Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Конспект урока  " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Слов.: слово учителя

11:10-

11:11

Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему. Садитесь! Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

Открываем тетради, записываем число. Двадцать четвертое октября, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Пр.: словарный диктант

Сл.: уч. диалог

Словесный : Беседа

11:11-

11:18

Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте с вами проведём словарный диктант.

Записываем в тетрадь слова через запятую: июль, вьюга, муравьи, мыльница, Мальвина, день, стулья, крылья, пьеса, листья.

Чтобы проверить правильность написания ваших слов, поменяйтесь с соседом по парте тетрадью, и проверьте слова ( ответы на слайде). Если есть ошибки, зачеркните букву и сверху напишите верную букву.

-Ребята, что вы нашли общего в этих словах?

У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

К нам в гости пришла загадочная буква. Отгадайте её.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

-Как называется эта буква? ( разделительный мягкий знак)

Слушать, воспринимать информацию

Отвечать на вопросы учителя

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентировки

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: уч. презентация

Слов.: слово учителя

11:18-

11:20

Определение темы и целеполагание

-Предположите, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Разделительный мягкий знак)

-Какие цели урока мы с вами поставим?

  • Познакомиться с  разделительным мягким знаком;
  • Узнать, что обозначает разделительный мягкий знак, и в каких случаях он ставится;

Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным разделительным мягким знаком. Наша   цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская мягкий знак.

Формулировать тему и цели урока

П:строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П:формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач

 

Словесный метод: рассказ

Фронтальный опрос

Пр: работа на карточках

11:20-

11:30

-Начнём изучение новой темы с истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы  поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

-А что вы знаете о мягком знаке? (Не имеет звука, не бывает заглавным, слова не могут начинаться с этой буквы, обозначает  мягкость согласного, бывает разделительными)

Познавательно было, ребята, узнали что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать на карточках, в которых вам нужно найти слова с разделительным мягким знаком, и подчеркнуть ь.

Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье ,ведро, ручьи, метель.

Взаимопроверка

-Ребята, поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте, правильно ли выполнил задание ( ответы на слайде).

-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант сделает морфологический разбор слова вьюга, а второй вариант – льют. Какой вывод сделаете? Чему вы научились выполняя этот вид работы?

-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)

- И так, на что нужно обратить внимание? ( пишется  разделительный мягкий знак в корне между согласным и гласными звуками).

Слушать историю

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять задания в карточках

Отвечать на вопросы учителя

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Физминутка

11:30-

11:31

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины(вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

Чтобы ноги не болели

Раз- присели, два- присели

(Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партой мы идём(ходьба на месте)

И садимся мы потом

Повторять упражнения

Практический метод

11:31-

11:38

Продолжение темы урока

Откройте учебники на странице 69.  Найдите упражнение №127

- Прочитайте только выделенные слова

- Подумайте, какое из выделенных слов самое “молодое”. Как вы понимаете, что значит «молодое?»

- Найдите слова с разделительным ь (вьюга, компьютер, осенью, обезьяна);

Запишите эти слова в тетради, разделив их для переноса, где это возможно

Например: ком-пью-тер

Молодцы!

Теперь выполним упражнение 128. Кто может прочитать ,что нам нужно сделать? ( Прочитать, озаглавить текст)

-Как мы можем озаглавить текст?

-Ребята, какой это тип текста? Повествование или описание?

- В каком предложении выражена главная мысль и дана оценка зайчатам?

-Какими правилами можно объяснить правописание выделенных орфограмм?

-Перепишите в тетрадь текст, не забывая написать заголовок. А также подчеркните в предложениях имена прилагательные волнистой линией.

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять упражнение в тетради

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять упражнение в тетради

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Словесный: слово учителя

11:38-

11:40

Информация о домашнем задании

Запишите домашнее задание, стр. 69, упражнение 126.

Вам нужно озаглавить текст, списать его, не забывая написать заголовок и ответить устно на вопросы, которые под текстом.

Записывать домашнее задание

П: структурирование знаний; извлечение необходимой информации.

Пр.: первичный анализ

11:40-

11:45

У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

Отвечать на вопросы теста

Выполнять самопроверку

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П: смысловое чтение

Рефлексивный

Сл.: ответы на вопросы

Проверка восприятия

Сл.: обобщающая беседа

11:45-

11:47

Итог урока

-Ребята, так какую же мы изучали с вами тему?( разделительный мягкий знак)

-Какие цели урока мы с вами сегодня ставили?

-Каких достигли?

Отвечать на вопросы

Подводить итоги урока  

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осуществлять синтез; обобщать;

строить речевое высказывание.

Пр.: самооценка

11:48-

11:50

Рефлексия

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок и было легко работать, нарисуйте смайлику веселую улыбочку.

Если были какие то трудности и вам не понятны были задания нарисуйте нейтральный смайлик

И если вам не понравился урок, нарисуйте грустную улыбочку.

   Всем спасибо за урок. Вы очень активно и хорошо поработали. Хорошего дня!

Оценивать свою деятельность на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса по УМК "Школа России".Начиная с минутки чистописания ребята вместе с учителем повторяют уже имеющиеся знания о разделительном мягком знаке.Работу ...

Конспект урока по теме "Разделительный мягкий" знак 3 класс Канакина

Классы: 3 класс Предмет: русский язык. УМК: «Школа России». Тема урока: «Разделительный мягкий знак». Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Время проведения...

Конспект урока 4 класс на тему "Музыкальные инструменты России"

Познакомить учащихся с русскими народными инструментами....

Конспект урока русского языка "Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки" (1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка написания разделительных ь и ъ знаков, закрепление каллиграфических навыков, углубление знаний о разделительной функции мягкого и твердого знаков; п...