СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка на тему

Кухаренко Наталья

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_proektnykh_rabot_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

-        возможностью осуществления силами ученика или коллектива;

-        содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

-        навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

-        заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, мы учитываем что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

С целью, обучения детей проектной деятельности учителями 3 классов нашей школы был разработан специальный цикл уроков.

Особенностью таких уроков является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Рассмотрим основные особенности разработанных уроков.

Все уроки цикла характеризуются примерно одинаковой структурой.

Первый этап включает в себя организационный момент.

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.

Третий этап является подготовительным.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности.

Пятый этап - это этап практического применения разработанного проекта.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

ПРОЕКТ: «РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ. ЛЕС».

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности..

Ход урока

I. Организационный момент.

1.        Распределение детей по группам.

Я организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта.

В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2.        Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и целей урока.

Я предлагаю детям принять участие в проекте «РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ. ЛЕС».

Я сообщаю об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

 В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы. На доске план:

                            Действия в группе

1.        Обсуждение задания (коллективно).

2.        Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

3.        Оформление задания («иллюстраторы»).

4.        Формулирование выводов («аналитики»).

5.        Применение результатов («исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

Я предлагаю детям обсудить цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов, растений и животных.

III.        Подготовительный этап.

1.        Обдумывание проекта.

2.        Распределение заданий.

IV.        Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Дети работают с большей степенью самостоятельности, я оказываю индивидуальную помощь.

1.        Раздел «Обитатели леса».

Дети получают набор предметных картинок, с изображением животных и растений.

«Экспериментаторы» выбирают обитателей леса и располагают растения и животных на фоне леса.

«Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

«Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

2.        Раздел «Значение леса в жизни людей».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Испытатели» составляют текст сообщения.

3.        Раздел «Правила поведения в лесу».

Дети получают набор карточек, состоящий из двух групп:

1)        условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;

2)        словесные формулировки правил поведения в лесу. Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача - по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.

«Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

4.        Раздел «Что полезно, а что вредно?».

Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

«Экспериментаторы» создают две группы под названиями «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» находят отличия  растений и грибов этих двух групп.

«Испытатели» готовят сообщение.

5.        Раздел «Красная книга».

Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края.

«Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» и «испытатели» в этой группе представлены одними и теми же детьми. Они готовят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

V.        Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ. ЛЕС».

«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

VI.        Самоанализ проектной деятельности.

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII.        Итоги урока.

Подводят общий итог проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...