Социальный проект
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Апполонова Елена Викторовна

Выступление на областном семинаре "Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.

В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.

Социальный проект (слайд2)

-  это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования вашей деятельности;

- это воплощение любой вашей идеи в реальность;

- это возможность рассчитывать свои шаги к достижению цели с точностью до дней;

- это умение правильно использовать  свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников;

- это решение социально значимых проблем в вашем регионе (районе);

Задачи (слайд 3)

Из чего состоит проект?(Слайд4)

проблема – цель – задачи – механизм реализации (методы, методики, технологии) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап – это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована  объективными данными,  представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных  и качественных результатов. Каждый метод – это способ, с помощью которого решается  определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева).(Слайд5)

Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами  социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой чёткую цель –  задаём направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с чёткими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны способствовать определённым изменениям в среде.

Постановка проблемы

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.

Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех  проекта. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.

Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект, и её анализ. (Может получиться так, что проблема неактуальна).  При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Принципиально важным является определение тех индикаторов, т.е.показателей, которые в дальнейшем станут шкалой для измерения эффективности проекта.

Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока (слайд 7)

- актуальность решаемой социальной проблемы;

- диагностика возникновения и развития представленной проблемы;

- информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);

- соответствие решаемой проблемы содержанию предложенной номинации конкурса.

Цель проекта (слайд11)

Цель – наивысшая точка достижений, к которой стремится конкурсант в ходе реализации проекта.

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу,  определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться.

система критериев:

- конкретность (посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема);

- значимость (следует предполагать максимально оптимальное её решение);

- степень социальной применимости варианта решения проблемы (адекватность условиям реализации проекта);

- достижимость;

- ограниченность во времени (определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах).

 Фактически цель – это ваше уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи проекта

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

Признаки верного формулирования задач:

-   логичное и последовательное следствие решения проблемы;

-   взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

-  задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

-  представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Выполнение этих условий –и есть выполнение критериев, применяемых для оценки проектов.

Чем яснее и чётче (но не проще – это не всегда помогает) определены задачи, тем выше шансы завершить проект успешно. (Гиперссылка на визитную карточку)

Механизм (методы) реализации проекта(слайд 14)

Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

- соответствие механизма реализации цели и задачам проекта;

- соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

- соответствие деятельности заявленным результатам;

- реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета;

- взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

 (Видеофрагмент)

Этапы реализации проекта (Слайд 15)

Поэтапный календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

- наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

- реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность);

- описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

- возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства  и силы израсходованы, но эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили.

(Слайд 17- таблица с планом)

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

- соответствие результатов цели и задачам проекта;

- измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);

- реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Самое главное – слайд 19

Тиражируемость (без слайда)



Предварительный просмотр:

Визитная карточка социального проекта

Содержание

 

1.Тема проекта

Название:

 «Самый сказочный и небывалый»

 

2.Вид проекта

1.По доминирующей деятельности учащихся:

Практико-ориентированный (социальный проект) – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников образовательного процесса.

2. По характеру контактов:  Внутриклассный

 

3. По продолжительности:  Долгосрочный

3.Постановка проблемы

      Урок окружающего мира. Тема «Вегетативное размножение растений»

 

4. Цель

Озеленение школьного коридора

5. Задачи

изучить литературу по теме « Комнатные растения»;

изучить отдельные виды комнатных растений;

приобрести практические навыки по пересадке растений;

научиться ухаживать за комнатными растениями.

 

6. Ресурсы

Средства, необходимые для реализации проекта:

Методические: метод наблюдения, исследование

Кадровые (человеческие): учащиеся 3а и 3б классов, классные руководители, учитель биологии, родители

Материально-технические: приобретение одинаковых  цветочных горшков

 

 

7.План действий

1

Совещание творческой группы. Определение целей и задач проекта

Ноябрь

2

Чтение литературы о комнатных растениях

Декабрь

3

Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. Подготовка буклета «Уход за комнатными растениями»

Декабрь

4

Определение видов цветов для посадки, посадка растений

Декабрь

5

Уход за растениями

Декабрь- май

6

Презентация проделанной работы

Май

8.Ожидаемый результат

 Узнать много нового и интересного о комнатных растениях. Изучить научную литературу. По итогам изучения литературы о комнатных растениях составить буклет о правильном уходе за комнатными растениями. Научиться правильно пересаживать  растения, ухаживать за ними.

 Вырастить как можно больше цветов для школьного коридора и подарить их школе.

10.

Представление результатов

 Демонстрация

 

11. Анализ

Что изменилось в ходе реализации проекта ?

Обогатился личный опыт  детей, приобретение практических навыков,  навыков общения, умение планировать свою деятельность, воспитание трудолюбия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация социальных проектов в деятельности современной школы Выполнили Апполонова Е.В. Абашидзе Н.Е .

Слайд 2

Понятие социального проектирования это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования деятельности ; - это воплощение любой идеи в реальность; - это возможность рассчитывать свои шаги к достижению цели с точностью до дней; - это умение правильно использовать свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников; - это решение социально значимых проблем в регионе (районе ), школе, классе.

Слайд 3

Из чего состоит проект? Проблема Цели, задачи Методы, методики, технологии Механизм Этапы Результаты

Слайд 4

Задачи социального проектирования формировать активную жизненную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся ; – развивать в первую очередь исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки ; – формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности ; – развивать познавательный интерес учащихся ; – реализовывать принципы связи обучения и воспитания с жизнью

Слайд 5

Социальная среда Проблема Цель Методы Результаты

Слайд 6

Постановка проблемы разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса. Индикаторы Проблема, на решение которой направлен проект Анализ проблемы Анализ проблемы Решение проблемы

Слайд 7

Критерии актуальность решаемой социальной проблемы; - диагностика возникновения и развития представленной проблемы; - информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий); - соответствие решаемой проблемы поставленной задаче.

Слайд 8

Проект «Самый сказочный и небывалый»

Слайд 11

Цель проекта конкретность ; з начимость; достижимость. адекватность условиям реализации проекта; наивысшая точка достижений, к которой стремится учащийся в ходе реализации проекта.

Слайд 12

Задачи проекта конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проекта!

Слайд 13

Требования к постановке задач - логичное и последовательное следствие решения проблемы; - взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы; - задачи сформулированы чётко и конкретно ,; - представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Слайд 14

Методы реализации проекта соответствие механизма реализации цели и задачам проекта; - соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности; - соответствие деятельности заявленным результатам; - реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета ; - взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

Слайд 16

Этапы реализации проекта - наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность); - описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения; - возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

Слайд 17

Мероприятия № Мероприятие Сроки реализации 1 Совещание творческой группы. Определение целей и задач проекта Ноябрь 2 Чтение литературы о комнатных растениях. Декабрь 3 Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. Подготовка памятки «Уход за комнатными растениями» Декабрь 4 Определение видов цветов для посадки, посадка растений Декабрь 5 Уход за молодыми растениями Январь - май 6 Презентация проделанной работы Май

Слайд 18

Ожидаемые результаты соответствие результатов цели и задачам проекта измеримость реалистичность

Слайд 19

Можно увидеть, осмыслить, п рименить в реальной жизни Внешний результат Внутренний результат Опыт деятельности, знания, умения, компетенции и ценности

Слайд 20

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...

воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"

Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок  усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»

Основные принципы реализации проекта:непрерывность как механизм полноты и целостности образования ...