Главные вкладки

    Проектная деятельность
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Ефанова Любовь Митрофановна

    Формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pd_2_klass.doc226 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка

    1. «Проектная деятельность», автор Н. Ю. Пахомова  год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа:

    «Программа проектного обучения младших школьников», автор-составитель  Н. Ю. Пахомова (к.п.н., доцент, зав. Лабораторией информационной поддержки  развития образования МИОО, научный руководитель Педагогического сообщества учебного проектирования)

    Курс «Проектная деятельность разработан и апробирован на экспериментальной площадке ГОУ ЦО № 775 г. Москвы.

    2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений;

    Цель и задачи

    Цель: формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

    Задачи программы:

    • развитие проектных умений;
    • использование учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения;
    • формирование проектных компетентностей обучающихся и решение воспитательных задач в средней школе.

    Учебный курс «Проектная деятельность»  реализуется в рамках введения  ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Согласно учебному плану на данный курс отводится 1 час в неделю (соответственно 34 учебные недели).

             Учебный курс «Исследовательское обучение младших школьников»  реализуется при использовании УМК:

    • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. –М.: ИПЦ «Маска», 2010. -136 с.

    • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2-го класса начальной школы/ 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИПЦ «Маска», 2010. - 48 с.

    Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая, коллективная.

    2. Планируемые результаты

    2.1. Планируемые личностные результаты

    Самоопределение:

    - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

    - мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней;

    - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

    - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

    Смыслообразование:

    - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Нравственно-этическая ориентация:

    - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

    2.2. Планируемые метапредметные результаты

    2.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия

    Целеполагание: 

    - формулировать и удерживать учебную задачу;

    - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Планирование:

    - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

    - составлять план и последовательность действий;

    Осуществление учебных действий:

    - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

    - использовать речь для регуляции своего действия.

    Прогнозирование: 

    - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

    Контроль и самоконтроль:

    - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    - осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия. 

    Коррекция:

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; 

    - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

    Оценка:

    - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

    - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

    Саморегуляция:

    - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

    - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

    2.2.2. Познавательные универсальные учебные действия

    Общеучебные:

    -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

    - выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

    - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

    - ставить,  формулировать и решать проблемы;

    - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

    - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

    - осуществлять смысловое чтение;

    - выбирать вид чтения в зависимости от цели;

    Знаково-символические:

    - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

    - моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;

    Информационные:

    - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

    - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

    - обработка информации (определение основной и второстепенной информации); 

    - анализ информации;

    - передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

    - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

    Логические:

    - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

    - подведение под правило;

    - анализ; синтез;  сравнение; сериация;

    - классификация по заданным критериям; установление аналогий;

    - установление причинно-следственных связей;

    - построение рассуждения; обобщение;

    - использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира. 

    2.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия

    Инициативное сотрудничество:

    - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

    Планирование учебного сотрудничества:

    - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

    - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Взаимодействие:

    - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

    - строить понятные для партнёра высказывания;  

    - строить монологичное высказывание;

    - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

    Управление  коммуникацией:

    - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 

    - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

    - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

    - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

    - составление текста-рассуждения;

    - выбор доказательств  для аргументации своей точки зрения;

    - использование  обобщающих слов и понятий.

    Смысловое чтение: 

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

    - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    - составление текстов в устной и письменной формах.

    Различные способы поиска и использования информации: 

    - поиск значения слова по справочнику;

    - «чтение» информации, представленной разными способами.

    3. Младший школьник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
    • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
    • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из  частей;
    • проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно- следственные связи;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных на основе выделения сущностной связи;
    • устанавливать аналогии;
    • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Младший школьник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

    1. Содержание программы учебного предмета

    Тема урока

    Образовательные цели и задачи

    1-2.

    Украшение коробки

    Образовательные цели: введение понятия план (планирование)

    Задачи: получение «разрыва» - проблемной ситуации необходимости планирования; объяснение необходимости планирования; обучение составлению плана; обучение работе по плану.

    Педагогический результат: проблемное введение нового содержания – понятий «план» и «планирование» при планировании количества деталей изделия.

    3.

    Украшение шапочки

    Образовательные цели: формирование умения планировать и осуществлять свою деятельность в группах в соответствии с планом.

    Задачи: осуществлять предварительное планирование  с помощью учителя при необходимости количества деталей и их расположении на изделии; выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: формирование умения составлять и осуществлять план при планировании количества деталей и их расположении на изделии.

    4.

    Украшение ёлки

    Образовательные цели: закрепление умения планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

    Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, качества и расположения деталей, выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: развитие умения предварительного самостоятельного планирования количества, состава необходимых деталей и расположения их на изделии.

    5.

    Яблоки на яблоньке

    Образовательные цели: контроль степени сформированности умения планировать и осуществлять работу по плану при самостоятельной парной работе.

    Задачи: осуществлять без помощи учителя планирование количества, качества и расположения деталей при работе в паре; выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план по количеству и расположению деталей и его осуществлять. Материал анализа сформированности этого умения .

    6.

    Цветок желаний

    Образовательные цели: развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

    Задачи: осуществлять без помощи учителя групповое планирование распределения работы; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: формирование умения планировать распределение работы в группе, рефлексии распределения работы и предъявления результата.

    7.

    Одень куклу

    Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

    Задачи: анализировать условия задания и имеющиеся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

    Педагогический результат: введение работы с условием, выбора деталей по условию; закрепления умения составлять план распределения операций между членами группы, Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

    8.

    Поздравительная открытка

    Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

    Задачи: анализу условия задания, имеющихся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы (состава и количества объектов); выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

    Педагогический результат: закрепление работы с условием и усложнение выбора – сначала темы праздника, затем атрибутов (деталей украшения открытки); закрепление умения составлять план распределения операций между членами группы. Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

    9.

    Зоопарк

    Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

    Задачи: анализу условия задания, имеющихся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

    Педагогический результат: закрепление работы с условием при усложнении выбора – сопоставление двух множеств, составление пар и выбор двух из них; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы. Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

    10

    Венок

    Образовательные цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы.

    Задачи: анализу условия задания, имеющихся знания; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат и ход работы.

    Педагогический результат: закрепление работы с условием при усложнении выбора – сопоставление двух множеств, составление пар и выбор двух из них; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы. Закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

    11

    Венок

    Образовательные цели: закрепление умения составлять план количества деталей; фиксировать план в табличной форме; выполнять работу в соответствии с планом; введение фиксации плана в виде эскиза при планировании размещения деталей на изделии.

    Задачи: осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы в паре; фиксированию плана в табличной форме и в эскизе; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план по количеству деталей; фиксировать план в табличной форме; выполнять работу в соответствии с планом; введение фиксации плана в виде эскиза при планировании размещения деталей на изделии.

    12

    Мозаика из частей квадрата

    Образовательные цели: формирование умения составлять план порядка сборки на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

    Задачи: актуализация и применение имеющихся знаний о геометрических фигурах на плоскости; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы; составлять план порядка сборки с фиксацией на эскизе и выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: формирование умения составлять план порядка сборки с обозначениями на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

    13

    Мозаика из частей ромба

    Образовательные цели: формирование умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, распределения работы в группе; умения выполнять работу в соответствии с планом.

    Задачи: актуализация и применение имеющихся знаний о геометрических фигурах на плоскости; осуществлять без помощи учителя групповое планирование выполнения работы; составлять план порядка сборки с фиксацией на эскизе и выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, распределения работы в группе; умения выполнять работу в соответствии с планом.

    14

    Фантазия из частей ромба

    Образовательные цели: контроль степени сформированности умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, предварительно составленному по своей фантазии;  умения выполнять работу в соответствии с планом.

    Задачи: актуализация и применение имеющихся знаний о создании эскиза из частей геометрических фигур в виде мозаики; осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки  с фиксацией на эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки изделия с фиксацией плана на эскизе, умения выполнять работу в соответствии с планом. Материал анализа сформированности этого умения.

    15

    Орнамент-аппликация из геометрических фигур

    Образовательные цели: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки и выполнять работу в соответствии с планом. Контрольная индивидуальная работа.

    Задачи: осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки;  с фиксацией на заданном эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки и выполнять работу в соответствии с планом. Контрольная индивидуальная работа. Материал анализа сформированности этого умения.

    16

    Аппликация человечка из геометрических фигур

    Образовательные цели: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки, распределять работу по изготовлению деталей  и выполнять работу в соответствии с планом. Делается предварительный выбор картинки и отбор необходимых трафаретов.

    Задачи: осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки;  с фиксацией на заданном эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план количества деталей, порядка сборки и выполнять работу в соответствии с планом. Контрольная индивидуальная работа. Материал анализа сформированности этого умения. Формирование умения делать отбор необходимых трафаретов по выбранной картинке.

    17

    Дом моей мечты 22.12

    Образовательные цели: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия, умения выражать замысел в виде эскиза, умения выполнять работу в соответствии с планом.

    Задачи: созданию эскиза из частей геометрических фигур в виде аппликации; осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки;  с фиксацией на  эскизе в индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия, умения выражать замысел в виде эскиза, умения выполнять работу в соответствии с планом. Работа индивидуальная.

    18

    Зона отдыха в парке

    Образовательные цели: развитие умения планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы, рефлексия групповой работы и использованных видов планирования.

    Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, вида и размещения деталей на основе изделия; выполнять работу в соответствии с планом; рефлексивному анализу своей групповой деятельности; умению предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: закрепление умения планировать (комплексное планирование количества, вида и расположения деталей, распределения работы для одновременного исполнения и последовательности работ) и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

    19

    У кого длиннее поезд

    Образовательные цели: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы.

    Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

    20

    Мебель для интерьера: стол и стул

    Образовательные цели: развитие умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы.

    Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

    21-22

    Стол

    Образовательные цели: развитие умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; развитие умения предъявлять результат работы.

    Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; умению предъявлять результат работы.

    Педагогический результат: формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

    23

    Машина

    Образовательные цели: контроль степени сформированности  умения планировать одновременную по операциям работу членов группы из 2-х человек и осуществлять свою деятельность в соответствии с планом.

    Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование одновременной по операциям работы для 2-х членов группы; выполнять работу в соответствии с планом самостоятельно.

    Педагогический результат: закрепление умения составлять план одновременной по операциям работы членов группы и его осуществлять. Контрольная индивидуальная работа. Материал анализа сформированности этого умения.

    24

    Чайник

    Образовательные цели: введение понятия «ситуация» и «проблема», формулирование проблемы в виде вопроса, развитие умения планировать при составлении плана-инструкции.

    Задачи: пониманию сути проблемной ситуации, её составляющих (условия и проблема) по тексту; осуществлению планирования инструкции для решения проблемы кого-либо.

    Педагогический результат: введение понятия «ситуация» и «проблема» для составления плана инструкции – способа решения проблемы.

    25

    Набрать воды из реки

    Образовательные цели: введение понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формулирование проблемы в виде вопроса, формулирование цели как ожидаемого результата развитие умения планировать - составлять план-инструкцию.

    Задачи: пониманию сути проблемной ситуации, её составляющих (условия и проблема) по тексту и рассказу; формулированию проблемы в виде вопроса; формулированию цели как ожидаемого результата; осуществлению планирования - составлению инструкции для решения проблемы кого-либо.

    Педагогический результат: введение понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции – способа решения проблемы.

    26

    Винегрет

    Образовательные цели: формирование умения различать понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формирование умения формулировать условия проблемной ситуации и проблемы в виде вопроса, формирование умения формулировать цель как ожидаемый результат; развитие умения планировать - составлять план-инструкцию.

    Задачи: пониманию сути проблемной ситуации, её составляющих (условия и проблема) по тексту и рассказу; выделению проблемы из проблемной ситуации, формулированию её в виде вопроса; формулированию цели как ожидаемого результата – нахождение способа решения проблемы; осуществлению планирования инструкции для решения проблемы.

    Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции для решения проблемы.

    27

    Куст сирени под окном

    Образовательные цели: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формирование умения формулировать кратко ситуацию и проблему в виде вопроса, формирование умения формулировать цель как ожидаемый результат; развитие умения планировать - составлять план-инструкцию.

    Задачи: понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат, как способ решения проблемы; осуществлению планирования - составлению инструкции для решения проблемы.

    Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции для решения проблемы. Контрольная индивидуальная работа. Материал для анализа сформированности этого умения.

    28

    Гирлянда

    Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию; развитие умения планировать и осуществлять свою деятельность в группе в соответствии с планом; введение понятия «повторение» в инструкцию.

    Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат, как способ решения проблемы; осуществлять самостоятельное планирование в группе изготовления деталей и изделий, распределения работы; выполнять работу в соответствии с планом и повторениями.

    Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана инструкции для решения проблемы. Введение понятия «повторение» в инструкции.

    29

    Безопасный переход улицы

    Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию; введение понятия «правило».

    Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат - способ решения проблемы; осуществлять планирование инструкции для решения проблемы; формулированию правила.

    Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана-инструкции для решения проблемы. Введение понятия «правило».

    30

    Безопасный переход улицы- 2

    Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, введение понятия «алгоритм внутри алгоритма»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма.

    Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат - способ решения проблемы; осуществлять планирование инструкции - алгоритма для решения проблемы; записывать инструкцию в виде алгоритма с условием, алгоритма, содержащего алгоритм.

    Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана-инструкции-алгоритма. Закрепление понятия «алгоритм». Введение понятия «алгоритм внутри алгоритма».

    31

    Фальшивая монета

    Образовательные цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, введение понятия «алгоритм внутри алгоритма»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма.

    Задачи: умению понимать проблемную ситуацию, её составляющие (условия и проблема) по тексту и рассказу; умению выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать её в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат - способ решения проблемы; осуществлять планирование инструкции - алгоритма для решения проблемы; записывать инструкцию в виде алгоритма с условием, алгоритма, содержащего алгоритм.

    Педагогический результат: усвоение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи для составления плана-инструкции-алгоритма. Закрепление понятия «алгоритм». Введение понятия «алгоритм внутри алгоритма».

    4. Календарно-тематическое планирование

    Тема занятия

    Часы учебного времени

    Плановые сроки прохождения

    Характеристика основной деятельности ученика

    План и планирование

    1 час

    • Получение «разрыва» для введения понятий «план» и «планирование»

    Украшение коробки

    1 час

    • осуществлять анализ объекта для определения количества деталей

    3.

    Украшение шапочки

    1 час

    • осуществлять анализ объекта для определения количества деталей и расположение их на изделии

    4.

    Украшение ёлочки

    1 час

    • осуществлять анализ объекта для определения количества деталей и расположение их на изделии

    5.

    Яблоки на яблоне

    Парная контрольная работа

    1 час

    • осуществлять анализ объекта для составления табличного плана по операциям
    • строить речевое высказывание в устной форме

    6.

    Цветок желаний

    1 час

    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    7.

    Одень куклу

    1 час

    • осуществлять  работу по заданному условию;
    • использовать речевые средства для презентации выполненной  работы

    8.

    Поздравительная открытка

    1 час

    • осуществлять  работу по условию, заданному учащимися;
    • использовать речевые средства для презентации выполненной  работы

    9.

    Зоопарк

    1 час

    • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
    • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения

    10.

    Венок

    1 час

    • осуществлять выполнение эскиза изделия; декодирование (расшифровку сокращений)

    11.

    Мозаика из частей квадрата

    1 час

    • осуществлять выбор эскиза, анализ объекта для определения количества деталей и вида деталей

    12.

    Мозаика из частей ромба

    1 час

    • осуществлять выбор эскиза, анализ объекта для определения количества деталей и вида деталей

    13.

    Мозаика из частей ромба

    1 час

    • осуществлять составление своей композиции;
    • планирование изготовления своей композиции

    14.

    Орнамент – аппликация из геометрических фигур

    Контрольная индивидуальная работа

    1 час

    • планирование порядка сборки, количества и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента

    15.

    Аппликация человечка из геометрических фигур

    1 час

    • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • использовать речевые средства для презентации выполненной  работы

    16.

    Дом моей мечты

    1 час

    • планирование эскиза, вида и количества геометрических фигур, порядок сборки;
    • осуществлять распределение работы между членами группы
    • адекватно использовать средства речи для решения различных коммуникативных задач

        17.

    Зона отдыха в парке-1

    1 час

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
    • планирование количества деталей, расположение на изделии, порядок сборки;
    • строить речевое высказывание в устной и письменной форме

    18.

    Зона отдыха в парке-2

    1 час

    19.

    Поезд - 1

    1 час

    • осуществлять сетевое планирование в виде «оптимального плана»;
    • адекватно использовать средства речи для решения различных коммуникативных задач;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    20.

    Поезд - 2

    1 час

    21.

    Стол и стул

    1 час

    • осуществлять сетевое планирование в виде «оптимального плана»;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    22.

    Стол

    Парная контрольная работа

    1 час

    23.

    Машина

    Индивидуальная контрольная работа

    1 час

    • парное планирование и индивидуальное выполнение плана за двоих;

    24.

    Чайник

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде инструкции;
    • производить кодирование для быстрой записи

    25.

    Налить воды из реки

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде инструкции - алгоритма;
    • производить кодирование для быстрой записи

    26.

    Винегрет

    1 час

    • осуществлять формулирование проблемной ситуации: условий и проблемы, проблемы в виде вопроса, цели;
    • осуществлять запись плана в виде плана инструкции - рецепт

    27.

    Куст сирени под окном

    Индивидуальная контрольная работа

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде инструкции - алгоритма;
    • производить кодирование для быстрой записи

    28.

    Гирлянда

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде инструкции  с циклом;
    • производить кодирование для быстрой записи

    29.

    Безопасный переход улицы - 1

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде алгоритма с 2-мя условиями;
    • производить кодирование для быстрой записи

    30.

    Безопасный переход улицы - 2

    1 час

    31

    Фальшивая монета

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде алгоритма в алгоритме

    32

    Овсяная каша

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана в виде рецепта

    33

    Бутерброд

    1 час

    • осуществлять выделение в ситуации проблемы и условия, формулирование проблемы в виде вопроса;
    • осуществлять запись плана

    6. Формы и средства контроля

    6.1 Индивидуальные и парные  контрольные  работы

    Содержание контрольных работ представлено в методическом пособии для учителей начальных классов «Проектная деятельность», автор: Н.Ю. Пахомова - М.: ИПЦ «Маска», 2010.- 136 с.

    7. Перечень учебно-методических средств обучения.

    Учебные и методические пособия:

    • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. –М.: ИПЦ «Маска», 2010. -136 с.

    • Пахомова Н.Ю.. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2-го класса начальной школы/ 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИПЦ «Маска», 2010. - 48 с.

    • Пахомова Н.Ю.. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя и студентов педагогических вузов.- 5-е изд., испр. и доп.. – М.: АРКТИ, 2011. -112 с. (Метод. биб-ка)

    • Пахомова Н.Ю.. Учебное проетирование в образовательном процессе современной школы: Монография. – М.: Изд-во СГУ, 2011. -144 с.

    • Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В., Суволокина И.В., Пухова Л.В., Касатова С.В.. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD –диск с Базой данных учебных проектов./3-е изд., исп. И допг. Дзержинский: ДМУП, «Информационный центр», 2012. – 52 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

    Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

    Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

    Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

    Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

    Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения.

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения....

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения.

    Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения....

    Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

    Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

    В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....