" Явление природы" интегрированный урок по теме " Письмо разделительного мягкого знака"
план-конспект урока (1 класс) на тему

На уроке используется произведение П.И. Чайковского " Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavleniya_prirody.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Явления природы

(П.И. Чайковский «Времена года»)

Интеграция предметов: обучение грамоте и письму, ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Письмо разделительного мягкого знака».

Цели урока: учить детей различать слова с разделительным мягким знаком, писать слова с мягким знаком; развивать навык красивого правильного письма4 формировать умение писать по памяти; воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру.

Оборудование: цветные карандаши, аудиозапись музыки П. Чайковского «Времена года».

Ход урока

1. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

- Что вы знаете о согласных звуках?

- Почему одни из них произносятся твёрдо, а другие мягко?

- От чего зависит мягкость согласного звука в слове и слоге?

- Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твёрдый характер?

- Какой характер у вас?

- Все ли буквы, обозначающие мягкость согласного звука, мы уже умеем писать?

2. Физкультминутка

(Упражнения для пальчиков.)

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап-кап-кап!

Где сучок дивно засох,

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Ктонашёл его друзья?

Это я ,я, я!

3. Штриховка «Тучка»

Над тобою, надо мною.

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. (Дождевая туча.)

- На доске нарисована тучка. Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождём.

(Дети штрихуют в альбомах тучку, рисуют капельку дождя. Звучит музыка.)

- Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я её не выпущу и оставлю в классе, пусть она посмотрит, как умеем красиво писать, пусть она послушает, как умеем читать, рассказывать. Сегодня на уроке буднем учиться писать разделительный мягкий знак, слова с этой буквой.

4. Работа в прописях

- Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть?

- Откройте прописи и нарисуйте капельку дождя, которая наша гостья подарила каждому.

- На какую букву похожи капельки воды?

- Обведите травку, которую поливает дождик.

(Ученики работают в тетради.)

Тучки по небу плывут,

Дождик летний нам несут.

Тучки в тучку собрались,

Ливнем сильным пролились.

Прогремел июльский гром –

Стало всё свежо кругом.

Чистый лес, и сад, и луг –

Как красиво всё вокруг!

А. Кочергина

- Ребята! Прошёл дождь, везде лужи. А куда потом дождевая вода девается? (Часть впитывается в землю, часть сбегает в ручьи, реки и озёра а часть испаряется в воздух от тепла и солнца.)

- Та вода, которая от тепла превращается в пар и поднимается в виде пара высоко в небо, вновь на большой высоте превращается сначала в облачко, облачко попадает в холодные потоки воздуха, пар от этого превращается в капельки воды, и вновь выпадает дождь. Таким образом происходит круговорот воды в природе.

- Ребята, у вас на партах лежат вырезанные из альбомных листов мягкие знаки.

(Размер 6*7 см).

- Предлагаю их красиво заштриховать в различных направлениях. А это время для вас будет звучать музыка П. Чайковского из цикла «Времена года».

- Как вы думаете, какое время года можно связать с прослушанной вами музыкой? Почему вы решили, что это летние мелодии?

- В музыке композитора П.И. Чайковского ярко выразилась его любовь к родине, народу и природе, вера в духовную красоту человека. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта. В поэтическом цикле фортепьянных пьес «Времена года», с мудрой и гениальной простотой охвачен круговорот жизни природы и человека. Поэтические образы родной природы в пьесах летних месяцев связаны с крестьянским трудом. Июль и август – время уборки урожая сельская страда. «Песнь косаря» отличается о других пьес «Времен года» размеренный ритм, напоминающий чёткие движения косаря, характер пьесы бодрый, жизнерадостный, мелодия близка к народной песне.

1. Письмо и анализ буквы Ь.

(При написании элементов буквы Ь и самой буквы тихо продолжает звучать музыка.)

2. Письмо слов с разделительным Ь.

(Учитель говорит под мелодию весенних пьес П. Чайковского.)

- Дождевая капелька зовёт нас в весенний лес. Как приятно вдыхать запах первых весенних цветов, слушать жужжание пчёл, смотреть суету муравьёв и птиц.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки,

Сорвали все букашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево.) 

- «Дерево – деревья». Прочитайте первое слово, определите сколько слогов в этом слове?

- Назовите ударную гласную?

- Назовите безударные гласные? Обратите на них внимание. (Аналогичная работа со словом «деревья».)

- В каком слове согласный звук не сливается с гласным?

- Какой буквой это покажем на письме?

- Запишите эти слова. В каком месте при написании данных слов легко допустить ошибку?

- Ребята! Я прочитаю стихотворение А. Кочергиной «Апрель». А вы затем назовёте слова, в которых бы написали мягкий знак.

Набухают почки,

Появляются листочки.

Всюду гомон, птичья трель –

Это в лес пришёл апрель.

- И у П. Чайковского есть небольшая пьеса «Апрель». Прослушайте её.

- Какие чувства вам навеяла эта мелодия?

- Напишем предложение: «Пьеса это апрель».

(Аналогичная работа проводится со словами лист – листья.)

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором,

Колья – Колей никогда.

- Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова:

пей – пью

лей – лью

- Запишите слова с комментированием.

- Как понимаете значение этих слов?

- Составьте предложение со словами «пьют», «льют», «вьют».

 - Разделительный Ь показывает, что при произношении согласный звук перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю не сливается с гласными звуками.

3. Письмо сочетаний букв ЛЬЁ, ЛМЬЁ, НЬЕ, ТЬЯ, ТЬЁ, ШЬЁ, РЬЯ, ПЬЯ, ЧЬИ.

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

6. Работа над предложением

- Прочитайте предложение и подумайте, о чём в нём говорится?

«У воробья перья серые».

(Разбор орфограмм. Запись предложения с проговариванием. Проверка.)

7. Работа над формой букв Ь, О, Д, Я.

- Найдите общий элемент.

- Запишите по 4 буквы.

8. Итог урока

- Что нового узнали о Ь?

- Когда пишется разделительный Ь?

- Какую роль в слове играет мягкий знак?

- Кто запомнил, как образуется дождь?

- Почему бывают грозы?

- А кто знает, почему бывает роса на траве?

- Уроки ознакомления с окружающим миром, литературное чтение помогут нам больше узнать об окружающей нас действительности. Помогут вам в этом и уроки музыки. В 1876 году, почти 140 лет тому назад были написаны композитором пьесы «Времена года», но до сих пор они являются любимыми произведениями музыкантов и слушателей всего мира. Они близки и дороги нам потому, что прежде всего мы в них ощущаем горячую любовь композитора к родной природе, земле и народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"

Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку....

Урок по русскому языку "Разделительный мягкий знак" в 2 классе (Занков)

Урок с применением технологии развития критического мышления, интерактивных методов обучения....

Использование на письме разделительного мягкого знака.

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"...

план к уроку русского языка 2 кл по теме "Правописание разделительного мягкого знака"

план к уроку русс.яз 2 кл по теме правописание раздеительного мягкого знака...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....