.

Один из авторов дидактики Данилов М.А.утверждал: «Лёгкое обучение быстро притупляет интерес и не содействует развитию познавательных способностей  учащихся. При непосильных же трудностях учение детей задерживается или же даже приостанавливается, интерес падает.» « А интерес к учению есть только там , где есть вдохновение, рождающееся от успехов»,- писал Сухомлинский В.А.

В своей работе я стараюсь использовать различные приёмы индивидуального и дифференцированного подхода. Чаще всего использую вариантные самостоятельные работы на этапе закрепления и применения знаний. Учащимся предлагается три или четыре варианта самостоятельной работы, варианты различаются по уровню сложности. Ученики обдумывают  варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и даёт ему пережить чувство удовлетворённости от выполненной работы. А я, проверив работу – того или иного уровня, могу сделать вывод: на каком этапе освоения знаний по изучаемой теме находится ученик, над чем с ним надо поработать. После такой самостоятельной работы, слабому ученику для корректировки знаний уже даю карточку, перфокарту индивидуального содержания. Самостоятельные работы использую различного содержания и формы. Это могут быть  выборочные тесты, тесты- дополнения, тесты- сличение, тесты- ранжирование, тренинги, зачёты, тренажёры. Хорошо подготовленные дети выбирают наиболее трудный вариант, менее подготовленные попроще. Такая работа направлена на максимальное использование познавательных возможностей учащихся.

Сама идея свободного выбора заданий очень нравится учащимся. Эту идею пропагандируют известные педагоги: Амонашвили Ш.А. (он даёт право выбора даже самым маленьким), Шаталов В.Ф.(задаёт ученику сто задач, чтобы он сам выбрал какую решать и в каком количестве), Лысенкова С.Н

На уроках  русского языка , математики использую такие приёмы. Например из упражнения учащиеся сами выбирают трудные слова, которые записываем на доске и разбираем, также сами  дети выбирают  самый трудный пример в столбике. При решении задач из учебника , слабые получают задание решить задачу, сильные учащиеся – дополнить условие задачи и получить составную задачу или составить обратные задачи. Сильные берутся за выполнение трудных заданий . За сильными тянутся и другие дети. При  написании творческих работ , ребятам на выбор даётся три темы сочинения. На уроках литературного чтения и окружающего мира сильный ученик самостоятельно пересказывает  текст, слабым даётся на подготовку пять, семь минут и пересказ по плану. Сильны ученики пишут рефераты, готовят выступления, сообщения. Также дифференцированно задаю домашние задания. Слабым традиционное, сильным дополнительное, творческое.

Возможность проявить самостоятельность в работе и право выбора делают процесс обучения более активным и творческим. Таким образом дифференцированный подход в обучении даёт каждому ребёнку возможность чувствовать себя комфортно, успешно осваивать программу.

        

Направления индивидуализации

Дифференцированный подход

1. Вариантные самостоятельные работы.

2. Различные тесты.

3. Зачёты, тренажёры, тренинги.

Свобода выбора

1. Свободное поле выбора заданий.

2. Система сочинений.

3. Пересказ с учётом подготовки.

Индивидуальное домашнее задание

1. Традиционное.

2. Дополнительное.

3. Творческое.

        

Приёмы дифференцированного подхода к учащимся на разных этапах урока.

Этапы урока

Приёмы дифференцированного подхода

1

Устный опрос домашнего задания

- опрос учащихся по желанию;

- Опросить сначала хорошо подготовленных учеников , а затем слабых;

- пересказ по плану;

2

Индивидуальный письменный опрос домашнего задания

- система карточек с индивидуальным заданием разного уровня сложности;

3

Фронтальный письменный опрос

- разноуровневые тесты;

- вариантные самостоятельные работы;

4

Изучение нового материала

- Создание проблемной ситуации (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос);

- самостоятельное знакомство с новым  информационным материалом   (подготовка доклада. реферата, рассказа);

- творческие задания ( информационное содержание новой темы, оформляется в виде книжки- раскладушки, подготовка стихов , сценок)

-оформление тематического планирования для учащихся в классном уголке;

- перед изучением темы учащимся даются контрольные вопросы в двух вариантах: программные и дополнительные;

5

Закрепление изученного материала

- написание мини- сочинений; плана; кроссворда; урок- викторина; урок- сказка, урок- путешествие

6

Домашнее задание

- традиционное  домашнее задание;

- обязательное домашнее задание для группы сильных учащихся (подготовка сообщений, дополнительных доказательств, вопросов);

- задание по желанию (просмотреть электронные материалы по теме, подготовить выставку книг);

Литература: ж.»Начальная школа»№5 2000 г. Амонашвили  Ш.А. «Здравствуйте дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход к работе с детьми .

Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) может быт...

Индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми имеющими ОВЗ.

Особенности коррекционной работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья....

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей...

Инновационный подход в работе с детьми при подготовке к олимпиадам

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника интерес к его предмету? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно? Ведь главная...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья...