Потенциал работы с жанрами фольклора как способ воспитания и образования гражданина.
статья на тему

Ракитина Светлана Вадимовна


 

Культура - универсальное понятие, используемое, как научный термин. Но и широко используется в обыденной жизни, в искусстве, в философии.

Общество, человек и культура неразрывно связаны между собой.

Важнейшая цель современного образования и приоритетная задача общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. На современном этапе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ( ФГОС) основным результатом деятельности школы должна стать не сама система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в интеллектуальной, гражданской, правовой, коммуникативной областях деятельности человека.

Учебная деятельность современного школьника направлена на исследование. Ребёнок в поисковой деятельности находит знания.

Коммуникативная функция культуры осуществляется с помощью языка, как главного средства общения.

Творческая функция культуры раскрывается в создании новых ценностей, умении ориентироваться и различать добро – зло, прекрасное - безобразное.

Потенциал работы с жанрами фольклора на разных учебных предметах, проведение народных праздников, обращение к народным приметам, как способов воспитания и образования человека, идеального гражданина. Развитие способностей детей – путь к повышению интеллектуального потенциала нации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурное наследие – средство языкового развития.

      « Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях - и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Афоризм немецкого и французского философа, гуманиста, музыканта и врача, лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера отражает современный принцип образования.

     Культура - универсальное понятие, используемое, как научный термин. Но  и широко используется в обыденной жизни, в искусстве, в философии. Обычно под культурой понимается все достижения человечества, всё созданное человеком.

    Уже в I веке до н.э. Цицерон применил понятие « культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. С течением времени термин « культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества.

   Важнейшая цель современного образования и приоритетная задача общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.  На современном этапе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ( ФГОС) основным результатом деятельности школы должна стать не сама система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс  компетентностей в интеллектуальной, гражданской, правовой, коммуникативной областях деятельности человека.

   Общество, человек и культура неразрывно связаны между собой. Корни культуры глубоки. Они отражают особенности жизни людей, её связь с природой. Культура народа красочна, многомерна, уникальна. Эта неповторимость определяет необходимость бережного отношения к ней. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире, передавать её из поколения в поколение. Это память человечества. Сегодня объём знаний стал слишком необъятен. А значит стать универсальной личностью весьма трудно. Но и возможности стать культурным человеком возросли:  знания и компетенция, объём и глубина, которых  значительна, умения и мастерство, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

   Культуру никак нельзя создать искусственно или только с помощью науки. Она возникает на основе жизнедеятельности – труда, общения, обычаев. Основным принципом модернизации современной школы является развитие самостоятельности учащихся, формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основных норм, готовность к сотрудничеству, эффективно использовать полученные знания для решения проблем различной сложности.

   Развитие способностей детей – путь к повышению интеллектуального потенциала нации. Учебная деятельность современного школьника направлена на исследование. Ребёнок в поисковой деятельности находит знания. Возможности для  поиска информации в наше время  велики. Современная культура- культура информационного общества. Уровень  овладения ею зависти от степени доступа к СМИ, Интернету, книжной продукции.

    Коммуникативная функция культуры осуществляется с помощью языка, как главного средства общения. Будучи неотделим от культуры, язык проходит вместе с ней все изменения. Для развития этой связи в работе с учащимися с самого начала школьного образовательного процесса использование фольклора, вовлекает ребят в решение нравственных проблем. Конкретная логическая и образная форма пословиц, поговорок и загадок помогает задуматься над очевидным, увидеть вечное в будничном. Стремление к истине, красота родного языка и жизнь, как способ делать добро. Практическая деятельность учащихся  с первого класса направлена на поиск противоречий в нравственной культуре. Добро и зло, глупость и ум. Нравственность – это уважение прав, свобод, достоинства личности. Издавна нашему народу были присущи доброта.  Сердечность, доброта, умение сострадать.

  Развивая речь на уроках русского языка и литературного чтения с помощью пословиц, поговорок, народных примет, соблюдение календарного и тематического принципа, помогает обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. В последнее время наблюдается интерес людей к народным обычаям, обрядам и приметам.  

   В народных праздниках, обычаях и приметах сплелись языческие обряды и христианские праздники. Ярким примером подобного слияния можно считать празднование масленицы, которое завершает проводы зимы. Учащиеся с удовольствием участвуют в проведении этого праздника. Подготовка костюмов, работа с фольклорными произведениями, проведение игр, в которые играли наши предки – сохраняет приоритет человеческих ценностей. Принципы  уважительного отношения к человеку, любви к окружающей  природе  реализуются в проведении обрядовых мероприятий.

  Обрядовая поэзия сохранила и донесла до нас черты далёкого прошлого. Весь цикл жизни наших предков  был связан со временами года. Сочетание фольклорных произведений  с  литературными произведениями  классиков и авторов современной поэзии продолжает работу над культурным развитием учащихся. Создание собственных страничек, посвящённых  временам года, развивает кругозор учащихся, обогащает их словарный запас, знакомит с наследием предков.

   Творческая функция культуры раскрывается в создании новых ценностей, умении ориентироваться и различать добро – зло, прекрасное - безобразное. С давних времён ребёнку помогает разобраться в этих вечных вопросах сказка. Сказка всегда опирается на вымысел. Зная, как строится сказка, различая добро и зло, современные школьники создают новые произведения. Помимо известных сказочных персонажей  дети придумывают своих героев современного фольклора. Работа над сочинением сказок, их постановкой для зрителей вызывает интерес к  народной сказке, быту наших предков. Развивает коммуникативные и творческие способности детей.

   Опорой нравственности и культуры является семья. Уважительное отношение к браку, укрепление чувства долга, уважительное отношение к старшим, обязательства по отношению к старикам и детям – один из принципов образования. Все наши родственные связи напоминают  дерево. Многие дети считают, что у них мало родственников. Они знают маму, папу, бабушек, дедушек. Совместная работа детей с родителями над составлением дерева родословной сплачивает семью. Дети знакомятся с родственниками. А зачастую и взрослые узнают что – то новое о своей семье.

   Работа над речью  и словом в отдельности даёт широкие возможности для развития творческой деятельности. Эта проблема актуальна, работа по её решению ориентирована на формирование языковой и коммуникативной активности учащихся.  Использование культурного наследия в работе по формированию целостной личности, обладающей богатой речью, способной проводить научно – познавательную и исследовательскую деятельность – это способ сохранить культурные ценности страны и развивать интеллектуальный потенциал нации. Потенциал всегда связан с ожиданиями. От современного поколения школьников мы ожидаем внесения в исторический процесс развития страны нового, того что даст предпосылки к движению вперёд. Бережное отношение к культурному наследию и традициям  сохранит уникальность страны.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"

Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана  на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный  план  работы....

Презентация "Работа с жанром притча как один способов формирования УУД на уроках ОРКСЭ"

Притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях.Притчи различных традиций объедин...

Родительское собрание «Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»

Конспект родительского собрания на тему«Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»...

Буклет с информацией для родителей "Популярный жанр интервью в воспитании"

Данный буклет познакомит вас с различными видами интервью, их различиями, с правилами подготовки к интервью и особо важными задачами интервьюера и респондента в процессе проведения интервью...