Главные вкладки

    Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Авдеева Татьяна Викторовна

    Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_razdelyuitelnyy_2_klass.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока русского языка  во 2 «В» классе по теме

    « Разделительный мягкий знак»

    Цель:

    формировать представления об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

    Задачи:

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    - формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.

    - развивать умственные способности (группировка, классификация, логику мышление, речь), Обогатить словарный запас учащихся.

    - воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь, любовь к русскому языку.

    Познавательные УУД:

    Регулятивные УУД:

    Коммуникативные УУД:

    Личностные УУД:  

    - формировать у учащихся умение слушать звук й в словах, в       сочетаниях; формировать умение проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

    - формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию, работать по алгоритму.

      - формировать умения выражать свои мысли, строить доказательства, рассуждать.

    - формирование орфографической зоркости.

    Формы обучения:

    - групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в группе. 

    Методы обучения:

    - словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

    Тип урока: 

    - изучение нового материала.

    Оборудование:

    - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; карточки для групповой и парной работы; кластер.

    Ход урока

    Слайд 1

    Слайд 2

    Оргмомент

    Наш урок я хочу начать с четверостишия.

    Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
    А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
    Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старанье,|
    Тогда с тобою многое удастся нам понять.

    Наш класс превращается в исследовательскую лаборатория, а  вы – в маленьких учёных – исследователей. Мы откроем новую орфограмму, сформулируем новое правило и будем его применять на письме.

    Чистописание

    Прежде, чем делать открытия, давайте подготовимся к этому.

    -Начнём мы наш урок с минутки чистописания. Но чтобы узнать написание какой буквы мы будем повторять, вы должны отгадать загадку:
     Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.
    Без него не написать 30, 20, 10, 5.
    Он не произносится, но в слово часто просится.
    Почему у дома угол превратился сразу в уголь,
    Без пожара, просто так?
    Это сделал …
    ( Дети произносят отгадку: мягкий знак.)

    - Ребята,  в минутке чистописания пропишем следующие соединения:

     нь нья мь мья бь бьи вь вьи

    - Обращаем  внимание на нижнее соединение буквы ь с буквой я и верхнее соединение  с буквой и.

    -Следите за высотой, наклоном и шириной букв. Внесите эту запись в научную тетрадь. Подчеркните простым карандашом самое красивое сочетание букв. Постарайтесь всегда так правильно писать.

    Слайд 3

    Самоопределение деятельности

    - Что обозначает  Ь знак в  буквосочетаниях НЬ, мь, бь, вЬ?

    - Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?

    -   Предположите тему урока. Проверим себя. Открыв учебник на стр. 31.

    - Прочитаем тему урока. Вы оказались правы.

     -  На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

    Слайд 4

    Слайд 5

    Актуализация знаний

    - Давайте вспомним, что нам известно о ь.

    - Посмотрите на слайд. Запишите  соответствующие словарные слова в научную тетрадь.

    -Медведь, пальто, коньки, тетрадь. ( 1 чел. работает у доски,)

    Проверьте свою работу. Проверьте работу  своей одноклассницы, поднимите соответствующий сигнал светофора. ( Проверка с помощью светофоров)

     -Что объединяет все слова? (ь знак)

    - Что обозначает ь в этих словах?

    - Где  в этих словах  стоит  ь знак?

    -Посчитаем количество букв и звуков: 1 ряд- в первом слове 2 ряд – во втором слове 3 ряд – в третьем слове. ( у доски 1 человек – в 4 слове)

    - Что получили? Чего больше?  Почему?

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Работа по теме урока

    - Проведём исследование и выясним, когда в словах нужно писать разделительный  Ь знак.

    На доске: перо – Пьеро                   полёт -

                     Коля –                              солю-

                    олени –        

    - Прочитайте первую пару слов.        

    -Чем отличаются слова друг от друга?(по написанию, значению)

    - Кто такой Пьеро? Это персонаж сказки «Золотой ключик». Перо - Роговое накожное образование у птиц, покрывающее бо́льшую часть их тела.

    - Как получили слово Пьеро из слова перо?

     - Значит, ь может менять лексическое значение слова.

    - Сравните, как мы произносим слог пе в слове перо и слог пье в слове Пьеро.

    ( Слог пе произносится слитно, слог пье произносится раздельно)

    - Как это показано на письме?(пишется ь)

    - Запишите эту пару слов в научную тетрадь.

    - Продолжим работать по заданному образцу.

    - Измените эти слова, вставив ь, по образцу так, чтобы получились новые слова с ь.

    (У доски работает 1 человек))

    - Чем отличаются слова в каждой паре слов?(по написанию, произношению, значению)

    - Прочитайте слова 2 столбика. Что общего? Как произносятся слоги с ь?

    - Как это показано на письме?

    –Что же показывает ь знак в этих словах?

    - Какое название получил такой ь? (разделительный)

    Проведём исследование по плану.

    1) подчеркните букву ь одной чертой,

    2) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни двумя линиями;  

     3 ) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

          Сделайте вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

    (У доски работает 1 человек)

    - После каких букв пишется разделительный ь? Какие звуки они обозначают?( согласные)

    - Перед какими буквами пишется раздел. Ь ? Назовите их?

    _Вспомните, что происходит с буквами еёюя и, если они стоят после ь?

    -Определите количество букв и звуков в словах. Почему букв столько же, сколько и звуков?

     Сделайте вывод:

    -Что показывает разделительный ь?

    - После каких букв он пишется?

    - Перед каким буквами он пишется? Сколько звуков обозначают эти гласные в этом случае?

    И последнее исследование.

    - В какой части слова пишется разд. Ь?

    Решить эту проблему поможет нам это забавное животное(слайд –обезьяна)

    - Кто это?

    -Запишем в научную тетрадь новое словарное слово обезьяна с новой строки

    - Какие орфограммы встретились в этом слове?( непроверяемые беузуд. гласные, разд. ь – почему)(ударение, звуки. Буквы, слоги)

    Подобрать однокоренные слова. Докажите, что перед нами однокоренные слова.

    Выделим корень.

    -В какой части слова находится разделительный ь? (в корне) Дома запишите новое словарное слово в словарик.

    Итак, в какой части слова пишется разделительный ь?

    А теперь самое главное наше научное открытие. Поработайте в парах и сформулируйте правило написания разделительного ь в словах.

     Составление опоры:

     Разделительный мягкий знак пишется после____________________, перед гласными (какими?) ___________.  Разделительный мягкий знак показывает, что _______________ звук  не ______________ с гласным.

    Дети показывают готовность групп.

    Прочитайте, что у вас получилось. Сравним ваши выводы с правилом в учебнике на стр. 32. Справились мы?

    Физминутка

    - Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если в слове мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука, то вы приседаете, если же мягкий знак разделяет согласный звук и гласный – выполняете прыжки с хлопками над головой.

    Платье , огонь, деньки, Дарья, учитель, жильё, варенье, воробьи, кольцо, осень, маленький, друзья.

       

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Работа по теме урока

    - Будем применять полученные знания в практической работе в различных упражнениях.

    -На ваших партах у каждого есть карточка зелёного цвета. Положите её перед собой. 

    - Вставить разделительный мягкий знак, где это нужно. Выписать слова с раздел. Ь в научную тетрадь. (с/р)  У доски 1 чел.

    Кат…я, жил…ё, стул…я, плат…е, л…юстра, п…ять, варен…е, сал…ют, руч…и.

    Проверка с помощью светофоров. Подчеркнём новую орфограмму: ь –одной чертой, гласную после него двумя чертами.

    - Что показывает мягкий знак в этих словах?

    - Какие слова остались незаписанными.

    - Почему в оставшихся словах не надо писать ь. (произносится слитно)

    - Какое слово употребляется и с ь и без него? (олени – оленьи).

    - Подберите подходящее слово к слову оленьи, чтобы получилось словосочетание.

    - Рассмотрите картинку. Из слов составить 2 предложения.

    - Запишем 2 предложение в научную тетрадь. Найти известные орфограммы и подчеркнуть главные члены предложения в 1 предложении.

    1 ученик – у доски

    Работа по учебнику стр. 33 № 56.  . Работаем по цепочке устно с места. Запишите любые 3  слова, подчеркнуть новую орфограмму.

    Слайд 11

    Слайд 12

    - Рефлексия учебной деятельности. 

    - С какой новой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

    - Когда в словах пишется разделительный ь?

    - Вам понравилось совершать открытия?

    - Подведем итог нашей работы на уроке.

    Выберите фразу и закончите её.  Слайд

    На уроке  повторил…

    На уроке научился …

    Было трудно …

    Мне понравилось …

    Теперь я знаю …

    Теперь я умею …

    Оцените работу на уроке.

    Зелёный – на уроке всё было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно;

    Синий – были затруднения  при выполнении заданий;

    Красный – было трудно, нужно поработать ещё.

    -Я тоже хочу выразить своё отношение к вашей работе на уроке.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза И.  Н. Машкарина г. Орла

    Конспект открытого урока по русскому языку  во  2 «В» классе

    Учитель начальных классов

    Авдеева Т. В.

    2016 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

    Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

    конспект урока ФГСР по теме "Разделительный мягкий знак" во 2 классе школы II вида

    Интересный урок по формированию грамматического строя речи во 2 классе школы II вида...

    конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

    В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

    В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

    Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")

    Конспект урока  " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")...

    Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...