Мир науки и искусства-школьнику
проект (2 класс)

Внуковская Елена Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_avtosokhranennyy.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир науки и искусства - школьнику»

Актуальность. Изменения, происходящие с  современным миром, с обществом побуждают искать новые педагогические средства проектировать актуальные развивающие формы организации образовательного процесса в школе и вне её. Этот проект является инновационной формой полезного сотрудничества музея, школы и вуза.

Результатом взаимодействия становится создание особой образовательно-культурной среды, интегрирующей полезные возможности трех субъектов – музея, школы и педагогического вуза – в достижении высоких образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС , и в одновременном обогащении культурологической составляющей образовательного процесса.

Основные цели субъектов взаимодействия :

-ШКОЛЫ как общественного института – обеспечение качества образовательных результатов, выделенных во ФГОС,

-МУЗЕЯ-ПАМЯТНИКА как учреждения, собирающего, изучающего, сохраняющего пропагандирующего культурное наследие ,

-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, в особенности, его научно-методических структур- обеспечение школы современными профессиональными кадрами, разработка научных концепций образовательных систем и их методического обеспечения, повышение качества образовательных результатов в системе общего образования.

В качестве системообразующего компонента выступают ресурсы музея-памятника – материализованного продукта творческого труда человека, вобравшего в себя результаты многовекового развития строительства, архитектуры и многих искусств, при возведении и украшении которого были использованы достижения научно-технической мысли разных эпох. Изучение культурно-исторического наследия музеев-памятников позволяет интегрировать субъектный опыт ученика с содержанием учебных предметов и развивать у детей ощущения причастности к отечественной культуре.

Основной целью разработки и реализации проекта является приобщение школьников к сосредоточенным в музеях-памятниках  ценностям культуры, развитие у них духовного начала и формирование расширенных знаний и представлений о традициях и достижениях разных стран как во внеурочное ( в музеях ), так и в урочное время при изучении различных дисциплин. Основой проекта как метаметодического явилась идея интеграции. Эта идея реализуется на уровне содержания разных научных областей, изучаемых в школе, и на уровне научного опыта с культурным наследием нашего города, представленным такими объектами культуры как музеи-памятники.

Проект содержит три блока.

Первый блок включает  комплекс разработанных музейными педагогами экскурсий и занятий и представляет культурологическую основу содержания двух следующих блоков .Осуществляется работниками музеев.

Второй блок разрабатывается сотрудниками научно-исследовательского института общего образования, включает подготовку учебно-методических материалов по разным учебным предметам для школьников на основе культурно-исторического наследия музеев.

Третий блок разрабатывается сотрудниками НИИ ОО и реализуется совместно с педагогами для школьников, с которыми ведется работа в рамках первого и второго блоков.

Итоговым мероприятием был выбран интеллектуальный турнир, как составная часть проекта и оно  может рассматриваться как показатель ,  результат реализации проекта.

Интеллектуальный турнир- составная часть проекта, которая являет собой пример практической реализации рузультатов  научных исследований.

Интеллектуальный турнир-это многоэтапная композиция, выполняющая одновременно образовательно-культурную и диагностическую функции. Участие в интеллектуальном турнире дает ощутимые метапредметные образовательные результаты, т. е. учащиеся осваивают способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях,освоенные обучающимися на базе одного, нескольких  или всех учебных предметов (ФГОС). Происходит формирование целостного мировоззрения.

Участниками интеллектуального турнира являются учащиеся 1-В и 1- Г классов.

Этапы организации и проведения  межпредметного  интеллектуального турнира в рамках проекта « Мир науки и искусства—школьнику»:

-в класс

-между классами

-итоговая игра

1 ЭТАП

2 ЭТАП

3 ЭТАП

Формирование команд в классе

Выявление участников интеллектуального турнира

Диагностика, итоговый срез сформированности УУД

Ознакомление с форматом и содержанием межпредметных заданий и задач

Диагностика сформированности УУД, научно-методическая поддержка

Апробация новых разработанных типов межпредметных заданий и задач и форм их предъявления

Диагностика сформированности УУД, научно-методическая поддержка

Апробация разработанных межпредметных заданий и задач и форм их предъявления, разработанных форм интеграции урочной и внеурочной деятельности

Рефлексия, обобщение опыта, корректировка

Деятельность ОУ на этапах организации и проведения интеллектуального турнира в рамках проекта « Мир науки и искусства-школьнику».

1 ЭТАП

2 ЭТАП

3 ЭТАП

Формирование рабочих групп из учащихся и педагогов

Работа над межпредметным проектом

Подготовка « проектной папки»

Посещение экскурсий

Решение разработанных конкурсных межпредметных заданий и задач

Подготовка заданий , разработка межпредметной задачи противнику

Пробное решение разработанных НИИ ОО межпредметных заданий и задач

Посещение экскурсий

Выступление команды на итоговой игре

Включение учителей – предметников методических разработок НИИ ОО

Посещение педагогом семинаров, обмен опытом

Подведение итогов участия в межпредметном интеллектуальном турнире в рамках проекта «Мир науки и искусства-школьнику»

(рефлексия)

Выбор темы для межпредметного проекта в рамках предложенного проектного задания

Презентация промежуточных результатов проекта

Временная шкала интеллектуального турнира в рамках проекта « Мир науки и искусства-школьнику»

ЯНВАРЬ

        ФЕВРАЛЬ

МАРТ

        АПРЕЛЬ

МАЙ

Выбор темы

Постановка целей

Классный тур

Выявление победителей

Семинар для педагогов

Турнир между классами

Итоговая игра

Итоговый семинар

Рефлексия

Межпредметные задания и задачи.

Межпредметные задания и задачи имеют не только « конкурсную» суть, но и оказывают и образовательный , развивающий эффект, используются для выявления разных уровней ( репродуктивный, продуктивный, творческий) сформированности познавательных УУД .

Выполнение межпредметных проектов позволяет учащимся практиковаться в использовании новых приемов работы с информацией, осваивать метаметодические способы переноса ранее освоенных учебных действий на другое содержание , осознать взаимосвязь различных предметных областей и общность гуманитарных и точных наук. Представленные задания удовлетворяют потребность в системном, интегрированном подходе к изучению экскурсионного материала. Использование  фабулы , включение в содержание заданий информации об объектах культуры, требует переноса знаний и их применение во внеучебной ситуации, что способствует развитию ключевых компетентностей у учащихся.

Интеллектуальный межпредметный турнир « Юбиляры Петербурга. Календарь знаменательных дат сквозь призму  школьного образования»

Межпредметные задания и задачи.

Название

Суть

Формируемые УУД

Этап

1

Проект  в определенной заданной форме

Проектные задания определяются тематикой турнира. В рамках проектных заданий классы самостоятельно строят проектный маршрут исходя из особенностей и предпочтений классов.

Промежуточные результаты проекта могут быть представлены в виде печатных материалов , образно-графической модели и т.д.

В итоговой игре результаты проекта представляются в виде сообщения, интерактивного доклада.

Исследовательские умения, регулятивные У У Д  в рамках проектной деятельности

( также У У Д разных групп)

Межкл

Итоговая игра

2

Идентификация

Идентификация и отнесение объекта \ персоналии по определенным признакам к событию, временному отрезку, области знаний и др. (в зависимости от цели).

Идентифицируемый объект может быть представлен на слайде в различных формах: текстовом, визуально-графическом, символьном и т.д.

Навыки работы с информацией, представленной разными способами,

 на продуктивном уровне,( общеучебные У У Д, коммуникативные У У Д)

Итоговая игра

3

Блиц-конкурс

Комплекс кратко сформулированных вопросов (закрытых) 3-4 варианта ответов.Вопросы сопровождаются фотографией (картиной),имеющей непосредственное отношение к теме турнира.Учащиеся выбирают  один ответ. В случае выбора правильного ответа команда получает право открыть 1-2 квадратика и по открывшемуся фрагменту узнать  и назвать что изображено на фотографии. Если фотография названа правильно, команда получает дополнительный балл.

Навыки работы с тестовыми заданиями (логические У У Д на продуктивном уровне)

Итоговая игра

4

Конкурс для знатоков

Мнжпреметные задачи и задания, конструирование, решение и обоснование которых предполагает использование не только предметных знаний и умений. Материал разных предметных областей или «жизненный» может быть представлен как в требовании, так и в условии задания.

Навыки работы с межпредметными понятиями и метапредметными заданиями открытого и закрытого типа (познавательные т коммуникативные У У Д), навыки работы с текстами разных типов

Итоговая игра

5

Рукотворное произведение

Деятельность учащихся, предполагающая включение изобразительных навыков и умений. Изготовление и представление поделки, макета, модели, образно-графической модели, иного изображения в соответствии с заданием и темой турнира.

Коммуникативные У У Д

Итоговая игра

6

Разминочные вариации

Короткие вопросы и задания, предполагающие плавное «вхождение» в игру.

Общие У У Д , нвыки работы с информацией, представленной разными способами

Итоговая игра

7

Задание противнику

 Межпредметная задача, созданная по аналогии с конкурсом 4 самими учащимися.

Владение межпедметными понятиями

Итоговая игра

8

Фотоконкурс о теме межпредметной игры

Создание «фотосессий», раскрывающей предложенную идею. Может быть выполнено в виде фотоколлажа, серии фотографий и т.п.

Логические У У Д , систематизация  ( творческий уровень)

Итоговая игра

9

Собирание пазла и подобные задания на восстановление

Восстановление и идентификация изображения, связанного с темой турнира, выполненного в виде «пазла»-разборной картинки.

Анализ и синтез

Итоговая игра

Результаты проекта

« Мир науки и искусства-школьнику»

Взаимодействие с музеем-памятником  представляет школе широкие перспективы для получения качественного образовательного и воспитательного результата в соответствии с ФГОС, для повышения собственного социального статуса, для профессионального роста педагогических кадров.

Школа основной адресат процесса взаимодействия. Сотрудничество способствует достижению высоких образовательных результатов, а школа отвечает за их качество.

Участие в проекте « Мир науки и искусства-школьнику» развивает не только детей, но и учителей: формирует междисциплинарное методическое  мышление, позволяет смелее выходить за рамки своего предмета и  использовать на своих уроках обширный культурологический материал.

Участие в проекте вносит позитивные изменения и оказывается неизменно полезным и интересным для всех участников зваимодействия.

Юбиляры Петерберга.Календарь  знаменательных дат сквозь призму школьного образования.

  1. Гангутское сражение -  27 июля ( 7 августа) 1714 года

  1. Власть-величие –гордость          ЭРМИТАЖ

  1. Сила знания – в просвещении   АКАДЕМИЯ НАУК

  1. « У лукоморья дуб зеленый ……»  ПУШКИН

Визитная карточка проекта

«Мир науки и искусства-школьнику»

Проект «Мир науки и искусства -школьнику» реализуется с 2008 года на базе  Р Г П У им. Герцена (научно-исследовательского института общего образования) (Н И И   О О),Государственного музея памятника « Исаакиевский собор» (Г М П « Исаакиевский  собор») и сети общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

У его истоков стояли основатели Н И И общего образования Р Г П У им. А.И. Герцена – академик ,д.п.н. Г.А. Бордовский, директор Г М П «Исаакиевский собор»,д.п.н. Н.В.Нагорский, первый директор Н И И  О О, член-корр. Р А О ,д.п.н., профессор И.М.Титова. Этот проект уникальный опыт создания инновационной универсальной модели  взаимодействия общеобразовательной школы, научного подразделения педагогического вуза и музея-памятника, в разработке которой принимала участие и второй директор Н И И  О О , д.п.н., профессор Е.П.Суворова.

В настоящее время проект курируют:

Директор Г М П « Исаакиевский собор», профессор, народный артист России Н.В.Буров,

зам. директора Н И И  О О Р Г П У им. А.И. Герцена, д.п.н., профессор Н.С. Подходова.

Проект активно поддерживается директором Н И И  ОО Р Г П У им.А.И.Герцена, член-корр. Р А О,д.п.н., профессором  А.П.Тряпицыной.

Разработчики:

Сотрудники Н И И общего образования Р Г П У им. А.И. Герцена:

Н.С.Подходова-зам.директора НИИ ОО д.п.н.,профессор,

С.В.Аранова-ведущий научный сотрудник НИИ ОО,к.п.н.

О.В.Леонтьева-ведущий научный сотрудник НИИ ОО, к.п.н.,

Б.А.Комаров-доцент кафедры методики обучения физики,к.п.н.;

Сотрудники ГМП «Исаакиевский собор»:

Е.Н.Корчагин – зам.директора ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»,канд.пед.наук, заслуженный работник культуры

А.С.Шарий-зав.сектором музейной педагогики ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

В рамках разработки проекта учёными Н И И  ОО РГПУ им.А.И.Герцена было проведено исследование «Проектирование образовательно-культурной среды на основе взаимодействия музея, школы и вуза». Исследование было поддержано Российским  гуманитарным научным фондом в 2010-2013г.г. (проект №11-6а).

Цель исследования-разработка методологических основ создания универсальной модели  трехстороннего взаимодействия объектов культурно-образовательного пространства, обеспечивающей:

-полезное взаимодействие  школы, музея и педагогического ВУЗа в рамках образовательно-культурной среды;

- формирование ценностных ориентаций у участников образовательного процесса, духовное развитие, воспитание чувства любви к Родине и бережного отношения к культурным памятникам, осознание собственной ответственности за их сохранность;

-создание условий для реализации требований образовательных стандартов второго поколения к метапредметным и личностным результатам, в том числе универсальным учебным действиям.

Основные результаты исследования:

-определены теоретические основы обновления содержания школьного обучения за счет привнесения культурологического компонента и интеграции материала об объектах культуры, в частности, музеях России разных направлений,

-разработаны принципы построения и условия  эффективного взаимодействия музея, школы и вуза в образовательно-культурной среде;

-спроецирована модель трехстороннего взаимодействия «музей-школа-ВУЗ», включающая:

1. методы включения информационной, эстетической и духовной составляющих культурно-исторического наследия объектов культуры ( в частности, музеев-  памятников России) в образовательный процесс;

2. технологии наукоемкого обогащения учебных исследовательских проектов и заданий интегрированного характера в современной форме;

3. классификацию межпредметных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

Риторика-наука всех наук

Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....

Технологическая карта урока «Люди науки» «Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Материал для ознакомления младших школьников с  русским учёным Д.И. Менделеевым....

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"...