Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"
    план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

    Урок проведен во 2 классе по прогамме "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Разделительный мягкий знак.95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска Республики Башкортостан

    Районный конкурс: «Симфония урока».

    Предмет: русский язык

    Тема: «Разделительный мягкий знак».

    Подготовила:  Коровкина Марина Васильевна                                                                      учитель начальных классов                                                                                                             высшая квалификационная категория

    2011 г.

    Тема: Разделительный мягкий знак.

    Задачи:

    образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

    развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

    воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;

    социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

    Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

    Оборудование: сигнальные карточки зеленого и красного цветов, презентация,  опорные схемы, веер с гласными буквами.

    Категория детей: 2 класс

    Ожидаемый результат: 

    -высказывать собственные суждения;

    -критически относиться к мнениям других;

    - формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;

    - повышение активности на уроках;

    - улучшение результатов обучения.

    Этапы урока

    Ход урока

    Методические комментарии

    I. Самоопределение к деятельности.

    –Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе - сотрудничать.                  «Мы группа, значит, мы способны действовать».                                           Слайд

    - Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения. (садитесь)

    Мы будем работать в группах.

    -Какие правила работы в группе вы должны помнить?

    1. Помогать друг другу                                     Слайд                                                            
    2. Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
    3. Говорить тихим голосом
    4. Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
    5. Отвечать за успехи каждого  
    6. Умей слушать других.                                                                                                                                                                         

     -Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд;

    -Девиз нашего урока: «Помогая другим, учимся сами».                                                                  Слайд

    -Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

           

                                                                                       Говорят дети, соединив вместе руки,  перед началом работы.      

    Дети называют правила работы в группе.  

    Подведение итога учителем.                            

    Физминутка «Ладошки».  (музыкальная)                                       

                                                                                Слайд

    Массаж пальцев, подготовка их к письму.                                         

    II.Чистописание.

    Откройте тетради. Запишите число, классная работа.                                                            Отгадайте загадку:                                                     День и ночь стучит оно, словно бы заведено.                                                                                                     Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

    (Cердце)                                                   Слайд

       В течение всей жизни человека сердце, действуя наподобие насоса, проталкивает кровь по сосудистой системе.  В 1 мин сердце человека сокращается примерно 70 раз.

    Любые отрицательные эмоции плохо сказываются на вашем сердце. Поэтому сердце нужно беречь с детства.

    -Выделите первый звук в отгадке.  [С]

    -Расскажите о нем. (согласный, глухой, мягкий, обозначим буквой «эс»).

    Запись: Сс, Ссс, Сссс….  

    Повторение правила посадки, положения тетради при письме.

    Рассказ  учителя.

    Определить закономерность, повторить каллиграфическое написание букв.

    III.Словарная работа.    

    Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.                                       Слайд

    К…ньки, т...традь, мальч…к, м…рковь, п...льто, м…дведь.

     Проверка: сигнал-о,е,и,о,а,е(сигнальщик)                                                                                                     

    -Что объединяет все слова? (ь знак)

    - На какие 2 группы можно разделить?                                                (1.Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).

    -Какую работу выполняет ь знак в этих словах?                                                      -Где  может стоять ь знак, который смягчает согласный?    

    -Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

    -Хотите узнать?                                                                                                                               -Тогда за работу!                                                                                              

    Работа проводится в группах. Коллективно вставляют буквы. (оформитель)

    Повторить правописание мягкого знака после согласных. Подготовка  к восприятию нового материала.

     Убедить в необходимости изучения данной темы.

    IV. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    -Обсудить в группе, как понимаете смысл.

    1.Здоров будешь - все добудешь.           Слайд                                               

    2.Ум да здоровье дороже всего.

    3.Чистота - залог здоровья.

    4.Где здоровье, там и красота.

    5.Если хочешь быть здоров – закаляйся.

    А как вы понимаете слова: "Моё здоровье  в моих руках!"                                            Слайд

    -Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни.

    -Какое слово повторяется во всех предложениях? (здоровье)                       Слайд

    - Какую роль играет ь в этом слове?

    -Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)

    - Какая проблема стоит перед нами?

                                                                         

                                                                У каждой группы на столе пословица.

    Каждая группа высказывает свое мнение. (докладчик)

    Развитие речи, мышления детей.

    Осознание  значимости заботы о своем здоровье.

    Создание проблемной  ситуации, подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

    Дети сами формулируют тему урока  и ставят цели.

    V. Введение в тему. Постановка проблемы.

    - Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.

    На доске записаны слова:                                                                             Слайд

    коньки                                            шитьё

    пеньки                                        ульи

    деньки                                        деревья                                                                                                                          

    крыльцо                                            счастье

    редька                                                   вьюга

    - Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).

    - По какому принципу я разделила слова в столбики?                                                        Слайд

    - В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали?

    - А с разделительным ь?

    Прочитаем слова 2 столбика.

    - Послушайте, как звучат эти слова.

    - Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)

    -Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)

    - А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)

    - Давайте найдем ответ на нашу проблему:                                                                                                                           Когда же пишется   разделительный ь? Слайд

    -  Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами.

                                                   

    Обеспечение восприятия и осмысления теоретического материала по теме.

    Демонстрация материала для наблюдения.

    Учитель вместе с детьми  медленно произносит слова, которые записали.

    Постановка проблемы.

    VI. Открытие нового знания.

    - Итак, что получилось? .                                                                            Слайд.

    - Что дала проверка?

    Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга.

    - Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

    (составление опоры: Разделительный мягкий знак  пишется после_____________, перед гласными___________)

    - Давайте проверим наше открытие. (дети читают правило с. 118).

    - Итак, кто же ответит на наш вопрос: когда пишется разделительный мягкий знак?        Слайд                                                                                                                  

    - Вы поступили культурно, спокойно выслушав своих товарищей.

    -  Молодцы!

    Организация работы в группах.

    Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха.

    Формировать у учащихся уважительного отношения к мнению других.

    Физминутка для глаз (электронная)                                                    

    Выполнение танцевальных движений.

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения.

    1. Подписать рисунки.                                      Слайд

    Платье, стулья, печенье, скамья, листья, воробьи.                                            

    2. У вас на столах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я сейчас буду называть слова, если в слове нужно писать ь – показатель мягкости, вы поднимаете зеленую карточку. А если в слове нужно писать ь – разделительный – вы поднимаете красную карточку. Будьте внимательны.

    Вязанье, Наталья, коньки, Илья, мельница, деньки, варенье, яблонька, скамья, веселье.

    - Молодцы, вы были внимательны и уважали мнение друг друга.

         

    Работа в группе-  одна работа, проверка по «вертушке»-                    между столами. Эксперт сообщает результаты проверки.                                                

                                                            Применение полученных знаний на практике с учетом особенностей обучающихся.

    Дети обсуждают в группе, «сигнальщик» показывает соответствующую карточку.

    Словесное оценивание деятельности обучающихся.

    VIII.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

    1. Откройте учебники на странице 119,  упражнение 202.                                                                     -Прочитайте задание. Объясните, что вы будете делать?

    - Обменяйтесь тетрадями, сверьте с доской. (дается эталон).                                                                                                               

    Подведем итог данной работе.

    - Молодцы!

    2.Блиц-опрос.

    -Попробуем проверить себя: стал ли сегодня  разделительный   мягкий   знак  нашим хорошим другом.

    -Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с  разделительным   мягким   знаком.                          

    1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)

    2. Банан сорвала ловкая …(обезьяна)

    3. Охотник зарядил …(ружьё)

    5. Вместо хвостика – крючок,

    Вместо носа – пятачок. (свинья)

    6. Бабушка варит малиновое …(варенье)

    Давайте сделаем самопроверку.                     Слайд.

    3. Разгадывание кроссворда:

    Подобрать слова с разделительным ь.          Слайд.                                        

    1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья)

    2) Приглядитесь: в лесу у пня
    Суета и беготня
    Не умеют здесь лениться,
    Строит город вся семья. (
    муравьи)

    3) Корчит рожицы и дразнит
    Думает, что без изъяна
    Быстро скачет по деревьям
    Маленькая … (
    обезьяна).                                                        

    4)Как только листья опадут
    На дереве вы заметны тут.  (
    Сучья)

     Самостоятельное выполнение упражнения.

    Закрепить умения правильно определять «работу» разделительного мягкого знака в слове.

     Проверка по - «вертушке» в группе.

    Установить правильность и осознанность обучающимися нового материала.

    Самостоятельная запись.

    Организация проверки заданий. Демонстрация выполненных заданий, оценивание своих работ.

    Коллективная работа.

    Обеспечить повышение уровня осмысления обучающимися изученного материала, глубины его усвоения.

                                Активизация мыслительного процесса учащихся.

    IX. Рефлексия деятельности.

    - Так какая была тема нашего урока?

    Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.

    Перед е, ё, и, ю, я,                                                                        

    Я в корнях стою, друзья.

    Воробьи, семья, жильё —

    Перед я, ю, и, е, ё.

    Каменья, жильё, ручьи,

    Листья, крылья, стулья, чьи,

    Колья, перья и семья,

    Вьюга, осенью, друзья.

    Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.

    - Что сегодня было легко?                   Слайд.                                              

    -В чем испытывали затруднения на уроке?

    - Почему? Какие задачи поставим на последующие уроки?

    Организатор оценивает работу своей группы.

    - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

    Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения.                                                                  Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.                                                                                      Спасибо за совместную работу.                                                          

                                                       Проверить уровень усвоения нового материала по теме урока, качественно оценить работу отдельных учащихся, групп и класс в целом.

    Домашнее задание.

    Проверка деятельности обучающихся.

    Оценить работу отдельных обучающихся, групп и класс в целом.

    Одобрение деятельности, стимулирование интереса к более глубокому изучению данной темы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

    Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

    Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

    Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

    Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

    урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

    Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

    Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

    Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

    Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

    Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

    Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...