Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Колотушкина Татьяна Валентиновна

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия» города Протвино

Региональный семинар «Интеграция урочной и внеурочной деятельности при обучении предметам лингвистической направленности в контексте введения ФГОС как фактор расширения образовательного пространства  учителей и учащихся».

Урок русского языка «Разделительный мягкий знак» 2 класс

Учитель:     Колотушкина Т.В.

2016 г.

                       

Урок русского языка по теме: «Разделительный ь»

Тип урока: УОНЗ

Цели урока: создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся   правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
  2. Развивающие: развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память, орфографическую зоркость,   каллиграфический навык.
  3. Воспитательные:  воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, любовь к родному языку, бережное отношение к кинолентам прошлого, доброжелательность.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познания;

                                     применять правила делового сотрудничества;

            -регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и корректировать деятельность

           - познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию;  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

             - коммуникативные:   анализировать и находить в тексте ошибки; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Планируемые результаты:

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:

Уметь различать  в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака  в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Уметь работать с разными источниками информации (использование компьютера при работе с текстом в командах)

Оборудование: учебно-лабораторное оборудование, индивидуальные тетради-конспекты урока для учащихся.

(Вход по билетам в кино разного цвета для деления учащихся на 2 команды)

На интерактивной доске слайд режима урока №1

  1. Орг.момент

-Добрый день, ребята. Начинаем наш урок русского языка. Мне бы хотелось, чтобы вы внимательно посмотрели на слайд и ответили на вопрос: что объединяет все картинки слайда? (ответы детей: мы видим изображения отрывков из фильмов.)

На интерактивной доске слайд режима урока №2

-Правильно, молодцы! ( Звучит музыка «Фильм, фильм, фильм»)

Не случайно, мы вспомнили известные детские фильмы. «2016 год был объявлен годом российского кино». И сегодня мы отправимся в удивительный мир детского кино. На экране вы видите кадры фильма.

На доске слово «фильм».

     2.  Чистописание.

- Какая из букв, составляющих слово «Фильм» лишняя? Почему? Вспомним. Как правильно писать ь (показ презентации с написанием элементов буквы)

3.Словарная работа. Наше путешествие в мир кино начнется с фильма «Чародеи»

 На интерактивной доске слайд режима урока №3

(Звучит музыка «Три белых коня» на экране отрывок фильма «Чародеи») Скажите, какие словарные слова прозвучали в песне? (Декабрь, январь, февраль).

4.Работа с текстом.

Учащиеся, по командам, открывают ноутбуки и папку « К уроку»,  файл

 «Про зимние месяцы»)

Прочитайте текст и скажите, что нового вы узнали о зимних месяцах?(Дети читают текст и отвечают на поставленные вопросы:

- По юлианскому календарю декабрь был десятым месяцем в году, отсюда и его название. Древние римляне назвали месяц январём в честь бога Януса. Януса изображали как человека с двумя лицами: одно - старое, смотрит в прошлое, другое - молодое, смотрит в будущее. По одной из легенд февраль получил своё название в честь римского бога подземного царства Фебруариуса.

- Какую роль выполняет в этих словах буква мягкий знак? (Он является показателем мягкости).

На интерактивной доске слайд режима урока №4

 (Учащиеся находят и подписывают картинки-названия месяцев, используя знания из текста)

  1. Повторение изученного материала. (Работа по командам)

На интерактивной доске слайд режима урока №5

- Прочитайте слова, записанные на доске. Объясните подчёркнутые орфограммы.

(Приглашения, декабрь, праздник, раздаёт, зовёт, нас, на, и).

(опять, ожидать, нам, в , гости, феврале, холод)

- Попробуйте составить из данных слов предложение так, чтобы в нём была рифма.

- Найдите в предложении  главные члены. (Последующая проверка на доске)

- Мы продолжаем знакомство с детскими кинофильмами  героев следующего фильма вы без труда отгадаете:

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее …     (Мальвина)

На интерактивной доске слайд режима урока №6

- Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше? Найдите в слове ту букву, которая не обозначает звука. Давайте вспомним все, что мы узнали об этой букве)

- Какую роль выполняет Ь в этом слове?  (Ответы детей). Молодцы! 

     6.    Изучение нового материала

- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь.

 Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:

Он Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка) 

Давайте произнесем: [п й’э р о]. Сколько звуков? Сколько звуков?- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала это имя:

Перо

Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!

Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву п от еро. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.

- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?

Какой же вывод можно сделать? Для чего нужен в этом слове Ь? Что он разделяет?

Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?

- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?

На интерактивной доске слайд режима урока №7.

Какова же тема урока? ( Разделительный мягкий знак)

7.Исследовательская работа

На интерактивной доске слайд режима урока №8. ( На доске  в тетрадках учащихся есть сочетания слов: темной ночью, настоящие друзья, огромное веселье, лисьи хитрости) Проведем исследовательскую работу:

-Прочитайте и запишите сочетание  слов с разделительным ь.

-Букву, которая записана перед ь подчеркните одной чертой.

-Букву, которая записана после ь подчеркните 2 чертами.

-Сделайте вывод , где пишется разделительный ь?

На интерактивной доске слайд режима урока №9.

-Составьте схему-алгоритм определения разделительного ь( Учащиеся на доске составляют схему)

Правило.


 

согласная буква

 

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

е

ё

ю

и

я

-Откройте ноутбуки, папку «К уроку», документ «правило». Сравним свой вывод с правилом. (Работа с текстом правила)

8.Работа по теме урока.

-Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Я тоже поставила цель и расскажу ее в конце урока.

На интерактивной доске слайд режима урока №10

 В фильме Папа Карло произнес замечательные слова. Составьте из данных слов предложение и запишите его. (Проверка в парах)

Обменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте написанное. (На экране -правильное предложение: «Эта кукла принесет людям счастье» ).

Какое слово о орфограммой «Разделительный мягкий знак есть в данном предложении?» Поднимите руки, кто получил «!», «+», «-»?(Самоконтроль)

. На интерактивной доске слайд режима урока №11

9.Физ.минутка( Звучит музыка «Сюрприз» дети выходят и выполняют движения)

-У меня для Вас есть сюрприз. Дети получают одинаковые карточки со словами, которые они должны распределить в группы в зависимости от функции ь знака.

-Вам предстоит сейчас создать свой фильм, героями, которого будут:  (на карточках слова: 1. Платье, варенье, веселье, обезьянка. Распределите по кадрам слова с картинками и сделайте кадры фильма «Обезьянка»

2. пальто, фасоль, гармонь, львица. Распределите по кадрам слова с картинками и сделайте кадры фильма «Львица»

 (Выступление с мини рассказами по фильмам)

. На интерактивной доске слайд режима урока №12

Мы продолжаем знакомство с фильмом «Незнайка с нашего двора»

По сюжету фильма компьютер был возмущен и не допустил Незнайку к управлению ракетой после того, как незнайка допустил ошибки в рассказе о том, как он провел выходной день. Найдите и исправьте ошибки, которые допустил Незнайка.

. На интерактивной доске слайд режима урока №14

Карточка команды №1

В воскресене я был в лесу с друзями. Мы ставили палатку. Я забивал коля вместе с Гунъкой. Потом мы развели костёр и сварили гречьневую кашу. Пончик съел на пенёк и сел всю кашу.

Карточка команды №2

У него заболел живот и Пилюлкин сделал ему укол. Пёс Булка стащил все бульки. Пришлось пить чай с одним варенем из яблок. Тюбик рисовал, а Авоска снимал  фильм "Мои друзя в лесу".

- Сколько же ошибок вы нашли?(13)Проверка на экране

Молодцы!

На интерактивной доске слайд режима урока №18

Тест (учащиеся в тетрадях выполняют тест , затем проверяют на доске)

1.

1.Разделтельный ь пишется после согласных перед гласными:

А)е,ё,ю,я,и

Б)е,ё,ю,я,у,а   

2.В каком имен пишется разделительный ь?                                              

А)Ольга

Б) Дарья

3.В каком предложении  нужен разделительный ь?

А)Встречайте дорогую гост..ю

Б)Привет дорогому гост..ю

4.Выбери неверное утверждение:

А)Разделительный ь пишется в слове л..ёт

Б)В сочетаниях чк, чн, нщ пишется разделительный ь

(проверка теста на доске)

На интерактивной доске слайд режима урока №16

10. Домашнее задание:

1.Перед е, ё, и, ю, я,

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё —

Перед я, ю, и, е, ё.

Каменья, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.

2.Пополнение «Портфолио». Написать сочинение о мягком знаке-его тайнах, работе, о ваших чувствах, испытанных на уроке.

3.Напишите 5 слов с орфограммой ь для обозначения мягкости согласного, 5 слов с разделительным ь.

11.Рефлексия урока

На интерактивной доске слайд режима урока №17

-Представьте, что я корреспондент и хочу у вас ответить на мои вопросы:

-О какой орфограмме мы сегодня говорили?

-Что удалось на уроке?

-Что больше всего понравилось?

-За что можете себя похвалить?

-Что было трудным?

- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А теперь вернемся к целям урока?

- Перед началом урока я тоже ставила цель, я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, и урок принес вам полезные знания, чтобы на уроке было комфортно всем. Я думаю, что я достигла своих целей. ( На доске табличка «спасибо за урок!»)

- Вот и закончилось наше знакомство с российскими детскими кинофильмами, и я надеюсь, что вы с родителями продолжите смотреть замечательные детские фильмы в год российского кино.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак" vol.2

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак"...

Урок русского языка "Мягкий знак в середине слова"

Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между  согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к...

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....