Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"
материал (1 класс) на тему

Разгуляева Ирина Александровна

Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана  на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный  план  работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_programma.docx104.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 3имени А.Н.Островского

программа

гражданско-патриотического

воспитания  

«Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ)

 

                                                               Разгуляева Ирина Александровна,

                                                      учитель начальных классов

Кинешма -2015 год

Актуальность программы

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Пояснительная записка

Воспитание патриота   – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота ». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа «Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота » долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семьей дорожить — счастливым быть.», «Гимназия – мой второй дом», «Мой город – лучший город земли», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Цель программы:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи   патриотического воспитания:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, об их культурных, политических, экономических особенностях.
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
  • укреплять взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
  • сформировать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”.

http://festival.1september.ru/articles/622003/img1.jpg

Содержание программы

Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах:

  • целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
  • культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Гуманистической основой программы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации программы:

  • семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
  • историческое единство русского народа;
  • общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:

  • создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
  • учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства  в соответствии с этим уровнем;
  • обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
  • динамичность работы;
  • учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
  • объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
  • совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
  • становление высоконравственных, этических норм поведения.

Основные формы работы:

image001

беседы
родительские собрания
родительский лекторий
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы

практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
тренинги

Направления  деятельности, способствующие
реализации Программы

Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.

Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Программа «Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота » включает в себя четыре блока:

  • Семьей дорожить — счастливым быть 
  • Гимназия – мой второй дом
  • Мой город – лучший город земли
  • Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семьей дорожить — счастливым быть».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Гимназия – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав гимназии.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

  • 3 блок. «Мой город – лучший город земли »

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Кинешмы.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ивановской области.
  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей  родного края

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Мероприятия(примерные) по реализации воспитательной программы

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

I.  Семьей дорожить — счастливым быть

1

 «Здравствуй, школа!»

Мои родные. Моя семья

Праздник

фотовернисаж

2

Имя твое

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

 летопись семьи

5

Ты – родитель

игра

6

Игры бабушек, дедушек

практикум

7

Мои обязанности в семье

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

открытка

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

праздник

 

II. Гимназия – мой второй дом 

1

Здравствуй, гимназия!

праздник

2

Школьные кабинеты

экскурсия

3

Адрес гимназии. Дорога в гимназию

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в гимназисты

праздник

6

Традиции гимназии

беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

 

III. Мой город – лучший город земли

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

легенды

3

Герб города

беседа

4

Прогулка-экскурсия по городу

экскурсия на автобусе

5

Удивительный наряд города

видео экскурсия

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами

беседа

7

Характер города. Город владеет духовными богатствами

фотовернисаж

8

Посещение музея  города.

экскурсия

9

Занятия жителей города

беседа

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

 Географическое положение.

беседа

2

Иваново – главный город области

 экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный  мир   родного края

беседа

5

Красота родной природы

  экскурсия

 

 

 

 

2 класс

 

I. Семьей дорожить — счастливым быть

1

Мой дом – моя крепость

игра

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье

практикум

6

Песни родителей, бабушек

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

 

II. Гимназия – мой второй дом

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

3

Мои любимые книги

выставка книг

4

Береги учебник

акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

6

Я – директор школы

ролевая игра

7

Школа будущего

конкурс сочинений

8

Дом, в котором мы живем

КТД

 

III.  Мой город – лучший город земли

1

Память о прошлом. Символы города.

беседа

2

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

3

Посещение кинотеатра, театра

культпоход

4

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

5

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

6

Аллея героев

экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

9, 10

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

 Герб  

беседа, рисунки

2

«Исторические места  края»

экскурсия

3

 Я б рассказ свой начал с песни

прослушивание

4

Национальная кухня

конкурс блюд

5

Национальный костюм

рисунки

6

Заповедные места  родного края

беседа

7

Праздники родного края

практикум

 

3 класс

 

I.  Семьей дорожить — счастливым быть

1

Моя семья

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

4

Моя родословная

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

 

II. Гимназия – мой второй дом

1

Моя гимназия – мой дом

беседа

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

4

Что растет на территории гимназии

тесты

5

Знаем ли мы гимназию?

викторина

6

 Музей  А.Н.Островского

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Акция «Двор похож на цветной луг»

посадка многолетних растений на клумбах пришкольного участка

 

III. Мой город – лучший город земли

1

Исторические места города.

экскурсия

2

Моему городу ….. лет

выставка фотографий

3

 Музей валенок

экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

5

Посещение музея под открытым небом

экскурсия в музей

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

7

Встреча с известными земляками

беседа

8

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

 «Люди, достойные подражания».

Исследовательский проект

2

«Заповедники  области».

Проект

3

«Охрана природы — священный долг каждого!»

беседа

4

  Что бы ты сделал, если бы был губернатором?

 сочинение

5

Народные праздники моего края

ролевая игра

6

«Путешествие по карте

России»

рисунки

7

«Что мы знаем о народах, населяющих наш край».

беседа

8,  

Праздники осени, весны, зимы

праздник

9

Милый сердцу уголок (Юрьевц)

экскурсия

 

4 класс

 

I. Семьей дорожить — счастливым быть

1

История одной фотографии

сочинение

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

5

Семейный бюджет

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

 

II. Гимназия – мой второй дом

1

Умники и умницы

интеллектуальная игра

2

Бюджет школы

практикум

3

Музей боевой славы гимназии

экскурсия в школьный музей

4

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

5

История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы.

создание альбома

6

Прощание с начальной школой

праздник

7

Подарок школе

 КТД

 

III. Мой город – лучший город земли

1

Моя малая родина

сочинение

2

 «Непродуманные рассказы о войне»

информационный проект

3

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсия в храм

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.

 поисковый  проект

6

Знакомство с Книгой Памяти

сбор материала для школьного музея

7

Что мы покажем гостям в Кинешме

оформление уголка

8

Мой город в будущем

защита проекта

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края.     

проект информационно-поисковый

2

Они служили в Армии.

беседа

3

 Интересные места нашего края

 экскурсия

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

На пути духовного возрождения.  (Макариев-Решемский монастырь)

экскурсия  

6, 7

Знакомство с произведениями   искусства знаменитостей нашей края

чтение произведений, театрал. представления

8

Трудовые достижения и замечательные люди земли Ивановской

поисковое задание

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 Личностные результаты:

 – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Метапредметные результаты:

 – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

 Предметные результаты:

 – усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

 Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

 Осуществляется в конце четвёртого года занятия

 Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

.Список литературы

1.Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы”, М.: 2006.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).

3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе “Школа 2100” (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011

4.И. Агапова, М.Давыдова Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
5.С.Адаменко Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 –23 с.
6. З.Т. Гасанов Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – 59 с.
7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

8. И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.-Москва “Педагогика”, 1989- 160 с.

9. В.А. Овсянников Ставрополь-Тольятти.- Тольятти: Издательство фонда “Развитие через образование”. 1996- 307 с.
10.М.К. Господникова. Проектная  деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

11. Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2001.

Приложение № 1

 Методика диагностики патриотического воспитания.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения.

Показатели воспитанности.

Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до0)

Отношение к обществу

Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 - интересуется историческим прошлым

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых

0 – не интересуется историческим прошлым

3 Служение своими силами

3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их

2 - находит дела на пользу малому Отечеству

1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к физическому труду

                        Трудолюбие

1Инициативность и творчество в труде

3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет

6. Самостоятельность в труде

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – в трудовых делах участия не принимает

7. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

8. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда,

не умеет и не любит трудиться

Отношение к людям

Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 – уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 – не уважает старших, допускает грубость

10. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – не отзывчив, иногда жесток.

11 Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 – сочувствует и помогает слабым и больным

1 – помогает слабым, больным при наличии контроля

0 – не отзывчив, иногда жесток

12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

Самодисциплина

13. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками

2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

14. Самоуважение, соблюдение правил поведения

3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других

1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны

0 - нормы и правила не выполняет

15. Оригинальность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет любое дело

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

16. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение № 2.Анкета «Патриот»

Данная анкета может быть использована в работе с учащимися   для определения уровня сформированности  личностных качеств гражданина –патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Данную анкету могут проводить педагог. Воспитатель. Обработка и интерпретация проводятся только социально –педагогической службой ОУ ( социальный педагог, педагог – психолог)

Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент -анализа ( по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.

Цель анкетирования:

Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.

Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.

Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие                                   « патриот».

Образец опросного листа.

Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

1.Да

2. Нет

3. Частично

4. Не знаю

I I.  Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

  1. Школа
  2. Родители
  3. Окружающие люди, друзья
  4. СМИ
  5. Органы власти
  6. Другое_______________________________

III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

  1. национальное самосознание, гордость за принадлежность к  своей нации, народу.
  2. Непримиримость к представителям других наций и народов.
  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство,  в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
  8. Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
  9. Другое ______________________________________________________

IV. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

  1. Нет желания
  2. Нет возможности
  3. Считаю это не актуальным

4.  Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и  жизненных ценностей человека.

   Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).  Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:

  • активная деятельная жизнь
  • жизненная мудрость_____________________________
  • здоровье (физическое и психическое)_________________
  • интересная работа ____________________________________________
  • красота природы и искусства_________________________________
  • любовь (духовная и физическая)____________________________
  • материальное обеспечение жизни_______________________________
  • наличие хороших и верных друзей ______________________________
  • общественное признание ____________________________________
  • познание (образование, кругозор)_______________________________
  • продуктивная жизнь   __________________________________
  • развитие( постоянное духовное и физическое совершенствование) _____________________________________________________________
  • развлечения__________________________________________
  • свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)____________________________________________
  • счастливая семейная жизнь__________________________________
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)_____________________
  • творчество (возможность творческой деятельности)_________________
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) ________________________________________
  • аккуратность (чистоплотность)______________________________
  • воспитанность____________________________________________
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)_________________________________________
  • жизнерадостность__________________________________
  • исполнительность_________________________________
  • независимость_____________________________________
  • непримиримость к недостаткам в себе и других_____________________________________
  • образованность__________________________________
  • ответственность ( чувство долга, умение держать слово)______________________
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)____________________________
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)____________________
  • смелость в отстаивании своих взглядов_________________________
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)_____________________________________
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)_________________________________
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)_____________________________
  • честность (правдивость, искренность)______________________
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)____________________________________________________
  • чуткость (заботливость)___________________________________

V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

  1. умение ценить настоящую дружбу
  2. готовность помочь другу в трудную минуту
  3. взаимопонимание
  4. честность, порядочность, принципиальность
  5. приятная внешность
  6. хорошие манеры
  7. умение модно одеваться
  8. смелость
  9. решительность
  10. интерес, знание литературы, искусства, музыки
  11. интерес к политике
  12. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
  13. наличие денег карманные расходы
  14. способности

VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VII. Закончите предложения:

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас готов…

3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,

но и …_________________________________________________________

  1. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
  2. Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________

Приложение №3

Методические рекомендации учителям и родителям по формированию патриотических и гражданских качеств личности учащихся.

Одним из непременных условий патриотического и гражданского воспитания является налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми разнообразными.

В системе взаимодействия « учитель – ученик» самыми распространенными будут уроки, внеурочная деятельность, факультативные занятия, проектная деятельность.

В системе взаимодействия  « родитель – учитель» привычными становятся собрания, конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

В системе взаимодействия « ученик – родитель» это чаще всего совместные прогулки, экскурсии, беседы, просмотр видеофильмов и др.

Предлагаю некоторые рекомендации по формированию патриотических и гражданских качеств личности школьника в различных системах взаимодействия с ним учителей и родителей.

              Рекомендации для учителей.

  1. Постоянно стремитесь к сотрудничеству с учащимися и родителями.

Деятельность учителя должна быть направлена на диалог и отказ от логики диктата. Взгляд на  ученика и родителей должен быть как на равноправных участников образовательного процесса.

  1. Выступайте не в роли наставника, а в роли организатора  образовательной деятельности учащихся.
  2. Проявляйте в общении с учениками и родителями такие качества,  как коммуникативность, толерантность, лидерские умения.
  3. Овладевайте методикой использования активных и  интерактивных методов обучения учащихся и организации работы с родителями.
  4. Постоянно интересуйтесь событиями , происходящими в деревне, районе, области.

Первые шаги по организации новой системы взаимодействия учителей и учащихся в условиях патриотического и гражданского воспитания и образования могут быть осуществлены в системе специальных мероприятий обучающего типа, например:

Стартовый семинар « Что такое патриотическое и гражданское образование: актуальность или мода?»

Педагогический совет « Осознание необходимости и актуальности гражданского образования в нашей школе», « Современные требования к личности учителя в новых культурных ценностях гражданского общества».

Заседания МО школы по темам: « Мой предмет и патриотическое воспитание», « Патриотическое и гражданское воспитание во внеклассной работе».

              Рекомендации для родителей:

  1. Воспринимайте учителя как значимого  партнера.
  2. Постоянно интересуйтесь школьной жизнью.
  3. Участвуйте в образовательном процессе в любой возможной для вас форме (организация экскурсий, вечеров, выступлений на классных часах, в совместных с детьми проектах и т. д.)
  4. Старайтесь больше общаться с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"

Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.  Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...

Программа воспитательной работы "Патриоты России"

Содействие формированию патриотизма младших школьников через воспитательные задачи....

Программа воспитательной работы "Воспитание доброты"

Воспитание доброты!                  ...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Рабочая программа по правовому воспитанию "Юный гражданин"

Правовое воспитание является одним из главных условий для формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Чтобы воспитать правовую культуру и получить законопос...