Интегрированный урок изобразительное искусство- литература в 4 классе «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Бердникова Надежда Викторовна

. В 4 классе образу человека посвящена вся 3-я четверть. Таким образом, урок по раскрытию образа материнства здесь наиболее целесообразен. Важно не просто предложить детям данную тему, необходимо создать духовную атмосферу. Это возможно сделать с помощью поэзии и музыки  а также благодаря показу работ художников. Воздействуя на чувства детей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_urok.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Бердникова Надежда Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ Жердевская СОШ №1

Интегрированный урок изобразительного искусства  в 4 классе

 «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»

Аннотация. В 4 классе образу человека посвящена вся 3-я четверть. Таким образом, урок по раскрытию образа материнства здесь наиболее целесообразен. Важно не просто предложить детям данную тему, необходимо создать духовную атмосферу. Это возможно сделать с помощью поэзии и музыки  а также благодаря показу работ художников. Воздействуя на чувства детей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки.

Цель: 

  • Формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Задачи:

  • Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательного и заботливого отношения в семье друг к другу.
  • Воспитывать патриота и гражданина.
  • Развивать духовно-нравственный мир обучающихся, их национальное самосознание.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношении человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, живопись, литература создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Да потому, что все что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою бьется за Родину-мать. Природа-матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка – мама.

        Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках найдены в раскопках времен древнего Египта. Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы, (образа).

        Главная святыня земли Русской – «Богоматерь Владимирская», икона начала Хll века. Вглядитесь в священный образ, и вы его никогда не забудете.

        По выражению художника И. Грабаря, эта икона – «древнейшая песнь материнства». Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к своей матери. Образ матери одухотворен нежностью – лицо ее прекрасно.

        Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя  вечности.

        Как говорит предание, икона была написана святым евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, на доске из того стола, за которым трапезничал сам Иисус Христос со своей Матерью. Когда святой Лука принёс эту икону Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этой Иконою». И эта благодать постоянно пребывает с этой  иконой, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар, перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы.

 В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери Христа – «Богородице дево, радуйся». Кто знает эту молитву? Прочтите её. Вот так уже две тысячи лет люди обращаются к Богоматери, Матери всего человечества. Богородица воспринималась как защитница и покровительница родной земли. Стремление человека прославить образ Богородицы дало миру огромное количество музыкальных шедевров. Один из них – «Всенощное бдение» С. Рахманинова, нашего земляка. Всенощное бдение – общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Священное Писание издревле свидетельствует о целительной силе музыки. Музыка исцеляет человека не зарядом таинственной энергии, а тем Божественным, что в музыке служит носителем подающего исцеление Святого Духа Божия. В основу «Всенощой» Рахманиновым положены древние церковные распевы, а также собственные музыкальные темы, например, «Богородице дево, радуйся». Послушаем это произведение.

        Художники во все времена в своих произведениях изображали мать с ребёнком на руках в образе Богоматери.

        Образ матери извечно нёс на себе черты трагизма и почти всегда звучал социально. Если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира? Пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны. Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь, единственную, неповторимую… Эти понятия несопоставимы. Есть особые произведения в Русской литературе, живописи, музыке, дорогие и близкие каждому человеку – это произведения о военном лихолетье.

 Ученик читает стихотворение Н.А. Некрасова:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Многие  матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.

Ученица читает стихотворение М. Пляцковского:

Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной.

Листочек мой, травиночка.

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого.

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала -

И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,

Шинелька - нараспах.

Живой придешь, целехонький,

С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,

С наградой боевой,

пускай и забинтованный,

А все-таки живой!

… Неделя за неделею,

За годом год идет.

Устала я надеяться,

Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет.

Листочек мой, травиночка,

Тебя все нет и нет!

В исполнении квартета обучающихся звучит песня «Баллада о матери»

Стихи Андрея Дементьева, музыка Евгения Мартынова.

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она -

Много лет, как кончилась война,

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло.

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино - и стар, и мал,

Кто познал войну, и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг -

И раздался материнский крик!

- Алексей, Алёшенька, сынок,

Алексей, Алёшенька, сынок,

Алексей, Алёшенька, сынок! -

Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой -

Встала мать прикрыть его собой.

Всё боялась - вдруг он упадёт,

Но сквозь годы мчался сын вперёд.

- Алексей, - кричали земляки,

- Алексей, - просили, - добеги!...

Кадр сменился, сын остался жить...

Просит мать о сыне повторить

Просит мать о сыне повторить,

Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит -

Жив, здоров, не ранен, не убит.

- Алексей, Алёшенька, сынок,

Алексей, Алёшенька, сынок,

Алексей, Алёшенька, сынок! -

Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино,

Всё ждала: вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын её с войны.

        Картина «Мать» была написана художником К. Петровым-Водкиным в 1915г; когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть (эта картина демонстрируется на экране под мелодию С. Рахманинова «Весенние воды»). 

        На картине К. Петрова-Водкина, которую называли ещё «Петроградская мадонна», изображена кормящая мать. Идёт война. Город, где живёт эта женщина, находится в кольце блокады, поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важней которого для неё ничего нет. Её губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

Ученик читает стихотворение Л.Татьянчевой:

У русских женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен росчерк их бровей…

Они, как наша русская природа —

Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

        У женщины – верное доброе сердце, излучающее тепло, радость, счастье. У неё неутомимые руки.


Когда б оледенела вдруг планета,

Лежала бы мертва и холодна,

То, взгляда женского

Теплом согрета,

В мгновения оттаяла б она...

В годы Великой Отечественной войны тема материнства глубоко пронизывает картины художников, наполняя их трагизмом. Потеря матерью сына символизирует не просто душевные переживания одного человека, а эмоциональное потрясение всего человечества, зовущее к действию. В эти годы апогеем призыва является плакат Иракли Тоидзе  «Родина мать зовёт»  (1941). Здесь мужественный образ матери призывает на помощь своих сыновей.

 В эти годы Дементий Шмаринов создал серию рисунков «Не забудем, не простим» (1942) углем и чёрной акварелью. Из них наиболее ярким является рисунок «Мать», который изображает мать над телом убитого сына, передавая тем самым страдания всего народа.

        А теперь перед вами картина Михаила Андреевича Савицкого «Партизанская мадонна», написанная в 1967г. Художник – мастер классической простоты, но за эту простоту дорого плачено. В годы Великой Отечественной войны он прошёл жесточайшие немецкие концлагеря, мог тысячи раз погибнуть, совершая дерзкие побеги. Но выжил, чтобы рассказать обо всём виденном и пережитом. Он долго собирался изобразить то, что видел, но по второму разу пережить это, у кого хватит сил? Когда спустя двадцать лет после Победы стал писать партизанскую картину, на которой матери хоронят детишек, погибших  в лесной блокаде, сердце разрывалось. «Только начну на холсте «пеленать» детей - задыхаюсь. Много раз бросал кисть, чтобы выйти на улицу отдышаться», - вспоминает художник. – «В партизаны уходили семьями, всем родом, всей деревней. Мой дядя ушёл в партизаны с женой и восемью дочерьми, внучкой. Ведь партизанский отряд – боевая единица, да? А кто будет хлеб убирать? А за ранеными ухаживать? А стирать? Всем работа нашлась. Об этом моя картина. Женщины убираю хлеб, партизаны охраняют их труд. Отряд уходит на задание. А она – мать – кормит маленького. Она должна быть – Мать. Если её нет – ничего нет. И жизни нет. Она такая мощная, уверенная, устойчивая, ясная, она всех будущих детей вскормит и сбережёт. Для мира, для счастья. Если это не мадонна, то кто же мадонна?»

        На полотнах художника алые, золотые цвета. Он встал всей силой духа на сторону света.

        Тема материнства была продолжена в советском искусстве Александром Александровичем Дейнекой. Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери в картине «Мать». Нельзя без волнения смотреть на простой и в тоже время очень нежный образ матери с ребёнком на руках. Картина полна тишины и величавого чувства материнской любви. Вечный сюжет!

        Итак, музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Закончим мы урок стихотворением С. Островского «Песня о женщине»

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!)

То и Богоматерь и земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так, вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

Все на свете метится следами

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Домашнее задание: нарисовать с натуры портрет мамы.

Список литературы:

  1. Журнал  «Воспитание школьников» №1, 1995г. Изд-во «Школа-пресс», Москва.
  2. Ветрова Г. «Русское искусство», 2000г. Изд-во «Белый город», Москва.
  3. Колькова М. «Популярная история русской живописи», 2012г. Изд-во «Вече», Москва.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала

Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира».   Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Полет в космос"

Тема урока: полет в космосЦель урока: познакомить детей с новыми изделиями из бумаги.           Задачи: образовательная – научить детей выполнят...

Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку. Освоить этапы росписи изделия. Показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-...

Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."

Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...

Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."

Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...

Интегрированный урок изобразительное искусство, окужающий мир "В гостях у моря."

Урок « В гостях у моря.»Интеграция предметов: окружающий мир -изобразительное искусство.Цели: Активизировать познавательную деятельность уч...