Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspkt_russkogo_yazyka_2kl.doc | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела Овчинникова Т. Б.- учитель нач. классов МОУ «Средняя школа №35»
Тема урока: Правописание разделительного мягкого знака.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь;
совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь;
развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний.
А) - Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?
Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
(разделительный мягкий знак)
Б) Повторение материала о йотированных гласных е, ё, и, ю, я.
На доске рисунки с изображением белки, ежа, зайца, тюленя. Под рисунками слова с пропущенными буквами.
- Посмотрите на слова под рисунками. Какое задание надо выполнить? (вставить пропущенные буквы)
Ученики называют буквы. Карточки с буквами открывает учитель.
- Прочитайте буквы, которые вставили.
- Что вы знаете об этих буквах? (они йотированные)
- Почему? (могут обозначать 2 звука)
- В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака)
- Есть ли среди данных слов такие слова, в которых одна из букв обозначает два звука? (заяц, ёж)
- Вспомним, какие звуки обозначают йотированные гласные, когда они обозначают два звука.
[й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]
(На доске карточки.)
Задание-карточку с транскрипцией расположить под буквой, которая соответствует ей.
я е ё и ю
[й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]
III. Введение в тему. Сообщение темы урока.
IV. Развитие умений – применение знаний.
1) Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака.
а) Послушайте загадки тигрёнка Усика, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки.
Ходит к реке смело
Весь в наряде белом.
У него на ножках
Красные сапожки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Хвост крендельком,
Нос пятачком.
Ест бананы, сладости,
К общей детской радости.
(гусь, медведь, свинья)
- Проверим, какие слова вы запомнили? Запишите эти слова в тетрадь.
Проверка записи слов с доски.
б) Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак)
Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком)
Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь, медведь)
Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна)
в) Слайд «Мягкий знак – показатель мягкости»
Посмотрите на доску.
Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)
г) Слайд «Разделительный мягкий знак»
Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’])
Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников)
Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук)
д) Прочитайте сочетания букв (мья, льё, нью, тье, чьи)
Подберите слова, в которых есть эти сочетания букв (семья, комья, льёт, платье, птичьи.)
Запишем под диктовку по 1 слову с каждым из этих сочетаний: семья, платье, птичьи, льёт.
Физкультминутка
е) Упражнение в распознавании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости
- Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.
Слайд с домиками
- Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)
- Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья)
- Задание: запишите слова по вариантам.
1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;
2 вариант – с разделительным мягким знаком.
Проверка. Под диктовку учащихся учитель с помощью мыши переносит слова в соответствующие домики.
V. Употребление в словах разделительного мягкого знака.
1) Послушайте рифмовку и найдите в ней слова, похожие по звучанию.
Буратино взял перо,
чтоб писать письмо Пьеро.
У стола ждёт Артемон –
самый быстрый почтальон.
Какие слова похожи по звучанию? (перо – Пьеро)
(Учитель показывает карточки с этими словами)
А есть ли разница в написании этих слов? (слово «Пьеро» пишется с разделительным мягким знаком; Пьеро – это имя собственное, поэтому пишется с большой буквы)
2) На доске записано предложение. Прочитайте его.
Кол...я приготовил кол...я для палатки.
Что заметили в этом предложении? (есть слова похожие по звучанию)
Назовите их (Коля – колья)
Одинаково ли пишутся эти слова? (нет; в слове колья пишется разделительный мягкий знак, а в слове Коля – нет)
(В предложение, записанное на доске вставить пропущенные буквы)
Коля приготовил колья для палатки.
3) Придвиньте карточки. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
В парке мы встретили Дар...ю.
Я дар...ю маме подарок.
На карточках вам даны предложения, в которых так же есть слова, похожие по звучанию. Прочитайте предложения про себя.
Чтобы всем было понятно, прочитаем предложения вслух (чтение предложений 1 учеником)
Подумайте, как правильно надо написать эти слова. Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Проверка. Как написали слова?
4. Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки.
Слайд «Письмо Деду Морозу»
Ребята, лесные жители написали Деду Морозу письмо.[4] Но в него закрались ошибки. Помогите лесным жителям и исправьте ошибки в словах.
(Ученики называют ошибки, учитель их исправляет)
Как вы думаете, довольны ли лесные жители тем, как вы исправили ошибки? (довольны)
(на слайде включается звуковой сигнал – рев медведя)
Теперь Дед Мороз принесет жителям леса лыжи? (да)
(на экране с помощью мыши учитель из мешка вытаскивает лыжи)
IY. Итог урока. Рефлексия.
- Что повторяли на уроке?
-Умеете ли вы теперь писать слова с разделительным мягким знаком?
Y.Домашнее задание:
записать слова с разделительным мягким знаком в «Тетрадь умных правил»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)
Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"
Урок проведен во 2 классе по прогамме "Школа 2100"...
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак" с презентацией...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Разделительный мягкий знак".
В презентации содержится игра на закрепление нового материала....
Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"
Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"
Урок открытия новых знаний, направлен на формирование у обучающихся предметных знаний по теме и метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...