Проектная деятельность
рабочая программа (2 класс) на тему

Ефанова Любовь Митрофановна

Формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pd_2_klass.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1. «Проектная деятельность», автор Н. Ю. Пахомова  год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа:

«Программа проектного обучения младших школьников», автор-составитель  Н. Ю. Пахомова (к.п.н., доцент, зав. Лабораторией информационной поддержки  развития образования МИОО, научный руководитель Педагогического сообщества учебного проектирования)

Курс «Проектная деятельность разработан и апробирован на экспериментальной площадке ГОУ ЦО № 775 г. Москвы.

2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений;

Цель и задачи

Цель: формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Задачи программы:

  • развитие проектных умений;
  • использование учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения;
  • формирование проектных компетентностей обучающихся и решение воспитательных задач в средней школе.

Учебный курс «Проектная деятельность»  реализуется в рамках введения  ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Согласно учебному плану на данный курс отводится 1 час в неделю (соответственно 34 учебные недели).

         Учебный курс «Исследовательское обучение младших школьников»  реализуется при использовании УМК:

  • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. –М.: ИПЦ «Маска», 2010. -136 с.

  • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2-го класса начальной школы/ 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИПЦ «Маска», 2010. - 48 с.

Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая, коллективная.

2. Планируемые результаты

2.1. Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

2.2. Планируемые метапредметные результаты

2.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование: 

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия. 

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; 

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка:

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

2.2.2. Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить,  формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации); 

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез;  сравнение; сериация;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение;

- использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира. 

2.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;  

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление  коммуникацией:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

- составление текста-рассуждения;

- выбор доказательств  для аргументации своей точки зрения;

- использование  обобщающих слов и понятий.

Смысловое чтение: 

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- составление текстов в устной и письменной формах.

Различные способы поиска и использования информации: 

- поиск значения слова по справочнику;

- «чтение» информации, представленной разными способами.

3. Младший школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из  частей;
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно- следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных на основе выделения сущностной связи;
  • устанавливать аналогии;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Младший школьник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  1. Содержание программы учебного предмета

Тема урока

Образовательные цели и задачи

1-2.

Украшение коробки

Образовательные цели: введение понятия план (планирование)

Задачи: получение «разрыва» - проблемной ситуации необходимости планирования; объяснение необходимости планирования; обучение составлению плана; обучение работе по плану.

Педагогический результат: проблемное введение нового содержания – понятий «план» и «планирование» при планировании количества деталей изделия.

3.

Украшение шапочки

Образовательные цели: формирование умения планировать и осуществлять свою деятельность в группах в соответствии с планом.

Задачи: осуществлять предварительное планирование  с помощью учителя при необходимости количества деталей и их расположении на изделии; выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: формирование умения составлять и осуществлять план при планировании количества деталей и их расположении на изделии.

4.

Украшение ёлки

Образовательные цели: закрепление умения планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, качества и расположения деталей, выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: развитие умения предварительного самостоятельного планирования количества, состава необходимых деталей и расположения их на изделии.

5.

Яблоки на яблоньке

Образовательные цели: контроль степени сформированности умения планировать и осуществлять работу по плану при самостоятельной парной работе.

Задачи: осуществлять без помощи учителя планирование количества, качества и расположения деталей при работе в паре; выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план по количеству и расположению деталей и его осуществлять. Материал анализа сформированности этого умения .

6.

Цветок желаний

Образовательные цели: развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

Задачи: осуществлять без помощи учителя групповое планирование распределения работы; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

Педагогический результат: формирование умения планировать распределение работы в группе, рефлексии распределения работы и предъявления результата.

7.

Одень куклу

Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

Задачи: анализировать условия задания и имеющиеся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

Педагогический результат: введение работы с условием, выбора деталей по условию; закрепления умения составлять план распределения операций между членами группы, Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

8.

Поздравительная открытка

Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

Задачи: анализу условия задания, имеющихся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы (состава и количества объектов); выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

Педагогический результат: закрепление работы с условием и усложнение выбора – сначала темы праздника, затем атрибутов (деталей украшения открытки); закрепление умения составлять план распределения операций между членами группы. Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

9.

Зоопарк

Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

Задачи: анализу условия задания, имеющихся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

Педагогический результат: закрепление работы с условием при усложнении выбора – сопоставление двух множеств, составление пар и выбор двух из них; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы. Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

10

Венок

Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

Задачи: анализу условия задания, имеющихся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

Педагогический результат: закрепление работы с условием при усложнении выбора – сопоставление двух множеств, составление пар и выбор двух из них; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы. Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

11

Венок

Образовательные цели: закрепление умения составлять план количества деталей; фиксировать план в табличной форме; выполнять работу в соответствии с планом; введение фиксации плана в виде эскиза при планировании размещения деталей на изделии.

Задачи: осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы в паре; фиксированию плана в табличной форме и в эскизе; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план по количеству деталей; фиксировать план в табличной форме; выполнять работу в соответствии с планом; введение фиксации плана в виде эскиза при планировании размещения деталей на изделии.

12

Мозаика из частей квадрата

Образовательные цели: формирование умения составлять план порядка сборки на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

Задачи: актуализация и применение имеющихся знаний о геометрических фигурах на плоскости; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы; составлять план порядка сборки с фиксацией на эскизе и выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

Педагогический результат: формирование умения составлять план порядка сборки с обозначениями на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

13

Мозаика из частей ромба

Образовательные цели: формирование умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, распределения работы в группе; умения выполнять работу в соответствии с планом.

Задачи: актуализация и применение имеющихся знаний о геометрических фигурах на плоскости; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы; составлять план порядка сборки с фиксацией на эскизе и выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, распределения работы в группе; умения выполнять работу в соответствии с планом.

14

Фантазия из частей ромба

Образовательные цели: контроль степени сформированности умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, предварительно составленному по своей фантазии;  умения выполнять работу в соответствии с планом.

Задачи: актуализация и применение имеющихся знаний о создании эскиза из частей геометрических фигур в виде мозаики; осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки  с фиксацией на эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, умения выполнять работу в соответствии с планом. Материал анализа сформированности этого умения.

15

Орнамент-аппликация из геометрических фигур

Образовательные цели: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки и выполнять работу в соответствии с планом. Контрольная индивидуальная работа.

Задачи: осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки;  с фиксацией на заданном эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки и выполнять работу в соответствии с планом. Контрольная индивидуальная работа. Материал анализа сформированности этого умения.

16

Аппликация человечка из геометрических фигур

Образовательные цели: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки, распределять работу по изготовлению деталей  и выполнять работу в соответствии с планом. Делается предварительный выбор картинки и отбор необходимых трафаретов.

Задачи: осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки;  с фиксацией на заданном эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки и выполнять работу в соответствии с планом. Контрольная индивидуальная работа. Материал анализа сформированности этого умения. Формирование умения делать отбор необходимых трафаретов по выбранной картинке.

17

Дом моей мечты 22.12

Образовательные цели: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия, умения выражать замысел в виде эскиза, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Задачи: созданию эскиза из частей геометрических фигур в виде аппликации; осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки;  с фиксацией на  эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия, умения выражать замысел в виде эскиза, умения выполнять работу в соответствии с планом. Работа индивидуальная.

18

Зона отдыха в парке

Образовательные цели: развитие умения планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы, рефлексия групповой работы и использованных видов планирования.

Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, вида и размещения деталей на основе изделия; выполнять работу в соответствии с планом; рефлексивному анализу своей групповой деятельности; умению предъявлять результат работы.

Педагогический результат: закрепление умения планировать (комплексное планирование количества, вида и расположения деталей, распределения работы для одновременного исполнения и последовательности работ) и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

19

У кого длиннее поезд

Образовательные цели: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы.

Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

Педагогический результат: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

20

Мебель для интерьера: стол и стул

Образовательные цели: развитие умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы.

Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

Педагогический результат: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

21-22

Стол

Образовательные цели: развитие умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы.

Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

Педагогический результат: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

23

Машина

Образовательные цели: контроль степени сформированности  умения планировать одновременную по операциям работу членов группы из 2-х человек и осуществлять свою деятельность в соответствии с планом.

Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы для 2-х членов группы; выполнять работу в соответствии с планом самостоятельно.

Педагогический результат: закрепление умения составлять план одновременной по операциям работы членов группы и его осуществлять. Контрольная индивидуальная работа. Материал анализа сформированности этого умения.

24

Чайник

Образовательные цели: введение понятия «ситуация» и «проблема», формулирование проблемы в виде вопроса, развитие умения планировать при составлении плана-инструкции.

Задачи: пониманию сути проблемной ситуации, её составляющих (условия и проблема) по тексту; осуществлению планирования инструкции для решения проблемы кого-либо.

Педагогический результат: введение понятия «ситуация» и «проблема» для составления плана инструкции – способа решения проблемы.

25

Набрать воды из реки

Образовательные цели: введение понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формулирование проблемы в виде вопроса, формулирование цели как ожидаемого результата развитие умения планировать - составлять план-инструкцию.

Задачи: пониманию сути проблемной ситуации, её составляющих (условия и проблема) по тексту и рассказу; формулированию проблемы в виде вопроса; формулированию цели как ожидаемого результата; осуществлению планирования - составлению инструкции для решения проблемы кого-либо.

Педагогический результат: введение понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции – способа решения проблемы.

26

Винегрет

Образовательные цели: формирование умения различать понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формирование умения формулировать условия проблемной ситуации и проблемы в виде вопроса, формирование умения формулировать цель как ожидаемый результат; развитие умения планировать - составлять план-инструкцию.

Задачи: пониманию сути проблемной ситуации, её составляющих (условия и проблема) по тексту и рассказу; выделению проблемы из проблемной ситуации, формулированию её в виде вопроса; формулированию цели как ожидаемого результата – нахождение способа решения проблемы; осуществлению планирования инструкции для решения проблемы.

Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции для решения проблемы.

27

Куст сирени под окном

Образовательные цели: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формирование умения формулировать кратко ситуацию и проблему в виде вопроса, формирование умения формулировать цель как ожидаемый результат; развитие умения планировать - составлять план-инструкцию.

Задачи: понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат, как способ решения проблемы; осуществлению планирования - составлению инструкции для решения проблемы.

Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции для решения проблемы. Контрольная индивидуальная работа. Материал для анализа сформированности этого умения.

28

Гирлянда

Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; введение понятия «повторение» в инструкцию.

Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат, как способ решения проблемы; осуществлять самостоятельное планирование в группе изготовления деталей и изделий, распределения работы; выполнять работу в соответствии с планом и повторениями.

Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции для решения проблемы. Введение понятия «повторение» в инструкции.

29

Безопасный переход улицы

Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию; введение понятия «правило».

Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат - способ решения проблемы; осуществлять планирование инструкции для решения проблемы; формулированию правила.

Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана-инструкции для решения проблемы. Введение понятия «правило».

30

Безопасный переход улицы- 2

Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, введение понятия «алгоритм внутри алгоритма»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма.

Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат - способ решения проблемы; осуществлять планирование инструкции - алгоритма для решения проблемы; записывать инструкцию в виде алгоритма с условием, алгоритма, содержащего алгоритм.

Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана-инструкции-алгоритма. Закрепление понятия «алгоритм». Введение понятия «алгоритм внутри алгоритма».

31

Фальшивая монета

Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, введение понятия «алгоритм внутри алгоритма»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма.

Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат - способ решения проблемы; осуществлять планирование инструкции - алгоритма для решения проблемы; записывать инструкцию в виде алгоритма с условием, алгоритма, содержащего алгоритм.

Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана-инструкции-алгоритма. Закрепление понятия «алгоритм». Введение понятия «алгоритм внутри алгоритма».

4. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

План и планирование

1 час

  • Получение «разрыва» для введения понятий «план» и «планирование»

Украшение коробки

1 час

  • осуществлять анализ объекта для определения количества деталей

3.

Украшение шапочки

1 час

  • осуществлять анализ объекта для определения количества деталей и расположение их на изделии

4.

Украшение ёлочки

1 час

  • осуществлять анализ объекта для определения количества деталей и расположение их на изделии

5.

Яблоки на яблоне

Парная контрольная работа

1 час

  • осуществлять анализ объекта для составления табличного плана по операциям
  • строить речевое высказывание в устной форме

6.

Цветок желаний

1 час

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

7.

Одень куклу

1 час

  • осуществлять  работу по заданному условию;
  • использовать речевые средства для презентации выполненной  работы

8.

Поздравительная открытка

1 час

  • осуществлять  работу по условию, заданному учащимися;
  • использовать речевые средства для презентации выполненной  работы

9.

Зоопарк

1 час

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения

10.

Венок

1 час

  • осуществлять выполнение эскиза изделия; декодирование (расшифровку сокращений)

11.

Мозаика из частей квадрата

1 час

  • осуществлять выбор эскиза, анализ объекта для определения количества деталей и вида деталей

12.

Мозаика из частей ромба

1 час

  • осуществлять выбор эскиза, анализ объекта для определения количества деталей и вида деталей

13.

Мозаика из частей ромба

1 час

  • осуществлять составление своей композиции;
  • планирование изготовления своей композиции

14.

Орнамент – аппликация из геометрических фигур

Контрольная индивидуальная работа

1 час

  • планирование порядка сборки, количества и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента

15.

Аппликация человечка из геометрических фигур

1 час

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • использовать речевые средства для презентации выполненной  работы

16.

Дом моей мечты

1 час

  • планирование эскиза, вида и количества геометрических фигур, порядок сборки;
  • осуществлять распределение работы между членами группы
  • адекватно использовать средства речи для решения различных коммуникативных задач

    17.

Зона отдыха в парке-1

1 час

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • планирование количества деталей, расположение на изделии, порядок сборки;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме

18.

Зона отдыха в парке-2

1 час

19.

Поезд - 1

1 час

  • осуществлять сетевое планирование в виде «оптимального плана»;
  • адекватно использовать средства речи для решения различных коммуникативных задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

20.

Поезд - 2

1 час

21.

Стол и стул

1 час

  • осуществлять сетевое планирование в виде «оптимального плана»;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

22.

Стол

Парная контрольная работа

1 час

23.

Машина

Индивидуальная контрольная работа

1 час

  • парное планирование и индивидуальное выполнение плана за двоих;

24.

Чайник

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде инструкции;
  • производить кодирование для быстрой записи

25.

Налить воды из реки

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде инструкции - алгоритма;
  • производить кодирование для быстрой записи

26.

Винегрет

1 час

  • осуществлять формулирование проблемной ситуации: условий и проблемы, проблемы в виде вопроса, цели;
  • осуществлять запись плана в виде плана инструкции - рецепт

27.

Куст сирени под окном

Индивидуальная контрольная работа

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде инструкции - алгоритма;
  • производить кодирование для быстрой записи

28.

Гирлянда

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде инструкции  с циклом;
  • производить кодирование для быстрой записи

29.

Безопасный переход улицы - 1

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде алгоритма с 2-мя условиями;
  • производить кодирование для быстрой записи

30.

Безопасный переход улицы - 2

1 час

31

Фальшивая монета

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде алгоритма в алгоритме

32

Овсяная каша

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана в виде рецепта

33

Бутерброд

1 час

  • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
  • осуществлять запись плана

6. Формы и средства контроля

6.1 Индивидуальные и парные  контрольные  работы

Содержание контрольных работ представлено в методическом пособии для учителей начальных классов «Проектная деятельность», автор: Н.Ю. Пахомова - М.: ИПЦ «Маска», 2010.- 136 с.

7. Перечень учебно-методических средств обучения.

Учебные и методические пособия:

  • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. –М.: ИПЦ «Маска», 2010. -136 с.

  • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2-го класса начальной школы/ 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИПЦ «Маска», 2010. - 48 с.

  • Пахомова Н.Ю.. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя и студентов педагогических вузов.- 5-е изд., испр. и доп.. – М.: АРКТИ, 2011. -112 с. (Метод. биб-ка)

  • Пахомова Н.Ю.. Учебное проетирование в образовательном процессе современной школы: Монография. – М.: Изд-во СГУ, 2011. -144 с.

  • Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В., Суволокина И.В., Пухова Л.В., Касатова С.В.. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD –диск с Базой данных учебных проектов./3-е изд., исп. И допг. Дзержинский: ДМУП, «Информационный центр», 2012. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...