Методические разработки игровых факультативных занятий для учащихся 1 класса «Путешествие в Страну слов»
методическая разработка (1 класс) на тему

Анохина Юлия Леонидовна

Как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению? Начинать надо с игр.

 Серьезное отношение современной педагогики и психологии к игре отразилось в новом понятии – «игровая деятельность». Деятельность – значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый, игра становится формой сотрудничества, формой обучения, когда не требуется дополнительных стимулов – угроз. Путь же к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач является игра.

Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается. Это можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.

Основная посылка была сформулирована еще К.Д.Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, т.е. чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делала ее более интересной.

Дидактическая игра представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для детей игровой ситуации, в которой обучение может происходить более или менее осознанно.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует и особой атмосферы урока, определенного тона учителя, а также настроя учащихся. Однако самое главное – органическая связь игры и задачи по характеру и форме.

В конструировании дидактических игр учитель должен проявлять максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала. Основное правило, которому подчиняется этот процесс: игра должна помочь сделать серьезный, напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.

Какие воспитательные задачи можно решать с помощью игры? Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. (Ведущей является деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.)

         Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_slov.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

П Л А Н.

I часть. Введение. Актуальность игровых факультативных занятий в 1 классе. Цели и задачи работы учителя в этом направлении.

П часть. Теоретическое обоснование данной проблемы с точки зрения современной психолого – педагогической науки.

Ш часть. Общая педагогическая позиция представленных методических разработок.

IV часть. Конечные результаты педагогической деятельности – результативность данной работы.

V часть. Объяснительная записка и программа факультативного курса.

VI часть. Методические разработки факультативного курса «Путешествие в Страну слов».

VII часть. Выводы. Широкие развивающие возможности игровых занятий по обучению грамоте в 1 классе.

VIII часть. Список используемой литературы.

IX часть. Приложения: творческие работы учащихся, тесты для проведения скринингов, анкеты по выявлению уровня мотивации обучения и отношения к школе.

МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Методические разработки игровых факультативных

занятий для учащихся 1 класса

«Путешествие в Страну слов»

АНОХИНА Ю.Л.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 3»

п.Чернышевский

2006 год


 «В школьном возрасте игра не умирает,

а проникает в отношение к действительности.

Она имеет свое внутреннее продолжение

в школьном обучении и труде»

                Л. С. Выготский

         Как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению? Начинать надо с игр.

 Серьезное отношение современной педагогики и психологии к игре отразилось в новом понятии – «игровая деятельность». Деятельность – значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый, игра становится формой сотрудничества, формой обучения, когда не требуется дополнительных стимулов – угроз. Путь же к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач является игра.

Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается. Это можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.

Основная посылка была сформулирована еще К.Д.Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, т.е. чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делала ее более интересной.

Дидактическая игра представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для детей игровой ситуации, в которой обучение может происходить более или менее осознанно.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует и особой атмосферы урока, определенного тона учителя, а также настроя учащихся. Однако самое главное – органическая связь игры и задачи по характеру и форме.

В конструировании дидактических игр учитель должен проявлять максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала. Основное правило, которому подчиняется этот процесс: игра должна помочь сделать серьезный, напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.

Какие воспитательные задачи можно решать с помощью игры? Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. (Ведущей является деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.)

        Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.


Нынешняя система обучения чтению основана на насилии (если плохо читаешь, читай больше), и приносит большие издержки.    А нежелающих читать становится все больше. Преодолеть это может только стимулирование интереса к чтению, необычные методы и формы обучения, нетрадиционные приемы работы с детьми, реализация законов развития психики – все яркое, странное, неожиданное – захватывает, заставляет задуматься, искать выход из проблемной ситуации. Очень важно и то, какие книги читают дети.

Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Весь поток познания идет по каналам языка. На своих уроках я использую разные каналы усвоения знаний, но стараюсь, чтобы знания были выведены из самостоятельных наблюдений, из эксперимента, из сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ.

Развитие пытливости, любознательности, воспитания любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение ее осуществляется как на уроке, так и на факультативных занятиях. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Тогда на помощь учителю и приходят дополнительные факультативные занятия. Цель этих занятий – способствовать более прочному и сознательному усвоению полученных знаний, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития учащихся, воспитывать интерес к предмету. Факультативные занятия ориентируют учащихся на наблюдения над лексической стороной слова.  Здесь у каждого учителя свои секреты. Я предлагаю нетрадиционные формы, методы, приемы работы со словом, которые позволяют мне сделать уроки увлекательными, живыми, заставляют учеников думать нестандартно, овладевать богатством речи без особых перегрузок.

В добукварный период основной метод обучения чтению – игровой. Игры тренируют внимание и память, развивают речь и мышление, воспитывают вкус и привычки к интеллектуальным занятиям. Но, обучая чтению в игре, трудно установить равновесие между игровой свободой и жесткой обязательностью обучения. В дидактических игровых заданиях по чтению отсутствует развитие игрового сюжета, а есть лишь сюжетная заставка, подчиненная конкретной учебной цели – добиться прочтения ребенком определенного количества слов. Здесь инициатива почти целиком принадлежит взрослому: условная игровая ситуация, конкретный набор слов, форма выполнения задания – все это определяется ведущим, а ребенку остается лишь исполнительская часть учебно-игрового действия. Такое положение не всегда устраивает ребенка. И он развивает сюжет в чисто игровой манере, уклоняясь от внешних по отношению к игре правил чтения и записи слов. Если возникает такая иллюзорная ситуация обучения, то выходом из нее может стать новая форма игры, в которой реально написанное слово – необходимое условие продолжения игрового сюжета. Это игра «Путешествие в «Страну слов».

Игра-урок - это одновременно придумывание сюжета и его иллюстрация, а главное – управление игровым действием с помощью письма и чтения. Самое главное в таком деле -  оставить место для самостоятельности детей, их игровой инициативы. Нужно почаще спрашивать их советов в трудных ситуациях, спрашивать об их «путевых впечатлениях», отправлять в разведку: «Поезжайте вперед и выясните, не ждет ли нас там новая опасность?». Такое задание можно давать детям, которые уже хорошо читают и пишут, так как они и быстрее других справляются с основным заданием. На таких уроках дети очень активны, самостоятельны, творчески подходят к выполнению заданий учителя. Дети на уроке живут, а следовательно, развиваются.

К сожалению, выбор из имеющихся сегодня факультативных курсов у учителя начальных классов пока что невелик. Очень интересны работы в этой области В. Эдигея «Уроки мышления», С. И. Гин и И. Е. Прокопенко «Первые дни в школе», Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь», Н. Я. Кушнир и Н. М. Максимук «Введение в школьную жизнь», О. С. Газман и Н. Е. Харитоновой «В школу – с игрой». Но не все существующие курсы соответствуют собственным интересам учителя, а также интересам детей. К тому же, мало программ по внеклассным занятиям именно для учащихся 1 классов, которые бы помогали ребенку успешно адаптироваться к процессу обучения через игровую деятельность и сочетали бы в себе учебу и игру.

Целью данной работы является помощь учащимся в развитии речи, повышении мотивации к учению, более успешная адаптация учащихся 1 класса на факультативных занятиях через различные игровые приемы. Чтобы такие уроки достигли своей цели, необходимо построить их логично, последовательно, завершено, используя большое количество наглядности. Для выполнения этих целей, перед учителем стоит задача разработать методы, приемы, формы таких занятий, на которых бы развивалась не только мотивационная сфера детей, но и различные когнитивные способности.

Если учитель начальных классов будет проводить специальные факультативные занятия в игровой форме, то речь учащихся будет развиваться, что будет помогать развитию у них и других способностей к обучению, так как такие занятия вызывают у ребят активность, на которой возникает успешное усвоение, повышается мотивация к обучению, ребята быстрее адаптируются к новой школьной жизни, так как эти занятия соблюдают преемственность между ДОУ и начальной школой.

Хорошо понимая какие трудности испытывает учитель начальных классов с поиском и отбором практического материала для таких занятий, предлагаю свою работу – методические разработки по проведению факультативных занятий в игровой форме для учащихся 1 класса в 1 полугодии. Работа отражает личность автора, она очень индивидуальна, так как передает характер автора, его темперамент и мироощущение. Некоторые предлагаемые методические решения носят спорный характер. Хочется верить, что данная работа послужит учителям начальных классов, особенно молодым учителям, своеобразным ориентиром, поможет активизировать творческую инициативу и профессиональную выдумку, будет способствовать разработке новых оригинальных пособий, программ для дополнительных, внеклассных занятий.


Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-действенное мышление, стараюсь использовать практические действия при обучении. Такие задания являются первоначальным этапом в обучении грамоте. Обучение чтению органически связано с системой письма, поэтому на 1 этапе письмо носит изобразительный характер. Благодаря большому количеству графических упражнений, написание печатных букв и слогов является важным фактором в обучении. При этом появляется реальная возможность для беспрепятственного чтения. Предлагаемые принципы обучения через игру, разработаны детским психологом Д. Б. Элькониным. Это дает:

  1. Воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов; дети практически избавлены от наиболее распространенных ошибок: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.
  2. Дети не застревают на этапе слогового чтения, а быстро переходят к слитному чтению целыми словами.
  3. Формируется интерес к языку и его законам.
  4. Занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.

Эти игры проводятся в свободной форме, без оценок, с творческими заданиями, которые помогут развивать логическое и образное мышление, внимание и память, речь и воображение детей. Показателем эффективности каждого занятия является активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся.

        Для такого путешествия выделяется 1 урок как факультативное занятие. Проводится 1 раз в неделю. Всего разработано 12 занятий. Авторы этой идеи Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман, которую они подсказали в книге «Учимся  читать и писать», и Синицына «Умная тетрадь» серия «Через игру – к совершенству». Урок-игра «Путешествие на воздушном шаре» полностью проводится в книге, остальное разработано мною, в результате чего было переработана огромная масса педагогической литературы.

        Начиная игру, откроем ребятам главную тайну Страны слов: все предметы, люди, звери, реки и леса в ней невидимы, а чтобы они появились, надо написать их названия. Когда это сделано, предмет туту же появляется. Если же слово написать неверно, то предмет получится неудачный – поломанный, неудобный, несъедобный (так как пора занятий орфографией еще  не настала, то дети имеют право писать так, как слышат). На этом этапе обучения недопустимы лишь ошибки искажающие звучание слова – пропуск и перестановки, грубые замены букв. И  именно такие грубые ошибки нарочно делает учитель, приучая детей контролировать свою запись.

        Знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный (звуковой) период обучения. Не надо стремиться его сократить, так как от этого этапа зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два открытия: узнать, что речь строится из звуков, а потом открыть секрет отношения звука и буквы. Почему не стоит спешить с буквами?

        Современное звукобуквенное письмо отображает звуковой состав устной речи. Но принцип взаимооднозначного соответствия звуков и букв не лежит в основе русского письма. Поэтому, русскому чтению нельзя научить путем звучания букв и их звуковых соответствий. Для того, чтобы ребенок начал читать, «озвучивать» буквенные значки, он должен узнать тайну слияния согласного с гласным. Это тайна упреждающего, забегающего вперед чтения, секрет ориентации на последующую гласную букву. Это открытие «тайны слияния» каждый ребенок делает сам, это всегда интуитивный скачок, озарение. Взрослый обязан подготовить все необходимое, облегчающее интуитивное схватывание способа чтения, сделать минимальным зазор между устным и письменный словом.

        Задача звукового этапа – сделать слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Как сделать, чтобы первые шаги ребенка оказались приятными, чтобы он их сделал сам, так как всякое насилие вначале порождает сопротивление в дальнейшем и надолго тормозит обучение чтению. Уже на ранних этапах обучения чтению должен быть заложен вкус, потребность в самостоятельном чтении. Но чтобы закончить увлечением, надо начинать без принуждения, т.е. начинать надо с игр.

        Мотивы, побуждающие ребенка читать и играть – разные. Помогая в игре преодолеть первые технические сложности чтения, учитель должен заботиться о воспитании желания читать. Как сделать, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? Вспомните, при каких обстоятельствах чтение и письмо стали необходимы человеку, как письменность вошла в культуру. Это всегда было связано с потребностью передать какие-то жизненно важные сообщения, когда передать изустно не было возможности. Поэтому, простейший путь создания у детей потребности в письменной речи – это жизненно важная переписка. Она должна задеть ребенка лично, с помощью игры.


        Считаю уместным познакомить с общей педагогической позицией, подходами к предмету обучения, педагогическими средствами и методическими приемами.

  1. Педагогическая позиции:

- сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и учеников:

- учить учиться в игре: чувствовать, восхищаться, радоваться, фантазировать, отзываться.

     II.       Поход к предмету обучения: сознательно-коммуникативный.

        Основная характеристика подхода – «учиться общению общаясь в игре». Поэтому, диалог, живое общение, коммуникация является фундаментом, на котором растет и развивается ученик. Подход опирается на комплекс методов, приемов, выдвигающих на первый план развитие речи учащихся.        

    Ш.      Педагогические средства: эмоциональный фон, занимательность, игра, юмор.

    IV.    Предполагаемые результаты обучения:

  1. Развитие мотивации процесса чтения и письма;
  2. Добровольность обучения (без принуждения);
  3. Воспитание потребности в самостоятельном чтении;
  4. Воспитание потребности в письменной речи;
  5. Развитие самосознания ребенка;
  6. Развитие творческих способностей учащихся, так как они являются соавторами урока.
  1. Вариант традиционных моментов факультативных занятий:
  1. Развернутый эмоциональный оргмомент (психологический настрой): тема общения – игры, установка на интуицию, фантазию, речевое творчество.
  2. Обогащение словаря – путь к слову: говорю…чувствую…создаю (рисую) образ.
  3. Творчески воплощаю задуманное.
  1. Планируемые темы занятий:
  1. Знакомство (провожу 1 сентября).
  2. В Бумажной стране.
  3. В стране Воды, Песка и Стекла.
  4. Путешествие на Воздушном шаре.
  5. Скоро в гости!
  6. Мой щенок.
  7. Путешествие в страну Гномов и Великанов.
  8. Путешествие на Северный полюс.
  9. Путешествие в Космос.
  10. Путешествие в сказку.
  11. Жил-был Укротитель.
  12. Мой портрет или Мой друг дневник.

По окончании всего курса, можно оформить книжку для каждого ребенка, где отразится весь путь малыша со своими собственными путешествиями: рисунками, сказками, заданиями, историями. В такой книжке – весь ребенок: его стремление и мечты, его умения и переживания, его желания и успехи, его любовь и надежды.

Для того, чтобы помочь детям повысить мотивационную сферу существуют некоторые приемы в работе учителя:

  • Создание положительной атмосферы на уроках. «Положительные эмоции – могучие побудители и вдохновители человеческой деятельности».
  • Установление отношений сотрудничества. «Работать кувалдой можно заставить силой, заставить думать силой нельзя».
  • Занимательность изложения, эмоциональность речи учителя. «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
  • При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические, эмоционально-волевые качества и иметь «установку на добро», «Успех рождает успех».

        Такие занятия способствуют созданию, сохранению и поддержанию в классе здоровой атмосферы. Почему они проводятся именно в игровой форме? Потому что они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение более привлекательными. Иногда, в начале адаптации, такой урок – единственно значимый для ребенка предмет.


        Эффективность предлагаемых методических разработок для учащихся 1 класса на факультативных занятиях подтверждают многочисленные и самые разнообразные работы учащихся, опросы, скрининги.

        Так как в 1 классе безотметное обучение, считаю возможным результативность работы отслеживать по скрининговым испытаниям, так как они исследуют уровень мыслительного развития и позволяют судить об уровне развития предпосылок к учебной деятельности; умении самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль, довести начатое до конца, вовремя прекратить выполнение задания, переключиться на выполнение другого задания. К предпосылкам учебной деятельности может быть отнесена операция звукового анализа, сформированное зрительно-пространственное восприятие и развитая продуктивная деятельность, когда рисует дом – дерево – человек. Кроме того эффективность работы учителя показывают опросы, которые дают понять как проходит процесс адаптации ребенка, нет ли нагрузки учебной и эмоциональной, что происходит с мотивационной сферой учащихся. Примеры тестовых испытаний прилагаются.

        

Таблица № 1 «Опрос по выявлению отношения детей к школе». Проводится в сентябре. Опрошено 24 человека.

Группа

Отношение

Кол-во чел.

Результат

1 группа

Положительное

15

Анализ опроса показал, что подавляющее большинство детей готовы к обучению в школе, у ребят большие ожидания и надежды

2 группа

Нейтральное

6

3 группа

Отрицательное

3

         Вывод: серьезное учение еще не началось, через некоторое время для некоторых детей подчинение школьным правилам становится привычным, автоматическим, не требующим усилий.

        

         Таблица № 2. Скрининговый тест.  Проводится в октябре. Исследовано 24 ученика. Скрининг № 2 проводится в январе.

Группа

Контр. классы

1 группа

Высокая возрастная норма

9\16

9\8

5\2

2 группа

Стабильная середина

14\6

14\15

9\6

3 группа

Группа риска

0\1

4\4

4\15

4 группа

Группа «беда»

1\1

0\0

3\2

1А – 24 чел.

1Б – 27 чел.

1В – 21 чел.

Эксперим. класс

Контрольные классы

        Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод: в экспериментальном классе наблюдается стабильное движение учащихся к более высоким показателям когнитивных способностей, в то время как в контрольных классах этот уровень снижается. К сожалению, в группе риска и группе «беда» не всегда учащиеся поддаются коррекции, в силу того, что детям из этих групп нужна не только специальная педагогическая помощь, но и помощь логопеда, психолога, а зачастую, и помощь различных медицинских специалистов.

        

        Таблица № 3. Тест – рисунок «Что мне нравится в школе». Проводится в ноябре.

Обследовано 24 человека.

А – высокая школьная мотивация

7 чел.

Время адаптации к школе примерно 2 месяца. Дети становятся собраннее, организованнее, внимательнее, легче включаются в интеллектуальную работу. Как и положено в 7-летнем возрасте, ребят обладающих школьной мотивацией, намного меньше. Большинство предпочитают внешнюю, игровую мотивацию обучения. Можно легко увидеть, что каждый ждет от школы, ради чего он начал учебу, что наиболее ценит в школьном коллективе.

Б – положительное отношение по внешней мотивации

6 чел.

В – положительное отношение с преобладанием игровой мотивации

5 чел.

Г – мотивационная незрелость, детский негативизм.

5 чел.

        Таблица № 4. Опрос по выявлению школьной адаптации. Проводится в декабре. Опрошено 24 чел.

1 группа - высокий уровень школьной адаптации-

8 чел.

Подавляющее большинство детей успешно адаптировались к школе, но есть и «недоигравшие» дети, имеется 1 ребенок с диагнозом ЗПР, он относится с 5 группе. С ним начал работу психолог школы и логопед.

2 группа – средняя норма школьной адаптации.

10 чел.

3 группа – внешняя мотивация

5 чел.

4 группа – низкая мотивация.

2 чел.

5 группа – школьная адаптация.

1 чел.

        Оценивать эффективность данного факультативного курса трудно. Однако, необходимо отметить практически 100% адаптацию первоклассников к концу 1 класса.

 


Выводы. Широкие развивающие возможности игровых занятий по обучению грамоте в 1 классе.

Мною описана система факультативных занятий по развитию речи, при которой ребенок одновременно учиться играть и фантазировать, быть внимательным и критичным, контролировать себя и других. Такие игры могут разбудить интерес к слову и языку, способствуют развитию детской любознательности. Специальное внимание уделяется развитию речи детей. Все игры давали пищу для упражнения и внимания, и памяти, и речи, и мышления ребенка, его самостоятельности и исполнительности, инициативности и умения точно выполнять инструкцию.

        Цели и задачи данного факультативного курса подкреплены результатами учащихся, высоким уровнем их развития, высокой мотивацией к обучению, более успешной адаптацией к школьной жизни.

        Для достижения наибольшей результативности работы учителя необходимо: начинать обучение грамоте с детского сада, играя в звуковые игры с детьми, вводя элементарный звуковой анализ слова; нужна систематичность в работе учителя, специальный подбор учебного материала, вводя в уроки как можно больше фонетических упражнений; нужно проводить уроки, используя большое количество наглядного материала и  занимательных лингвистических упражнений, развивая тем самым интерес и любовь к родному языку.

        Ясно, что максимальное развитие ребенка будет происходить при условии интеграции нескольких учебных предметов, а это возможно сделать на специальных и факультативных занятиях. Особенно такие уроки необходимы первоклассникам в начале обучения.

        Кроме того, необходимо проводить с учащимися уроки психологического развития, особенно со слабоуспевающими детьми. Без специальной помощи логопеда и психолога такие дети не могут успешно развиваться.

        В результате всего комплекса интегрированных занятий по развитию речи у детей возникает раскованность, желание самостоятельно добывать знания, доказывать свой ответ. У них нет боязни отвечать, повышается работоспособность, внимательность, улучшается память и мыслительная деятельность. Заметны улучшения, изменения в отношении к учебе в целом. Детям особенно нравятся те задания, которые заставляют думать, сравнивать, обобщать, сосредотачивать внимание. А психологами уже давно доказано, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными – это мертвый груз. Поэтому учителям нужно помочь детям использовать и слух, и зрение, и руку на благо развития личности каждого ребенка. И все усилия учителя тогда окупаются сторицей, когда видишь радость детей, что они любят учиться, не боятся ошибок, сосредоточенно трудятся. А когда дети работают с увлечением и удовольствием – желание учиться крепнет.  Это один из результатов показателей успешности учительского труда.

 

 


Программа факультативного курса по развитию речи

в первом классе «Путешествие в страну слов»

учитель начальных классов Анохина Ю.Л.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Развитие речи учащихся начальных классов имеет важное значение, так как успешность дальнейшего обучения ребенка зависит от знания родного языка: это ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью – это способ познания действительности. Источник материала для связной речи учащихся – их опыт: игры, детство, семья, окружающая природа.

        Так как эти представления у всех детей еще не богаты, поэтому нужно специально организовать деятельность по расширению и уточнению этих представлений. МО начальных классов нашей школы работает над использованием творческого потенциала учащихся, что предполагает развитие творческих способностей детей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формировании у них культуры речевого поведения. Эти цели получают практическую направленность в коммукативно-ориентированном факультативном курсе «Путешествие в Страну слов».

        Выбор направления курса – обусловлен тем, что программ, соответствующих интересам детей, - недостаточно. Предполагаемая программа не противоречит ныне действующим учебным пособиям по обучению грамоте и письму, а дополняет их. При разработке были использованы труды В. А. Синицына, Г. А. Цукерман, Е. А. Бугрименко, В. Эдигея, В. Н. Беженко, Е. Синицыной.

        Курс является межпредметным, интегрированным, постольку наряду с формированием отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению и окружающему миру, изобразительному искусству, чтению.

Предполагаемы результаты обучения:

  1. Развитие мотивации процесса чтения и письма.
  2. Добровольность обучения (без принуждения).
  3. Успешная адаптация к обучению, повышению мотивации.
  4. Развитие самосознания ребенка.

Вариант традиционных моментов занятий:

  1. Развернутый эмоциональный оргмомент (психологический настрой): тема общения – игры, установка на творчество.
  2. Обогащение словаря учащихся: говорю – чувствую – создаю (рисую или пишу) образ.
  3. Творческое воплощение задуманного.

Педагогическая позиция:

- сотрудничество, сотворчество учителя и ученика;

- учить учиться: чувствовать, восхищаться, радоваться, фантазировать, отзываться.

Педагогические средства:

Эмоциональный фон, занимательность, наглядность, игра, юмор.

Планируемые темы занятий:

  1. Вводные занятия (большая часть заданий рисуется).
  1. Знакомство (проводится 1 сентября)
  2. В Бумажной стране.
  3. В стране Воды, Песка и Стекла.
  1. Основная часть курса:
  1. Путешествие на воздушном шаре.
  2. Скоро будут гости.
  3. Мой щенок.
  4. Путешествие в страну Гномов и Великанов.
  5. Путешествие на Северный полюс.
  6. Путешествие в Космос.
  7. Путешествие в Сказку «Помощь Витязю».
  8. Жил-был Укротитель.
  1. Итоговое занятие «Мой портрет или Мой друг дневник».

Практическая часть доклада – методическое пособие, которое было разработано мною, на основе идей Бугрименко, Цукерман, Синицыной.

 Его цель: помочь учителю в подборе дополнительного систематизированного материала для организации работы по развитию мышления, воображения, культуры речевого поведения, а также адаптации к школьному обучению.

         Примерная схема содержания курса может быть изменена с учетом условий, целей обучения, интересов учащихся. Тематика может быть изменена, дополнена, либо взяты отдельные задания – упражнения.

        Программа факультативного курса является составной частью работы по преемственности в 1 классе между ДОУ и начальной школой, способствует более комфортной адаптации у первоклассников.

        Занятия проводятся один раз в неделю, начиная с 1 сентября. Всего 12 уроков, по 45 минут; работы не оцениваются.

        По окончании всего курса, можно оформить для каждого ребенка книжку с его работами, где отразится весь путь малыша с его собственными путешествиями: с рисунками, сказками, историями. В ней – весь ребенок с его стремлениями и мечтами, его умениями и переживаниями, его желаниями и успехами, его любовью и надеждами.

        Цель игр со словами – превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления, развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря младших школьников.

        Данные игровые уроки можно использовать в качестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщении отдельных тем.


РЕЦЕНЗИЯ

НА ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «СОШ № 3» П.Чернышевский

АНОХИНОЙ ЮЛИИ ЛЕОНИДОВНЫ

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

ДЛ Я УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ»

        В работе Анохиной Ю.Л. раскрыта значимость, актуальность и важность введения в 1 полугодии 1 класса факультатива для учащихся. Учитель считает, что развитие ребенка различными методами и приемами даст большой обучающий, развивающий и воспитательный эффект. Юлия Леонидовна выделила необходимые условия для проведения таких занятий. В работе описаны методические рекомендации по проведению занятий поурочно. Показана и практическая значимость этой работы, ее новизна. Как результат работы учителя в плане развития интеллектуально-творческих способностей учащихся представлены творческие работы учащихся и показана результативность педагогической деятельности в параметрах, имеющих показатели развития. Содержание методических разработок соответствует психологическим особенностям младшего школьника, отвечает требованиям современного развивающего обучения, способствует развитию когнитивных способностей учащихся и познавательной мотивации, является связующим звеном при переходе из ДОУ в начальную школу. Учитель в своей работе большое внимание уделяет формированию положительной мотивации к обучению у учащихся. В ее работе используются различные виды раздаточного и демонстрационного материала.

        ВЫВОД: доклад Анохиной Ю.Л. имеет практическую значимость для учителя начальной школы, интересующихся данной проблематикой и для педагогов имеющих базовый и повышенный УПЛ, что поможет им сделать обучение своих воспитанников увлекательным, превратив его в мир фантазий, сказки и творчества.

Зам.директора по начальным классам                                        М.Р.Пешкова

Руководитель МО начальных классов                                        С.Н.Хомут

Приложение № 1.

        Опрос для выявления отношения детей к школе. Проводится в первую неделю сентября. Ответы оцениваются по пятибалльной системе: «да» - 5 баллов; «не знаю» - 3 балла; «нет» - 1 балл.

  1. Посещал ли ты детский сад?
  2. Нравилось ли тебе в детском саду?
  3. Назови любимое занятие.
  4. Хотелось ли тебе пойти в школу?
  5. Понравилось ли тебе в первый день в школе?
  6. Нравится ли тебе учиться в школе?
  7. Какие уроки нравятся тебе больше всего? (Чтение, письмо, математика)

Приложение № 2

Скрининг для учащихся 1-х классов.

        Обследование проводится учителем. Дата проведения – 2, 3 неделя сентября, конец 1 полугодия и конец учебного года. Для работы необходим набор из 4 заданий: «Графические ряды», «Точки», «Рисунок», «Дом – Дерево – Человек», «Дорожка звуков». Задания позволяют получать достаточно полные представления о развитии предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития интеллекта, его обучаемости, утомляемости и других психо-физиологических составляющих психической деятельности ребенка. Результаты обсчитываются психологом по 10-балльной системе и показывают педагогу направление коррекционно-развивающей работы с каждым. Результаты скрининга в конце учебного года позволяют судить об индивидуальной динамике развития ребенка и об общегрупповых тенденциях в результате обучения.

        1 задание. «Графические ряды» - это 4 типа узоров. 1 и 2 узоры состоят из простых графических эталонов. В 3-4 графический образец отражает незавершенность программы действий.

        2 задание.  «Точки» - узор из точек. Задание восходит к ориентировочным тестам школьной зрелости А.Керна и Я.Ирасека.

        3 задание. «Рисование дома – дерева – человека». Включение этого задания обусловлено высокой информативностью тестов и их распространенностью в психологических исследованиях. Анализ рисунков выявляет различные представления об окружающем, рассказывает об уровне его интеллектуального развития, характеризует уровень комфортности существования в семье и мире. Качество линий позволяет судить о развитии мелкой моторики, особенности ориентировки в пространстве показывает расположение изображений и их частей, а степень нажима на карандаш, размеры рисунка выявляют частные психо-физиологические параметры психики ребенка.

        4 задание. «Звуковая дорожка» - показывает сформированность операции звукового анализа и включено с целью изучения готовности ребенка к систематическому овладению основами грамотного чтения и письма.

        За выполнение ребенок может получить от 10 до 0баллов. Время проведения – 45 минут.

1 группа – 10 – 8,5 баллов – высокая возрастная группа;

2 группа – 8 – 6,5 баллов – стабильная середина;

3 группа – 6 – 3,5 баллов – группа «риска»;

4 группа – 3 – 0 баллов группа «беда».

Приложение № 3.

Рисунок – тест «Что мне нравится в школе?» - один из интересных способов изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.

        При соответствии рисунков по заданной теме учитывается сюжет:

А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов).

Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов).

В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

        Несоответствие рисунков теме указывает на:

А) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, узоры, военные действия и др.

Б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать.

В) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.

        Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

Приложение № 4.

АНКЕТА – ОПРОС

по выявлению уровня школьной мотивации.

        Трехбалльная система оценки (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

        Шкала оценок.

        Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуется высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывает на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствует о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, о школьной дезадаптации.

        Анкета допускает повторы опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамикой в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако, у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Список используемой литературы:

  1. М. А. Беженова «Веселая грамматика», Донецк, «Сталкер», 1998 г.
  2. Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман «Учимся читать и писать», Москва, «Знание», 1994 г.
  3. Д. Х. Гизатуллина «Русский язык в играх», Санкт-Петербург, «Акцидент», 1998 г.
  4. Е.Г.Синицына «Умная тетрадь», Москва, 1999 г.
  5. В. П. Стрезикозин «Отдельные проблемы начального обучения», Москва, 1976 г.
  6. К.Д.Ушинский «Избранные педагогические сочинения», Москва, 1968 г.
  7. Д. Б. Эльконин «Букварь», Москва, «Просвещение», 1994 г.


I занятие.

ЗНАКОМСТВО

        Урок проводится 1 сентября. Каждому ребенку выдается лист с готовыми предложениями, на котором он будет работать ручкой и цветными карандашами. Текст читают умеющие читать.

Это – я! Здравствуйте!  

Меня зовут ___________________________________

Мне______________лет (нарисуй точками, ягодками или палочками)

Я живу в таком доме

Это мой дом

Это моя любимая игрушка

Это моя любимая книжка  

Это моя любимая песня

Это мой любимый цвет

Это мое любимое животное

У меня                              настроение

Я хочу (не хочу) ходить в школу (подчеркнуть)

П занятие.

В БУМАЖНОЙ СТРАНЕ

        Что вы можете сделать из бумаги? Какие транспортные средства?

У нас есть кораблик. Он складывается так.

Есть самолетик. Он изготавливается так.

Выбирайте, что вам больше всего нравится:

На том мы и отправимся в путешествие.

Приклеиваем работы.

        Кто-то шел перед нами по Бумажной дороге и оставил следы. Чьи они? (плакат на доске со следами разных животных и птиц).

Вдалеке что-то виднеется. Кто бы это мог быть?

Дорисуйте фигурки, и вы узнаете, что или кто

нас ждет впереди. (Листки с геометрическими

фигурками, выполненными с помощью трафарета-

линейки).

        Чтобы войти в Бумажные ворота, нужно отгадать загадки Бумажных человечков

  • У вас есть лист Бумаги и счетная палочка. Положи палочку на лист таким образом, чтобы получился треугольник.
  • Теперь возьми две палочки. Расположите их так, чтобы получился квадрат.
  • На листе бумаги начертите линию. Как сделать ее короче, не стирая и не зачеркивая? (можно закрыть рукой, отрезать, согнуть пополам).
  • Больше всего на свете я боюсь огня. Меня любят дети, писатели, художники. Я бываю разноцветной. Дружу с карандашами, фломастерами, красками. Кто я?

Посмотрите какая нитка встретилась нам на пути.

У нее было три желания:

  • Чтобы стать толстой ниткой
  • Чтобы ее распутали
  • Чтобы легче она могла летать.

Вы ведь очень многое можете. Помогите нитке. Нарисуйте ее желания на своих листках.

А наша нитка имеет отношение к Бумаге? (макраме плетут из бумажного шпагата).

Теперь поиграем с бумажными словами. Кто-то первый произносит слово и передает его следующему. Слова должны иметь отношение к Бумаге. Следующий произносит и первое слово, и свое и т.д. Например: бумага – газета – книга…

Что вы представляете, когда слышите слово «бумага»?

В Японии некоторые дома строят из бумаги. Что хорошего и что плохого в этом? Давайте вместе над этим подумаем.

Конверт – тоже родственник Бумаги. Маленькие бумажные человечки любят получать конверты с секретами. Вот такой конверт у меня в руках, а в нем такой секрет; отгадайте его: Если бы я был Бумажным человечком, то я бы………, потому что……..Теперь откройте свои секреты для человечков.

Заканчивается наше путешествие по Бумажной стране. Перед нами дорога, которая обозначена лишь точками – песчинками. Соедините их пятью, а лучше четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бумаги. Тогда мы вместе попадем домой.

Вот мы и дома! Понравилось вам

путешествие по Бумажной стране?

А какое у нас настроение? Нарисуйте

у себя на листочках.


Ш занятие.

В СТРАНЕ ВОДЫ, ПЕСКА И СТЕКЛА.

        Сегодня мы начинаем путешествия по интересным странам. Кто любит путешествия? Давайте собираться. Что вы скажете родным на прощание ( на ушко)? Перед вами камень. На нем надпись:

«Направо пойдешь – в царство Воды попадешь.

Налево пойдешь – в царство стекла попадешь.

Прямо пойдешь – в царство Песка попадешь».                    Рисунок на доске.

        Куда ты пойдешь? Почему? Нарисуй свою дорогу.

        Шли мы шли, как вдруг встретили Старца – Мудрецы.

Он и говорит нам: «По какой вы дороге не пошли бы, все

равно во всех трех государствах побываете!» Почему? Как

вы думаете, чем похожи эти три государства? Что общего между Водой, Песком и Стеклом?

        Старик исчез, а с неба пошел дождь. Как ты думаешь, что хорошего и что плохого в дожде. Нарисуй (напиши).

        После дождя образовалась огромная лужа.

Нарисуй (напиши) ее. Как ее обойти, не замочив ноги?

Обведи красным карандашом свой путь. А на что

или кого похожа эта лужа? Дорисуй.

        Вдруг лужа замерзла. Стало скользко. Что нужно сделать, чтобы не упасть? (посыпать песком, солью, расколоть ее). Лужа растаяла, мы побежали. И попали в Песочную страну. Ответь: Песок – это хорошо или плохо? Нарисуй (напиши).

        Как вы думаете, какое любимое занятие

жителей Песочной страны?

        А еще они любят писать и рисовать на песке. 

Только наоборот. Исправь то, что они написали:

(запись                                 Чем это предложение необычно? Как его

на доске                                еще можно прочесть?

                                        Как вы думаете, у Песка есть родственники?

                                        А теперь закончи предложения:

Сахарный песок – родственник Песка, потому что…

Река - ……. Ветер -…….. Стекло-……. Дорога….

        Скажи мне, а какой характер у песочных человечков: добрые, злые, упрямые, ленивые, трудолюбивые, молчаливые, болтливые, смелые, трусливые? (обсуждение с обоснованием своего мнения).

        Еще жители Песочной страны очень любят чистоту. Попробуйте с помощью палочек (спичек) переложить их наименьшее количество так, чтобы убрать мусор из совка.

        Отгадайте загадку жителей Песочной страны:

  •  можно ли с помощью песка «измерить время»?
  • что общего между золотой монетой и песком?

Нам пора прощаться с жителями Песочной страны.

Соедините точки – песчинки по порядку и узнаете,

куда мы отправимся дальше. (рисунок вазы).

Что это? Из чего она сделана? Почему? Нарисуй?

        Что вы оденете для путешествия по Стеклянной стране.

Жители этой страны добрые, открытые, честные.

Они никогда не скрывают своего настроения, их мысли виды насквозь. Попробуйте отгадать их загадки, ответы нарисуйте:

  • что изобрел человек для того, чтобы петухи не дрались и вели себя спокойно?
  • Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха и говорит: «Баба – Яга». Идет солдат, посмотрел  на «это» и говорит: «Наполеон!». Идет девушка, посмотрела на «это» и говорит: «Василиса Прекрасная». Что же это?

Как вы думаете, какая дорога в стране из

Стекла? Нарисуйте. Нарисуй предметы

 из Стекла.

        Разрисовал Мороз стекло замыслова-

тыми узорами. Нарисуйте свои узоры на

Стекле.

        Закрыл Мороз – художник окошко

в Страну из стекла, и закончилось наше с вами

путешествие по разным странам. Вам понравилось?

Будем еще путешествовать? Нарисуйте свое

настроение.

IV занятие.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

  • На чем мы отправимся в Путешествие? Хотите полететь на воздушном шаре? Тогда надо написать слово ШАР. Чтобы не ошибиться (если это произойдет, то в шаре могут оказаться дыры) сначала протяните все звуки по порядку: ШШШ – ААА – РРР. Теперь слово получится правильное и шар будет надежным (дети рисуют шар).
  • Шар готов, но летит он очень медленно, так как нет ветра. Ну-ка, давайте устроим ветер (пишу слово на доске с ошибкой ВТЕР). Почему – то ветер не дует, в чем тут дело? Проверьте мое слово, может в нем ошибка? После того как прочитано и исправлено слово ВЕТЕР, все дружно дуют и шар стремительно «летит» вперед.
  • Я знаю, что под нами сейчас должно быть море, хотелось бы на него посмотреть. Вы помните, что нужно сделать? Вслед за словом МОРЕ на бумаге появляются ВОЛНЫ, рядом пишу: КИТ, КРАБ, ДЕЛЬФИНЫ.
  • Кто будет жить в нашем море? Прочитайте эти слова. А кого бы вы еще хотели здесь поселить? (Дети пишут имена разных обитателей моря. Те, кто не может написать – рисуют).
  • Посмотрите, что натворила акула! Она набросилась на слова и откусила от них по букве. Вот что осталось: ВОДОРО___ЛИ,  КРА___, ____КРА.
  • Догадайтесь, что это были за слова. Давайте допишем их и вернем снова в море все, что пыталась съесть акула. Когда море уже достаточно заселено, я объявляю тревогу:
  • Внимание, опасность! Наш шар быстро опускается вниз, и чтобы не упасть в море надо срочно выбросить лишний груз (это могут быть любые предметы). Теперь наш шар полетит вверх, опасность миновала. Прислушайтесь, откуда такой шум? Щебет, писк, хлопанье крыльев? Наверное, мы попали в стаю птиц. Давайте на них посмотрим. Напишите, каких птиц вы хотите увидеть. Вот птицы, которые летят клином, прочитайте, кто это:

А                                        СТРИ                ГУСИ

                      Р      В                                           ЖИ                       Т

                   У          Л                                                                           К

                   Ж                И                                                                        И

  • Раз мы встретили много птиц, значит, где-то поблизости должна быть земля. Сейчас мы ее увидим. Прочитайте: ОСТРОВ (рисуем голый необитаемый остров). Шар приземлился, но на острове ничего нет, даже воды. Что же делать? Правильно, написать слова. Мы посадим деревья, плоды, цветы, откроем родник. Только мы написали слово БАНАН, АНАНАС, как рядом появилось новое слово ОБЕЗЬЯНА. Прочитайте его.

Она, наверное, очень голодная, поэтому и появилась у нас не дожидаясь приглашения. Надо ее скорее накормить. Какие лакомства для обезьяны вы знаете? Напишите названия фруктов, которые вы любите, они понравятся и обезьянке. Обезьянка очень довольна нашим угощением и хочет нам чем-нибудь помочь. Наш шар прохудился, надо заклеить дыры. Вы пишите слово КЛЕЙ, и тогда мы сможем с обезьянкой поставить заплаты на шаре. Какое несчастье! Клей пролился, и склеились все наши вещи:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА – если вы их не расклеите (не отделите друг от друга черточками), мы не сможем вернуться домой.

  • Спасибо, теперь все в порядке! Нам пора возвращаться. Обратный путь будет очень короткий, надо написать всего одно слово: ДОМОЙ!


V занятие.

СКОРО ГОСТИ

(бытовой сюжет)

        Ребята, к нам скоро придут гости, а у нас еще ничего не готово! (показываю чистый лист бумаги). Нет ни стола, ни стульев, ни посуды, ни угощения. Нужно скорей приниматься за работу. Какую мебель мы поставим? Ужас! Почему хромает Д__ВАН, нет спинок у С__УЛЬЕВ? Может нужно починить слова? (слова написаны на доске с ошибками). Так, мебель готова. Ой, Незнайка поставил стоП. Может нужна другая буква?

        Нам темно. Попросим папу

        нам включить лампу.

        Почему не горит ЛУСТРА? Исправь ее.

        Теперь пора идти в магазин за продуктами.

(на магнитной доске выставляются картинки

продуктов).         

        Вы должны написать чем торгует продавец.

(слоги на доске: зе, фини, ваф, фрук, кон, ке,

сли, со, Ки, фир, вы, ли, ты, феты)

        В гости к нам придут обезьянки, они очень любят сладости и фрукты.

Исправь ошибки.

        А для вас я специально купила….. секрет с ударной О. Конечно, это не

вАфли и не банОн. Отгадайте, что это? Молодцы, вот нам ПИРОГ.

        Чем бы нам еще украсить комнату? Чем порадовать гостей? (украшаем словами: цветы, ваза, шторы, картина, салфетки, скатерти. А гостям готовим подарки: песни, пляски, магнитофон. (Все слова пишем или рисуем).

        Догадайтесь, какие слова записаны на доске: (читаю стихотворение)

        Я захотел устроить бал, и я гостей к себе ___о____а__.

         Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый___и___ог.

        Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не     и___у___.

        Я ждал, пока хватило сил, потом кусочек о__ __уси__.

        Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту съе__.

        Когда же гости подошли, то даже крошек не __а__ли.

        А у нас так не получится?

        Посмотрим, что сделал Незнайка! Вместо того, чтобы приготовиться к чаепитию (нужны слова ЧАШКА, САХАР, ВАРЕНЬЕ), он построил такую цепочку слов: ЧАЙНИК – КОТ – ТОПОР – РУКИ – и т.д. Он, как всегда не понял задания. Помогите ему.

        А теперь игра на внимание. Нужно хлопнуть, когда услышите «лишние» слова.

  • Вот сколько «К» я сумею назвать:

          КАСТРЮЛЯ, КОФЕЙНИК, КОРОБКА, КРОВАТЬ,

        КОРОВА, КВАРТИРА, КАРТИНА, КОВЕР,

        КЛАДОВКА, КАЛИТКА, КОМОД, КОРИДОР

        (слова, относящиеся к дому, имуществу)

  • Ой, хватит! И звук тоже может устать.
  • А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?
  • ТОПОР, ТАБУРЕТКА, ТАРЕЛКА и ЛОЖКА.

  • Ой, кажется, кто-то напутал немножко! (слово ложка – предмет посуды)
  • Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
  • Послушай, на «С» назову я посуду:

СТАКАН, СКОРОВОДА, СОЛОНКА и КОШКА! (слово кошка – живое существо).

  • А кошка откуда?
  • Залезла в окошко.
  • Спроси лучше кошку – откуда пришла?
  • И вся ли посуда на кухне цела?

Напишите, что разбила кошка.

Мы очень хорошо подготовились к приему гостей, мы им очень рады. Теперь дорисуйте свои работы, на этом наше путешествие заканчивается. Осталось сделать последнюю надпись для гостей: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! (учитель пишет на доске, дети списывают).         


VI занятие.

МОЙ ЩЕНОК.

        Ребята, у кого из вас живет собака? Порода твоей собаки? А какие еще породы собак вы знаете? Запишите их.

Как зовут твою собаку, ее имя. Запишите.

Давайте назовем нашего щенка Рекс. Где его

Миска, из которой он ест? На листках появляется запись:

С чем он любит играть?  Исправьте поломанные предметы:

Запиши схему предложения: РЕКС ЛЕЖАЛ НА КОВРИКЕ.

Незнайка угостил вас. Что вы выберете?

А для кого?

Рекс любит отыскивать предметы. Пусть поищет

(слоги записаны на доске). Те слова, что нашел

Рекс, запишите на листках.

А в какие игры ты любишь играть?

Напиши их (жмурки, ….)

Какие опасности могут грозить твоему другу?

Что нужно приготовить для Рекса, чтобы с ним выйти   погулять на улицу? (поводок, намордник…)

        А давай еще дадим ему такие вещи:

А почему нет? Объясните.

        Теперь наш Рекс набегался и устал,

он хочет спать. Где он заснет? (на КОВРИКЕ). А пока он спит, мы с вами сыграем в игру «Съедобное – несъедобное». (Картина – плакат с предметами на доске).

        Нарисуйте столько зеленых кружков, сколько съедобных

предметов нарисовано, и столько красных – сколько

несъедобных.

        Нашему Рексу нужно спеть колыбельную песенку, ведь вам мамы пели колыбельные? Петь будем по-собачьи. На мотив песни поем ГАВ-ГАВ…

        Молодцы! Не будем мешать нашему щеночку, и потихоньку уйдем гулять. Только скажем на прощание ему на ушко:

VII занятие.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГНОМОВ И ВЕЛИКАНОВ

        Напишите, на чем можно путешествовать?

        А сегодня у нас будет очень необычное путешествие. Туда не добраться на поезде, корабле или самолете. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Этот секрет я вам открою, вернее, вы его откроете сами. Но сначала вспомните, каким именем называет вас мама, когда обращается к вам, как к маленьким? Ну, конечно, она говорит не Коля, а Коленька, не Маша, а Машенька. Правило волшебного превращения предметов очень простое: чтобы изменить предмет, сделать его маленьким, нужно изменить…Догадались? Правильно: слово, которое называет этот предмет. Давайте потренируемся, я буду называть большой предмет, а вы хором уменьшите его.

        А теперь послушайте сказку про медведей.

  • Жили – были два медведя. Один был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», А маленький: «Тя-тя-тя». Песенки похожие, но поют они по-разному: большой медведь поет грубым голосом, ТВЕРДЫМ голосом, а маленький – ласковым, МЯГКИМ голосом.
  • Теперь давайте поиграем. Я буду  как будто большой медведь, а вы – маленькие медвежата. Вот так:

Секрет мы узнали, теперь вы сумеете превратить себя в маленького человечка. Напишите, как вас будут звать, не забудьте уменьшить свое имя, одежду. А теперь нам нужен гномик, чтобы его маленькие человечки не боялись и пустили бы его в свою страны Гномию. На доске у меня записаны слова, их нужно уменьшить и записать.

(По мере того, как дети пишут,

учитель рисует его портрет. На

листе бумаги точками обозначен

силуэт).

        Назовем нашего гномика Кирюша.

        Ну, вот такого малыша гномы не побоятся пустить

в свою страну. В центре страны Гномии висит огромная

карта. На ней нарисовано все, что есть в этой стране. Мы

тоже у себя нарисуем все, что увидел Кирюша.

  1. Добрый Дракончик. Опишите его (улыбка, розовый,…)  
  2. Поземные озерца с золотыми и серебряными рыбками.
  3. Рощицы с карликовыми деревьями.
  4. Животные: каких вы поселите там?

Рядом с Гномией есть страна Великания. Мы там тоже можем побывать. Для этого нужно научиться «увеличивать» предметы, изменяя слова.

Тренируемся:

Помните сказку о двух медведях? Теперь я буду маленьким медведем, а вы – большим.

        Наш гномик Кирюша превратился в великана КИРИЛЛА. И он отправился в страну Великанию. Там растут: лес, горы, есть море и океан, в лесах – осина, сосна, клен, маслята, летают осы, гуси, бродят лоси, бегает лиса и волк – одним словом, КРАСОТА! (все предметы дети «увеличивают»).

Иногда Великанов называют гигантами. Гиганты очень дружно живут с Гномами. Например:

(текст на доске).

По схеме дети

подставляют

слова.

Нет ли опасностей впереди в стране Великании? Давайте пошлем разведчиков вперед. Напишите опасности и нарисуйте их.

        Чтобы нашему Кириллу ничего не угрожало, чтобы он мог вернуться домой, нужно превратить его в обычного человечка.

        Кириллу очень понравилось быть в гостях у Гномов и Великанов. У него  очень хорошее настроение. А у Вас? Нарисуйте свое настроение. Осталось только сказать нашим новым знакомым:

                                          СПАСИБО!

 

VIII занятие.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС.

Сегодня мы отправимся в путешествие на Северный полюс. К нему надо подготовиться как следует. Сначала мы должны собрать провизию, а потом теплые вещи. Складывать будем все в рюкзак (показывает учитель конверты и листки для работы). Если будет много ошибок, вещи окажутся негодными, и нам придется отказаться от путешествия. Начнем собирать вещи. Какие вещи нам нужны? Что у нас лежит в чемодане? Это вы узнаете, если составите из букв, написанных на чемодане, слова.

Должно быть 12 предметов.

(Плакат на доске с изображением

чемодана на доске)

Какие еще теплые вещи нам понадобятся? Напишите.

Что из провизии мы забыли положить в рюкзак? Допишите.

Перед отъездом мы должны привести комнату в порядок. Еще раз оглядитесь и напишите все предметы на букву «П».

Кого ты возьмешь в дорогу? Почему?

А на чем мы отправимся в путь? Напишите или нарисуйте.

Перед вами две шапки, какую вы себе возьмете? Раскрасьте так, как указано.

(Каждому ребенку выдается листок с заданием).

Треугольники раскрасьте красным цветом,

Квадраты – оранжевым, круги – зеленым, а фон

Шапки – желтым).

        На Северном полюсе жуткий холод. Отгадайте кроссворд (на доске)

        Есть птица, которой мороз не страшен.

        Отгадайте, кто это:

А кто еще живет на полюсе? (белые медведи, …)

Какие рыбы ты знаешь? Дорисуй рыбок из фигур.

Давай отдохнем? Становитесь. Я буду говорить, а

вы слушайте внимательно. Если такое бывает –

стойте на месте. Если такого не бывает – приседайте.

        Мы собрали вещи, провизию, узнали кто нам встретится  на полюсе. Но мы не взяли флаг. Какой у нас флаг? (синий, белый, красный). (нарисуем).

        Что это за шум, что за треск?

Это раскололась льдина. Нужно спасаться.

Как? Нужна лодка или корабль. Напишите

эти слова или нарисуйте. Еще мы отправим

радиограмму: SOS! Эти буквы моряки и путешественники пишут зашифровано

(____.___!). Ну вот, помощь вызвали, ждем. За нами приплыл большой корабль. Кто главный на корабле? Нет, не капитан – это повар- кок. Он всех кормит. Но повар простыл и заболел. Доктор сделал ему укол. Пока повар спит, обеда не будет. Давайте сами приготовим обед.

(На доске появляется плакат со слогами

из которых нужно сделать целые слова).

        

Обед мы приготовили, поели, теперь отдохнем после еды. Давайте споем какую-нибудь песенку про дружбу. Ведь без дружбы, мы бы с вами просто погибли на Северном полюсе.

        Незаметно наше путешествие подошло к концу. Давайте поприветствуем наших близких, которые пришли нас встречать. Крикнем и напишем: УРА!


IX занятие

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

        Сегодня мы отправимся в космос. Постройте ракету (построить – значит написать слово). Я буду главным конструктором,  а вы инженерами -ракетостроителями. Конструкцию ракеты нужно укрепить, скреплять ракету будем схемами. Начнем. Рисуем схему слова «ракета»:_____  _____ _____.

Теперь нужно установить защиту от метеоритов, т.е. поставить ударение в слове, так как обычно туда метеориты и попадают. Теперь вы будете КАПИТАНАМИ своих ракет, запишите слово и схему этого слова:

____  ____ ____. Обязательно нужно взять с собой скафандр:_____ _____.

        По моему недосмотру на космодроме произошла авария: оболочка ракеты сгорела, осталась только конструкция. Но рядом с ракетой стоял луноход, робот и скафандр – все, что нам нужно было для ракетного путешествия. Надо срочно все восстановить. Начнем с ракеты. Где же здесь схема слова ракета?

А где у нас робот, скафандр, луноход?

(Все схемы даны на доске).

Проверьте, исправлен ли наш скафандр –

СКАФАНД. Что-то наш робот не двигается –

РЫБОТ. Давайте починим наши вещи – слова.

        Ну, вот. Вся аппаратура налажена. Осталось только сделать запасы воды. Запишите слово ВОДА и составьте схему слова ____ ____. Теперь пора в путь. Составьте схему и запишите слово СТАРТ! ______!. Для полета нам нужна карта. (На доске появляется звездная карта).

Схемы слова «марсианин»:

Как вы думаете, марсиане нам друзья или

враги?  Чтобы с ними подружиться, нужно нарисовать их. Сделайте это.  

(Дети рисуют по представлению). Давайте угостим их шоколадом или другим любимым лакомством. Отыщите их на космической кухне. (Плакат – рисунок с тюбиками с едой).

        Теперь надо послать

по радио сообщение на Землю.

Чтобы это сделать, нужно

зашифровать  в схеме слово

МИРНЫЙ, ведь наш космодром там находится. Если этого не сделаем, то Земля нас не услышит. Еще мы можем передать привет своей маме, другу. Запишите слово ПРИВЕТ! Составьте схему этого слова. ____ ___!.

        Осторожно, ребята! На аварийном приборе вспыхивает сигнал: ракета повреждена. (Появляется на доске схема ____ ____). Чтобы починить прибор, нужно к схеме подобрать любое космическое слово.  

        

А чтобы вернуться к себе домой, надо найти на глобусе название нашего космодрома МИРНЫЙ.

        

Наконец-то мы возвратимся домой, увидим своих родных и близких,

которые за нас переживали. Давайте их за это поблагодарим. Как настроение? Нарисуйте его. А теперь нам нужно отдохнуть.

Попрощаемся: ДО ЗАВТРА!


Х занятие

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

        В одном старинном дворце жила-была седая царица. И были у нее сын и дочка. Царевич рос храбрецом и защитником страны. На охоте и в бою не было ему равных. Звали его Иванушка (напишите его имя и нарисуйте схему

(___ ___ ___ __). А царевна  была красавица и умница. Но отчего – то она всегда грустила. И прозвали люди ее Несмеяна (схема __ ___ ___ __). Много заморских принцев посылали к ней гонцов и сватов с подарками, но она всем отказывала. Однажды посватался к ней дракон. Царевна отказала ему. Тогда он украл ее, унес к себе во дворец и усыпил ее.

        Услыхал рыцарь, что дракон похитил царевну. Назвался именем РОЛАН (___ ___), сел на коня и поскакал выручать принцессу. В чистом поле сражались витязь и дракон 3 дня и 3 ночи. Потерял витязь Ролан силы и спасет его капля живой воды. Но как ее найти, если и живая, и мертвая вода хранится у ВОРОНА (__ __ __) в одинаковых сосудах с почти одинаковыми тайными надписями – схемами (на доске рисунки со схемами).

        Чтобы помочь Витязю, давайте

найдем живую воду.

        Ролан ожил, но прекрасная

царевна спит. Чтобы она очнулась, надо узнать ее имя. А его никто не знает, только мудрый Ворон помнит, что в нем слогов столько же, сколько в имени АЛЕНУШКА и ударение падает на тот же слог, что и в слове КОРОЛЕВА. Открою  вам секрет: сколько раз вы ошибетесь – столько лет царевна не проснется.

(Дети составляют схему слова АЛЕНУШКА и КОРОЛЕВА ___ ____ ___ ___)

(Имя можно дать любое, лишь бы оно подходило к схеме. Можно оставить имя Несмеяна).

        Позвал ее рыцарь по имени – она проснулась и поцеловала его. Сели они на коней (___ ___) и поскакали домой (___ ___). А там уж пир горой, свадьбу готовят. Гостей приехало со всех сторон, даже 12 фей прилетели на ковре – самолете. Стали гости жениху и невесте желать многого. Феи тоже пожелали.

        Фея Тепла: у вас будет горячее сердце, людям рядом с вами будет тепло и радостно. Составьте схему имени феи (___ ___).

        Фея Марта: вы научитесь сочинять песни и сказки. Злых людей ваши песни сделают добрыми, а глупых ваши сказки научат уму – разуму. Напишите имя         и схему. (___ ___).

        Фея Мая: где ступит ваша нога, там расцветут цветы. Ребята, напишите, какие цветы расцветут.

        Фея Апрелька: Вы не сделаете ни одного злого дела, не скажете ни одного плохого слова. Ребята, составьте схему имени феи. (___ ___ ___).

        Фея Июнька: дарю вам деревце. Оно будет зеленеть круглый год. На одной ветке вырастут яблоки, на другой груши, а на третьей – сливы. Ребята, нарисуйте это деревце и напишите, что вырастет на нем.

Нарисуйте (напишите), что еще желали феи витязю Ролану и принцессе Несмеяне. С тех пор жили они долго и счастливо и никогда не ссорились.

        Вот и сказке конец, а кто слушал - МОЛОДЕЦ!

XI занятие

ЖИЛ – БЫЛ УКРОТИТЕЛЬ

        Сегодня мы будем работать укротителями. Где работают укротители? (в цирке). Напишите звуковую схему слова ЦИРК (o o o o). А что они там делают? Вот и мы будем укрощать звуки в словах. Если укротитель ошибается, то он будет ранен, разумеется, не опасно. Поэтому нам нужно работать очень внимательно и быстро. На счет «три» поставим ударение на слове «БИЗОН». После 10 ран дрессировщика временно снимают с опасной работы и отправляют пасти стадо. Пишем схемы к словам и ставим ударения: ТИГР, ЛИСА, СОБАКА, СЛОНЫ, БЕГЕМОТ (o o o o,   o o o o,   o o o o o o,  o o o o o,  

o o o o o o o).

        Пастух сзывает свое стадо, своих заблудившихся коров:

«ЗОРЬКА! ЗВЕЗДОЧКА! АПРЕЛЬКА!» Если пастух правильно поставит ударение,  то корова возвращается в стадо. Все вернулись в стадо? Теперь наши коровки вернутся домой, чтобы поужинать перед сном. А вы знаете какие  животные что едят и где они живут? Давайте посмотрим на картинку. (на доске плакат с картинками животных и словами)

(Дети по очереди выходят к доске и устанавливают связи между картинками и словами).

        Вдруг к нам в окно кто-то постучал.

Кто это? (Учитель показывает картинку, на

которой изображена ворона Каркуша).

Она тоже хочет дрессировать слова. В одном

крыле у нее слог КОР, а в другом КАР.

Послушаем Каркушу:

Молодцы, слова наши стали дрессированными, теперь будем дрессировать буквы.

Посмотрите, буквы испортились, остались только кусочки. Надо их починить. Какие это были буквы? Допишите их:

А теперь давайте отдохнем и

Ответим на вопросы нашего укро-

тителя. Отвечаем хором ДА или НЕТ.  

        Отдохнули, теперь поможем укротителю на уроке русского языка.

        На доске столбиком записаны слова. Нужно исправить ошибки. (Дети по очереди подходят к доске и исправляют ошибки, остальные учащиеся записывают).

                        Дрессировщик работал с жуком, а жуки очень важные,

Медлительные. И они очень любят медленно водить лапками по бумаге: писать. Давайте напишем схемы к предложениям:

        

Послушайте, что нам рассказал дрессированный тигр:

Раз, два, три, четыре, пять                        Кто на дерево взобрался,

Вышел тигр погулять -                                 Кто укрылся за ларек,

Запереть его забыли,                                Кто на крыше оказался,

Раз, два, три, четыре, пять.                        Кто спустился в водосток.

Он по улице идет,                                А на елке, как игрушки,

Ни к кому не пристает                                Разместились две старушки.

Но от тигра почему-то                                Видит тигр – город пуст.

Разбегается народ.                                В зоопарке веселей:

                                                        Там всегда полно людей!».

Как вы думаете, почему люди разбегались от тигра?

Пока мы слушали тигра, пошел дрессированный дождь. Какой вам больше нравится и почему? (На доске рисунок двух тучек конфетная и клубничная).

        А у вас есть свой дождик? Нарисуй звуковую

схему слова дождик и нарисуй свой

 дрессированный дождь.

        А сейчас мы с вами устроим настоящий театр у себя. Будем инсценировать стихотворение И.Шевчука «В засаде». (Выбираются действующие лица, реквизит).

В засаде.

                                Под скамейкой две собаки – голодают.

                                На скамейке две старушки восседают.

                                Пирожок грызет старушка – с мясом-луком.

                                У второй в руках хлопушка – малым внукам.

                                «Вот бы, -  думают собаки, - пирожочка».

                                Обсудили план атаки: Брать и точка!

                                Две собаки разбежались – хвать зубами!

                                О дальнейшем догадались вы и сами.

                                Первая и в самом деле объедалась.

                                А вторая две недели заикалась.

        Наш урок подходит к концу. Дрессировщик получил большое удовольствие от работы с нами, у него прекрасное настроение. А у вас? Нарисуйте.

        МОЛОДЦЫ!        

           ХП занятие.        

МОЙ ПОРТРЕТ ИЛИ МОЙ ДНЕВНИК

        На каждого ученика готовится листок с предложениями, которые ребенок должен закончить. В конце учебного года можно вернуться к этим записям, можно ввести это в традицию  и заполнять эту форму в конце каждого года.

Меня зовут________________________. Мне________________лет.

Волосы у меня____________________. Глаза у меня_______________________.

Мою маму зовут__________________. Моего папу зовут___________________.

Я лучше всего умею__________________________________________________.

Я не могу___________________________________________________________

Я хочу научиться____________________________________________________

Я люблю____________________________________________________________

Я не люблю_________________________________________________________

Мне легко____________________________Мне нелегко____________________

У меня много________________________У меня мало______________________

Меня ругали за_______________________________________________________

Меня хвалили за______________________________________________________

Я хочу стать_________________________________________________________

Теперь ответьте «да» или «нет» (только честно):

Правда, я умею читать?_______________Правда, я читаю быстро?___________

Правда, я знаю все буквы?____________Правда, я все знаю_________________

Правда, я всегда говорю правду?_______________________________________

        Теперь ответьте на мои вопросы буквами и цифрами:

Сколько месяцев в году?______________________________________________

В котором часу ты ложишься спать?____________________________________

У какого дерева плоды – желуди?______________________________________

Улетают ли на юг воробьи?___________________________________________

Сколько этажей в твоем доме?________________________________________

Рябина – это куст или дерево?_________________________________________

Где живут белые медведи?____________________________________________

Кто не оставляет товарища в беде?_____________________________________

        Нарисуй своего друга, подпиши его имя.

        Давай встретимся с тобой через год?

        Твой друг – ДНЕВНИК.