Тематический план на неделю в рамках концентрированного обучения
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Шубина Елена Владимировна

В разработке представлен тематический план на неделю по теме "Земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shubina_pogruzhenie_v_obraz.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема погружения: Земля

Охватывает материал по следующим предметам:

          1. История: Наши предки. Священное отношение славян к земле. Традиции, верования, обычаи, связанные с землей. Труд человека в древности.

          2. Литература: Устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Былины о богатырях русских.

          3. Природоведение: Почва. Свойства и состав почвы. Образование почвы. Горные породы и полезные ископаемые. Круговорот веществ в природе.

          4. Русский язык: Части речи (на материале устного народного творчества).

Рекомендуемая литература:

1. Афанасьев А.Поэтические воззрения славян на природу. В 3т.-т.2.-М.:Индрик,1994-784с.

2. Коринфский А.А.Народная Русь (Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа) Смоленск: Русич,1995-.

3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск: Русич, 1995.

4. Юдин Т.  Птица Сирин и всадник на белом коне: М: Детская литература.1991.

5. Пузицкий В.

Цели и задачи.1.Познакомить учащихся с традициями, верованиями, обычаями славян.

                         2.Формировать представление о литосфере как земной оболочке, о круговороте веществ в природе.

                         3.Сформировать доброе отношение к земле.

                              ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Первый урок: История. «Наши предки. Священное отношение славян к земле. Традиции, верования, обычаи, связанные с землей. Труд человека в древности».

На доске записан материал для обсуждения:

 

Земля-матушка.

Мать-сыра-Земля.

Земля-кормилица, матушка родимая.

Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей.

Мать-сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает.

Поклонись матушке – землице, наградит тебя сторицей.

Как ни добр кто, а не добрей  Матери-сырой-Земли.

Корми – как земля кормит, учи, как земля учит, люби, как земля любит.

Этап урока

           

                           Ход урока

Примечания

1

Дети рассматривают фотографию девушки в русском народном костюме.                                                                                                      

Делаем вывод: в одежде, в пейзаже - любовь к Земле. Первое и главное  занятие человека - земледелие. Это занятие считалось на Руси самым почетным.

2

Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри»

Идет беседа о том, кто изображен, как вооружены богатыри. Зачем вооружены богатыри.

Делаем вывод: Защита земли русской - долг каждого русского человека. Народ наш доброжелательный, но меч всегда наготове держит.

3

Выразительное чтение былины: «Исцеление Ильи Муромца», специально подготовленными детьми.

Чтение пословиц о земле.

4

Учитель: Ничего нет для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли - живущий, кормящийся ее щедротами, русский народ - пахарь, дышащий одним дыханием с природой, исполнен к матери –сырой - земле истинно сыновней любви и почтительности. Хлеборобы говорили: «От Земли взят, Землей кормлюсь, в землю пойду.»

5

Эвристическая беседа в ходе которой даётся понятие почвы, видов горных пород (с записью в тетради)

Второй  урок: Русский язык.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1

Чистописание.

На родной земле хоть умри, но с неё не сходи.

2

Словарная работа.

Родина.

Народ

Россия

Русский язык

3

Работа с текстом.

В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок- деревня, улица, дом, где он родился.

                       

День второй.

Первый урок: Природоведение.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1

Не могу солгать - земля слышит.

На земле правдой живи, тогда земля и твоим детям будет кормилицей.

В земле деды – прадеды лежат, всякое слово из земли слышат.

Пословицы записаны на доске.

2

Учитель: Чем – бы крестьянин не занимался, работал ли, отдыхал, а перед землёй ответ держал всегда. До нас дошли крылатые выражения:

- Чуть сквозь землю не провалился.

- Земли под собой не видел.

- Хоть из под земли достань.

- От меня и сквозь землю не уйдёшь.

До нас дошли загадки:

- Что на свете сытнее всего?

- Меня бьют, колотят, ворочают и режут, а я всё терплю и всем добром плачу?

Обсуждение крылатых выражений.

Обсуждение загадок.

3

Беседа.

Учитель: Что такое горная порода, какие горные          породы вы встречали, как их использует человек? Рассматривают фотографии обнажений земной коры, учатся различать естественные и искусственные обнажения и зарисовывают их в тетрадь.

Почва

Песок

Глина

Камни

Фотографии обнажений земной коры.

4

Просмотр видеофильма «Известняковые пещеры»

Второй  урок: Русский язык.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1

Чистописание.

При солнышке тепло, при матери добро.

2

Словарная работа.

а) найди в словаре слова на ту же орфограмму что и солнце (лестница, праздник)

б) работа со словами товарищ и отец

3

Учитель обращает внимание слово солнце и просит подобрать слова на ту же орфограмму.

Счастливый

Доблестный

Грустный

Сердце

День третий.

Первый урок: Природоведение. «Как разрушаются камни?»

1

Беседа. Актуализация опорных знаний.

  1. Приведи примеры горных пород?

- твёрдых

- жидких

- газообразных

  2. Запись на доске:

                              Горные породы

         твёрдые              жидкие             газообразные

железная руда            вода                  природный газ

каменный уголь        бензин               сероводород

каменная соль            нефть                газировка

рафинад

  3. Назови предметы, для изготовления которых применяется глина и песок.

  4.  Глина легко размывается дождём. Почему стены кирпичных домов не размываются дождём.

   5. Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины?

   6. Какой известняк самый прочный?

   

Убери лишнее.

Запиши в тетрадь

2

Сообщение темы.

Сегодня мы узнаем о силах, которые разрушают горы.

  1. Что происходит с жидкостью при нагревании, при охлаждении.

  2. Интересно, как ведут себя твёрдые тела при нагревании, при охлаждении. (Опыт с монетой)

3

Рассказ.

- В природе в солнечные тёплые дни камни сильно нагреваются, а по ночам - остывают. То есть расширяются и сжимаются. (Камни в костре).

- В трещины попадает вода. Зимой она замерзает и расширяется. Лёд с силой давит на стенки, трещины увеличиваются.

- В трещины ветер заносит семена. На  камнях вырастают травы, кустарник, деревья. Корни ещё больше разрушают трещины.

- Сильный ветер выдувает мелкие частицы.

- Потоки воды после дождя подхватывают камни, перекатывают их, перетирают и постепенно превращают их в песок и глину.

4

Работа в тетради.

                                 Разрушение гор

     Колебания           Вода             Ветер            Растения

   температуры

День четвёртый.

Первый урок: Природоведение. «Почва  верхний плодородный слой земли»

1

Обсуждается пословица:

- Человек на Земле живёт - как трава растёт.

Рассказ учителя.

Мать – Сыра – Земля представлялась воображению славян – язычников живым существом. Травы, цветы, кустарники и деревья – пышные волосы, каменные скалы принимали они за кости, Цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью Земли была вода. Земля сотворена, как человек. Когда Землю мучает жажда – она пила дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях, сном засыпала в зимнюю стужу, прикрываясь снегом, пробуждалась весной с появлением солнца.

2

Блиц – турнир.

1. Что происходит с твёрдыми телами при нагревании, при охлаждении?

2. Почему при изменении температуры образуются трещины?

3. Какую роль при разрушении скал играют:

     Колебания           Вода             Ветер            Растения

   Температуры

4. Во что превращаются камни?

3

Сообщение темы.

                                       Бьют меня ногами,

                                       Режут грудь ножами

                                       Каждый хочет растоптать

                                       А я с подарками опять   (Земля)  

Есть на Земле чудесная кладовая. Весной положи в неё мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Это не сказка. Что это за кладовая?

4

Работа в тетради.

Запись темы. Плодородный слой разных почв составляет от 2-3 сантиметров, до 150-200 сантиметров.

В тетради последовательно заполняется схема:  

                                        Перегной

              Воздух                                             Вода

                               Почва

              Песок                                               Глина

                                           

                                            Соли

5

                        Практическая работа.

Опыт 1.

В стакане растворяется почва, из неё выходят пузырьки воздуха.

Опыт 2.

Нагреваем почву, держим над ней стекло, которое запотевает.

Опыт 3.

Продолжаем нагревать почву, чувствуется запах горящего перегноя - остатки животных, растений (Гумус).

Опыт 4.

В воде растворилась почва, на дно осела глина и песок, а на поверхности плавают остатки животных и растений.

Опыт 5.

Несколько капель воды из почвы капнуть на стекло и нагреть.

Останется белый налёт – это соли.

6

Работа с учебником.

Страница 112.

Образование почвы началось с появлением живых существ. Процесс почвообразования непрерывен. Где почва плодороднее – в лесу или на лугу?

Посмотрите на линейку – 5 сантиметров – такой слой почвы может образоваться за 2000 лет. Это очень медленно, следовательно, её нужно охранять.

В образовании почвы принимают участие: растения, животные, бактерии, грибы.

7

Круговорот веществ в природе.

                                    Животные

           Растения                                   Микроорганизмы      

                            Соли                     Перегной

Второй урок: Русский язык.

1

Чистописание.

Счастливым и красивым делает человека труд.

2

Словарная работа.

Работа

Молоток

Топор

Рабочий

Завод

3

Письмо по памяти.

Трактористу – слава в поле,

А твоя работа – в школе,

Труд твой тоже на виду.

Слава честному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по концентрированному обучению татарскому языку в Урсалинской СОШ РТ.

Опыт работы по новому УМК Р.Р.Нигматуллиной "Татарча да яхшы бел"....

учебно-тематический план занятий по футболу 1 год обучения

Учебно - тематический план занятий по футболу1 – ый год обучения№Наименование темыКоличество часовВсегоТеоретические занятияПрактические занятия12345678910 Физическая культура и спорт в России.Ра...

План проведения мероприятий в рамках тематической недели в начальной школе

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, 2018-2019 УЧ.ГОД. 04.02.19- 15.02.19 ДЕВИЗ:«К ЗНАНИЯМ ВЕСЕЛО ШАГАЙ,ТРУДНОСТИ С УЛЫБКОЮ ПРЕОДОЛЕВАЙ!» Цели: 1. Создание условий для раскрытия ...

План проведения мероприятий в рамках тематической недели в начальной школе

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, 2019-2020 УЧ.ГОД. 03.02.19- 14.02.19 ДЕВИЗ:«К ЗНАНИЯМ ВЕСЕЛО ШАГАЙ,ТРУДНОСТИ С УЛЫБКОЮ ПРЕОДОЛЕВАЙ!» ...

Календарно-тематический план ДООП "Крокус" (валяние) в рамках дистанционного обучения 1-ый год обучения

Отличительные особенности выражены в разработке содержания, форм и методов обучения, необходимых в период дистанционного обучения и направленных на продуктивное взаимодействие педагога и обучающ...