Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Овчинникова Тамара Борисовна

Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspkt_russkogo_yazyka_2kl.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела  Овчинникова Т. Б.- учитель нач. классов МОУ «Средняя школа №35»

Тема урока: Правописание разделительного мягкого знака.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь;

совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь;

развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;

воспитывать интерес к русскому языку.

 Ход урока

I. Организационный момент.

 

II Актуализация знаний.

А) - Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?

 Слева от меня – согласный,

 Справа – е, ё, и, ю, я.

 Чтобы не было слиянья,

 Разделил их ловко я.

(разделительный мягкий знак)

Б) Повторение материала о йотированных гласных е, ё, и, ю, я.

На доске рисунки с изображением  белки, ежа, зайца, тюленя. Под рисунками слова с пропущенными буквами.

- Посмотрите на слова под рисунками. Какое задание надо выполнить? (вставить пропущенные буквы)

Ученики называют буквы.  Карточки с буквами открывает учитель.

- Прочитайте буквы, которые вставили.

- Что вы знаете об этих буквах? (они йотированные)

-  Почему? (могут обозначать 2 звука)

- В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака)

- Есть ли среди данных слов такие слова, в которых одна из букв обозначает два звука? (заяц, ёж)

- Вспомним, какие звуки обозначают йотированные гласные, когда они обозначают два звука.

[й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]

(На доске карточки.)

Задание-карточку с транскрипцией расположить под буквой, которая соответствует ей.

я        е        ё        и        ю

[й’а]         [й’э]        [й’о]        [й’и]        [й’у]

III. Введение в тему. Сообщение темы урока.

IV. Развитие умений – применение знаний.

1) Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака.

а) Послушайте загадки тигрёнка Усика, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки.

    Ходит к реке смело

    Весь в наряде белом.

    У него на ножках

    Красные сапожки.    

   

    Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест клубнику, мёд,

 А зимой сосёт он лапу.  

Хвост крендельком,

Нос пятачком.

Ест бананы, сладости,

К общей детской радости.

(гусь, медведь, свинья)

- Проверим, какие слова вы запомнили?  Запишите эти слова в тетрадь.

Проверка записи слов с доски.

б) Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак)

Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком)

Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь,  медведь)

Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна)

в) Слайд «Мягкий знак – показатель мягкости»

Посмотрите на доску.

Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)

г) Слайд «Разделительный мягкий знак»

Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’])

Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников)

Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук)

д) Прочитайте сочетания букв (мья, льё, нью, тье, чьи)

Подберите слова, в которых есть эти сочетания букв (семья, комья, льёт, платье, птичьи.)

Запишем под диктовку по 1 слову с каждым из этих сочетаний: семья, платье, птичьи, льёт.

Физкультминутка

е) Упражнение в распознавании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости

- Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.

Слайд с домиками

- Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)

- Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья)

- Задание: запишите слова по вариантам.

1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;

2 вариант – с разделительным мягким знаком.

Проверка. Под диктовку учащихся учитель с помощью мыши переносит слова в соответствующие домики.

V.  Употребление в словах  разделительного мягкого знака.

1) Послушайте рифмовку и найдите в ней слова, похожие по звучанию.

Буратино взял перо,

чтоб писать письмо Пьеро.

У стола ждёт Артемон –

самый быстрый почтальон.

Какие слова похожи по звучанию? (перо – Пьеро)

(Учитель показывает карточки с этими словами)

А есть ли разница в написании этих слов? (слово «Пьеро» пишется с разделительным мягким знаком; Пьеро – это имя собственное, поэтому пишется с большой буквы)

2) На доске записано предложение. Прочитайте его.

Кол...я приготовил кол...я для палатки.

Что заметили в этом предложении? (есть слова похожие по звучанию)

Назовите их (Коля – колья)

Одинаково ли пишутся эти слова? (нет; в слове колья пишется разделительный мягкий знак, а в слове Коля – нет)

(В предложение, записанное на доске вставить пропущенные буквы)

Коля приготовил колья для палатки.

3) Придвиньте карточки. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

В парке мы встретили Дар...ю.

Я дар...ю маме подарок.

На карточках вам даны предложения, в которых так же есть слова, похожие по звучанию. Прочитайте предложения про себя.

Чтобы всем было понятно, прочитаем предложения вслух (чтение предложений 1 учеником)

Подумайте, как правильно надо написать эти слова. Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Проверка. Как написали слова?

4. Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки.

Слайд «Письмо Деду Морозу»

Ребята, лесные жители написали Деду Морозу письмо.[4] Но в него закрались ошибки. Помогите лесным жителям и исправьте ошибки в словах.

(Ученики называют ошибки, учитель их исправляет)

Как вы думаете, довольны ли лесные жители тем, как вы исправили ошибки? (довольны)

(на слайде включается звуковой сигнал – рев медведя)

Теперь Дед Мороз принесет жителям леса лыжи? (да)

(на экране с помощью мыши учитель из мешка вытаскивает лыжи)

IY. Итог урока. Рефлексия.

  1. Что повторяли на уроке?

-Умеете ли вы теперь писать слова с разделительным мягким знаком?

Y.Домашнее задание:

записать слова с разделительным мягким знаком в «Тетрадь умных правил»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"

Урок проведен во 2 классе по прогамме "Школа 2100"...

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак" с презентацией...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Разделительный мягкий знак".

В презентации содержится игра на закрепление нового материала....

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"

Урок открытия новых знаний,  направлен на формирование у обучающихся предметных знаний  по теме и  метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...