Психологические особенности подготовки педагога.
учебно-методический материал по теме

Федорова Ксения Вячеславовна

Психологические особенности подготовки педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikh.osob_.podgotovki_pedagoga.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

На тему: «Психологические особенности подготовки педагога»

Федорова К.В., учитель начальных классов.

Санкт-Петербург

2014 г.

Психологические особенности подготовки педагога

Помогающая деятельность предполагает определенный тип личности специалиста, определенные личностные предпосылки и качества, которые развиваются в ходе профессиональной самореализации человека, в данном случае педагога.  

Компоненты профессионального мастерства педагога

Педагогическая направленность (призвание) – «устойчивое стремление педагога заниматься своей деятельностью», [4] которое формируется на базе двух мотивационных образований – склонности к педагогической деятельности и интереса в определенной сфере знаний (учителя-предметники).

Доминирующая черта личности педагога – любовь к детям (в контексте чуткого и внимательного отношения к каждому ребенку), которая преобразуется в интерес к работе с детьми.

Знания (эрудиция) педагога – определяют возможности педагога в его педагогической деятельности. Эрудиция складывается из общих знаний (литературы, истории, искусству и т.д.), характеризующие мировоззрение и общую культуру педагога и социальных знаний, которые необходимы для преподавания предмета (психолого-педагогические, медико-биологические, знания по своему предмету).

По мнению Ильина Е.П. знания, которыми должен обладать педагог можно разделить на такие как:

- теоретические (закономерности работы организма и психики человека, принципов обучения и воспитания);

- практические (как нужно выполнять то или иное задание, эксперимент);

- методические (возможность ответить на вопрос, как научить обучающихся выполнять то или иное действие).

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить обучающегося из одного  состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания. [3]

Умения педагога – «практическое владение способами выполнения  отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности». [4] Умения преобразуются в навыки.

Выделяют операциональные умения, касающиеся отдельных действий и деятельностные – осуществление какой-либо деятельности.

Операциональные умения педагога Кузьмина Н.В делит на конструктивные (планирование), организаторские, коммуникативные (включая ораторские), гностические (изучение ребенка), двигательные.

Способности и профессионально важные качества педагога – придают своеобразие его общения с обучающимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Психические качества личности педагогов: (по Гоноболину Ф.Н.) [1]

- дидактические способности (реконструирование материала);

- экспрессивные способности (речь, мимика);

- организаторские способности (порядок, дисциплина);

- педагогическая интуиция (проницательность, догадка);

- суггестивные способности (внушение);

- академические способности (предмет);

- способность быстро ориентироваться;

- наблюдательность и внимание.

Последнее Кузьмина Н.В. обозначила как психологическая зоркость.

Также Гонолобин Ф.Н. выделил желательные (справедливость, человечность, честность) и нежелательные личностные качества (раздражительность, нетерпеливость, поспешность выводов) педагога.

Все профессионально важные качества педагогов можно разделить на следующие группы: мировоззренческие (чувство ответственности), нравственные (правильное поведение) по Макаренко А.С. – это педагогический оптимизм, куммуникативные (включая педагогический такт), волевые (выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость), интеллектуальные, включая перцептивные (оперативность мышления, экстраполирование-предвидение), аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти) и двигательные или психомоторные (особенно важны для учителей технологии и физической культуры).

Ершова Л.В. отмечает необходимость для педагога социального интеллекта (понимание и себя и остальных, связанного с познанием поведенческой информации). [2]

Педагогическая профессия относится к типу «Человек - Человек». Этот  тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми; потребностью в общении; быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей; быстро разбираться во взаимоотношениях людей; хорошо помнить и держать в уме знания о личностных качествах многих и разных людей. Человеку этой профессиональной деятельности свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, создавать условия для удовлетворения потребностей людей; умение слушать и выслушивать; уверенность, что человек всегда может стать лучше; способность сопереживания; широкий кругозор; коммуникативная культура; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции. Перечисленные качества и способности определяют вектор направленности личности педагога на личность обучающегося, как на субъект образовательного процесса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что овладению педагогическим мастерством способствует устойчивый интерес и склонность к работе с молодежью, наблюдательность и терпеливость, способность к анализу, систематизации и обобщению, творческое воображение и педагогический такт, а также эмоциональная стабильность и высокая степень стрессоустойчивости.

Список литературы

  1. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1.
  2. Ершова Л.В. Специфика социального интеллекта преподавателей высшей школы // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. – СПб, 2006.
  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
  4. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ...

Психологические аспекты подготовки к школьному обучению. Советы учителя родителям

В данной работе мы рассмотрим практические советы психолога Н.О.Зиновьевой, которые учитель может предложить родителям будущих первоклассников на классном собрании....

Взаимосвязь особенностей профессионального общения и психологических особенностей учителя

     Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индиви...

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

Психологические аспекты подготовки к диктанту. Особенности коррекционной работы с обучающимися с ЗПРР.

laquo;Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский.В данном материале предлож...

В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.

Педагог: Кузнецова Елена СергеевнаГБУ ДО ЦДЮТТ Московского районаГБНОУ "Балтийский берег"Санкт-Петербург2020 годМетодическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма....