Развитие начальных УУД первоклассников
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Честнокова Татьяна Павловна

Конспект урока по курсу "Введение в школьную жизнь" (авт. Г.Цукерман, Г.Поливанова) по теме "Знак вопроса" в табличной форме с выделением формируемых универсальных учебных действий первоклассников и самоанализом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nachalnykh_uud_pervoklassnikov.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНЫХ УУД ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конспект урока курса «Введение в школьную жизнь» (авт. Цукерман Г.А., Поливанова Г.К.)

Учитель: Честнокова Т.П.

Тема: Знак вопроса

Цели:

  • Повторить знаки взаимодействия, поощрять их активное применение для развития умений делового сотрудничества.
  • Ввести новый знак – средство взаимодействия, сотрудничества и предоставить детям возможность самому обратиться к учителю.
  • Развивать учебную мотивацию, инициативу.

Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД

Актуализация знаний

Приветствие.

Если мы красиво встали,

Значит, «здравствуйте» сказали.

Не шумели, не галдели

И за парты тихо сели.

Упражнение в применении знаков «Я», «Хор», «+»,

«-».

- Дети, я рада вновь встретиться с вами в школе. А вы рады?                          

 «Хор»

- А может быть кто-то сегодня утром плакал и не хотел пойти в школу?          «Я» или «- «

- А кто с удовольствием пришёл в школу?                                                            «Я»

- Кто знает, какое сегодня число?                                                                              «Я»

- Скажите все вместе: «Сколько у нас будет уроков?»                                                «Хор»

Иллюстрации знаков взаимодействия «Я», «Хор»

Схема школьного времени

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь  других;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Постановка учебной проблемы

- Выполняйте задание первого урока.

Учащиеся испытывают затруднение.

-Какая проблема возникла? О чем мы сегодня на уроке должны договориться?

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Совместное открытие знаний

Введение нового знака.

  • Что делать, когда что-то непонятно? (спрашивать)
  • На уроке, чтобы никому не мешать, настоящие школьники спрашивают без слов и поднимают вот такой знак.
  • Кто его может назвать?                                              «Я»
  • Это знак вопроса и сейчас мы его изготовим.

 Изготовление знака. Работа по алгоритму.

  • Мы уже много раз доставали из портфеля пенал, цветные карандаши. Но это занимает много времени.
  • Сегодня поучимся, чтобы на это уходило меньше времени, а на важные дела больше.
  • Будем работать как роботы – только по команде:
  • Откройте портфель
  • Достаньте пенал
  • Откройте пенал
  • Достаньте простой карандаш
  • Поставьте в подставку
  • Достаньте синий карандаш
  • Поставьте в подставку
  • Закройте пенал
  • Уберите пенал
  • Покажите «Я готов»
  • Нарисуйте знак вопроса.
  • Разукрасьте его своим любимым  цветом.

Самооценка (по волшебным линеечкам) яркости знака и аккуратности работы.

  • Этот знак нужен вам каждый день, он всегда должен  лежать на парте у настоящего школьника.

Карточка со знаком вопроса

Картонные заготовки для изготовления знака по количеству учащихся.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Регулятивные УУД

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по предложенному учителем плану.

Упражнение в  применении нового знака взаимодействия

- К нам приехала кукла-иностранка.

- Как вы думаете, из какой она страны?

Физминутка «Любимая страна» (учащиеся свободно перемещаются по классу и шепотом произносят название какой-либо страны. Если встретятся одинаковые названия, учащиеся берутся за руки и двигаются вместе. В результате образуются группы учащихся, которые хором называют выбранную страну).

Введение этикетной формы вопроса: «Уточните, пожалуйста, а что значит слово...»

  • Кукла: «Я выучила 100 языков и теперь слова разных языков у меня в голове перепутались. Если я буду говорить русское слово – вы поднимайте руку «Я знаю», а если не русское – поднимайте знак вопроса – «Я хочу спросить»: 

Слова для упражнения: Школа, телега,  гроссмуттер, бонжур, магнитофон, бигуди, Интернет, хэлло.

Слова кукле объясняют дети, которые знают значение,  или сам учитель.

Знакомство с толковым словарем.

 

- Не только иностранцы не знают всех слов русского языка. Каждый из нас не знает некоторые слова. Можно спросить значение слова у друзей, у взрослых или обратиться вот к этой книге – «Толковый словарь русского языка».

- Я буду читать слова, если знаете – руку поднимайте, не знаете – знак вопроса.

Слова для упражнения: астроном, бирюза, перст, примула, эвакуация.

Упражнение в эвакуации из кабинета.

Кукла-иностранка

Толковый словарь

Коммуникативные УУД:

 - работать в  паре,  группе;

Познавательные УУД

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД

- умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Итог урока

- Что узнали нового о настоящих школьниках?

- Как пользоваться знаком вопроса?

- Кому на уроке было комфортно? (если детям непонятно слово, они используют знак вопроса).

-Оценим активность класса на уроке по волшебным.

 линеечкам.

Вручение учащимся Ордена Внимания к людям.

Регулятивные УУД:

-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Самоанализ урока

Место урока в системе обучения

Занятие построено с максимальным учетом рекомендаций авторов курса «Введение в школьную жизнь».  Данный урок проводился в четвертый день обучения  первоклассников, после изучения знаков взаимодействия «Я», «Хор», + и – (согласие/несогласие с говорящим).

Приоритетная цель урока

Введение нового знака взаимодействия и создание условий для его активного применения. Данная цель соответствует начальному этапу обучения и способствует конкретизации «образа настоящего школьника».

Обеспечение мотивации изучения темы, общей учебной мотивации

Осуществляю через создание проблемной ситуации по теме урока;

через расширение кругозора учащихся в ходе объяснения непонятных слов одноклассникам;

через расширение понятия «настоящий школьник».

Формирование УУД

Значительное  внимание на данном уроке уделялось «строительству коммуникативных каналов».  Наибольшую трудность представляет развитие у первоклассников регулятивных УУД: действие по алгоритму.

Учет возрастных особенностей

Использование наглядности, чередование видов деятельности, игровые ситуации.

Здоровьесбережение учащихся

Проведение двух физминуток (Любимая страна, упражнение в эвакуации), которые органично включаются в структуру урока. Контроль за посадкой учащихся при выполнении письменной работы. Периодическое изменение позы учащихся за партой при повороте туловища в сторону отвечающего ученика.

Деятельность учителя

Организующая, направляющая

Деятельность учащихся

Оптимальное для данного этапа сочетание репродуктивной, практической и творческой деятельности.

Атмосфера урока

Сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия ребенка через принятие его чувств и предоставление детям возможно большего числа личных выборов (выбор партнеров в игре, выбор одноклассников, которым можно задать вопрос).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие мотрики у первоклассников

Развитие моторики руки Упражнения...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Родительское собрание на тему «РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ПЕРВОКЛАССНИКА»

Врачи, физиологи, психологи хорошо изучили особенности развития семилетнего ребенка и имеют достаточно полное представление о том, какой он, сегодняшний первоклассник. Давайте рассмотрим физичес...

Родительское собрание на тему «Развитие и здоровье первоклассника»

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.Форма проведения: собрание-диалог....