Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Колотушкина Татьяна Валентиновна

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия» города Протвино

Региональный семинар «Интеграция урочной и внеурочной деятельности при обучении предметам лингвистической направленности в контексте введения ФГОС как фактор расширения образовательного пространства  учителей и учащихся».

Урок русского языка «Разделительный мягкий знак» 2 класс

Учитель:     Колотушкина Т.В.

2016 г.

                       

Урок русского языка по теме: «Разделительный ь»

Тип урока: УОНЗ

Цели урока: создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся   правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
  2. Развивающие: развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память, орфографическую зоркость,   каллиграфический навык.
  3. Воспитательные:  воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, любовь к родному языку, бережное отношение к кинолентам прошлого, доброжелательность.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познания;

                                     применять правила делового сотрудничества;

            -регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и корректировать деятельность

           - познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию;  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

             - коммуникативные:   анализировать и находить в тексте ошибки; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Планируемые результаты:

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:

Уметь различать  в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака  в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Уметь работать с разными источниками информации (использование компьютера при работе с текстом в командах)

Оборудование: учебно-лабораторное оборудование, индивидуальные тетради-конспекты урока для учащихся.

(Вход по билетам в кино разного цвета для деления учащихся на 2 команды)

На интерактивной доске слайд режима урока №1

  1. Орг.момент

-Добрый день, ребята. Начинаем наш урок русского языка. Мне бы хотелось, чтобы вы внимательно посмотрели на слайд и ответили на вопрос: что объединяет все картинки слайда? (ответы детей: мы видим изображения отрывков из фильмов.)

На интерактивной доске слайд режима урока №2

-Правильно, молодцы! ( Звучит музыка «Фильм, фильм, фильм»)

Не случайно, мы вспомнили известные детские фильмы. «2016 год был объявлен годом российского кино». И сегодня мы отправимся в удивительный мир детского кино. На экране вы видите кадры фильма.

На доске слово «фильм».

     2.  Чистописание.

- Какая из букв, составляющих слово «Фильм» лишняя? Почему? Вспомним. Как правильно писать ь (показ презентации с написанием элементов буквы)

3.Словарная работа. Наше путешествие в мир кино начнется с фильма «Чародеи»

 На интерактивной доске слайд режима урока №3

(Звучит музыка «Три белых коня» на экране отрывок фильма «Чародеи») Скажите, какие словарные слова прозвучали в песне? (Декабрь, январь, февраль).

4.Работа с текстом.

Учащиеся, по командам, открывают ноутбуки и папку « К уроку»,  файл

 «Про зимние месяцы»)

Прочитайте текст и скажите, что нового вы узнали о зимних месяцах?(Дети читают текст и отвечают на поставленные вопросы:

- По юлианскому календарю декабрь был десятым месяцем в году, отсюда и его название. Древние римляне назвали месяц январём в честь бога Януса. Януса изображали как человека с двумя лицами: одно - старое, смотрит в прошлое, другое - молодое, смотрит в будущее. По одной из легенд февраль получил своё название в честь римского бога подземного царства Фебруариуса.

- Какую роль выполняет в этих словах буква мягкий знак? (Он является показателем мягкости).

На интерактивной доске слайд режима урока №4

 (Учащиеся находят и подписывают картинки-названия месяцев, используя знания из текста)

  1. Повторение изученного материала. (Работа по командам)

На интерактивной доске слайд режима урока №5

- Прочитайте слова, записанные на доске. Объясните подчёркнутые орфограммы.

(Приглашения, декабрь, праздник, раздаёт, зовёт, нас, на, и).

(опять, ожидать, нам, в , гости, феврале, холод)

- Попробуйте составить из данных слов предложение так, чтобы в нём была рифма.

- Найдите в предложении  главные члены. (Последующая проверка на доске)

- Мы продолжаем знакомство с детскими кинофильмами  героев следующего фильма вы без труда отгадаете:

С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее …     (Мальвина)

На интерактивной доске слайд режима урока №6

- Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше? Найдите в слове ту букву, которая не обозначает звука. Давайте вспомним все, что мы узнали об этой букве)

- Какую роль выполняет Ь в этом слове?  (Ответы детей). Молодцы! 

     6.    Изучение нового материала

- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь.

 Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:

Он Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка) 

Давайте произнесем: [п й’э р о]. Сколько звуков? Сколько звуков?- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала это имя:

Перо

Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!

Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву п от еро. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.

- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?

Какой же вывод можно сделать? Для чего нужен в этом слове Ь? Что он разделяет?

Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?

- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?

На интерактивной доске слайд режима урока №7.

Какова же тема урока? ( Разделительный мягкий знак)

7.Исследовательская работа

На интерактивной доске слайд режима урока №8. ( На доске  в тетрадках учащихся есть сочетания слов: темной ночью, настоящие друзья, огромное веселье, лисьи хитрости) Проведем исследовательскую работу:

-Прочитайте и запишите сочетание  слов с разделительным ь.

-Букву, которая записана перед ь подчеркните одной чертой.

-Букву, которая записана после ь подчеркните 2 чертами.

-Сделайте вывод , где пишется разделительный ь?

На интерактивной доске слайд режима урока №9.

-Составьте схему-алгоритм определения разделительного ь( Учащиеся на доске составляют схему)

Правило.


 

согласная буква

 

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

е

ё

ю

и

я

-Откройте ноутбуки, папку «К уроку», документ «правило». Сравним свой вывод с правилом. (Работа с текстом правила)

8.Работа по теме урока.

-Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Я тоже поставила цель и расскажу ее в конце урока.

На интерактивной доске слайд режима урока №10

 В фильме Папа Карло произнес замечательные слова. Составьте из данных слов предложение и запишите его. (Проверка в парах)

Обменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте написанное. (На экране -правильное предложение: «Эта кукла принесет людям счастье» ).

Какое слово о орфограммой «Разделительный мягкий знак есть в данном предложении?» Поднимите руки, кто получил «!», «+», «-»?(Самоконтроль)

. На интерактивной доске слайд режима урока №11

9.Физ.минутка( Звучит музыка «Сюрприз» дети выходят и выполняют движения)

-У меня для Вас есть сюрприз. Дети получают одинаковые карточки со словами, которые они должны распределить в группы в зависимости от функции ь знака.

-Вам предстоит сейчас создать свой фильм, героями, которого будут:  (на карточках слова: 1. Платье, варенье, веселье, обезьянка. Распределите по кадрам слова с картинками и сделайте кадры фильма «Обезьянка»

2. пальто, фасоль, гармонь, львица. Распределите по кадрам слова с картинками и сделайте кадры фильма «Львица»

 (Выступление с мини рассказами по фильмам)

. На интерактивной доске слайд режима урока №12

Мы продолжаем знакомство с фильмом «Незнайка с нашего двора»

По сюжету фильма компьютер был возмущен и не допустил Незнайку к управлению ракетой после того, как незнайка допустил ошибки в рассказе о том, как он провел выходной день. Найдите и исправьте ошибки, которые допустил Незнайка.

. На интерактивной доске слайд режима урока №14

Карточка команды №1

В воскресене я был в лесу с друзями. Мы ставили палатку. Я забивал коля вместе с Гунъкой. Потом мы развели костёр и сварили гречьневую кашу. Пончик съел на пенёк и сел всю кашу.

Карточка команды №2

У него заболел живот и Пилюлкин сделал ему укол. Пёс Булка стащил все бульки. Пришлось пить чай с одним варенем из яблок. Тюбик рисовал, а Авоска снимал  фильм "Мои друзя в лесу".

- Сколько же ошибок вы нашли?(13)Проверка на экране

Молодцы!

На интерактивной доске слайд режима урока №18

Тест (учащиеся в тетрадях выполняют тест , затем проверяют на доске)

1.

1.Разделтельный ь пишется после согласных перед гласными:

А)е,ё,ю,я,и

Б)е,ё,ю,я,у,а   

2.В каком имен пишется разделительный ь?                                              

А)Ольга

Б) Дарья

3.В каком предложении  нужен разделительный ь?

А)Встречайте дорогую гост..ю

Б)Привет дорогому гост..ю

4.Выбери неверное утверждение:

А)Разделительный ь пишется в слове л..ёт

Б)В сочетаниях чк, чн, нщ пишется разделительный ь

(проверка теста на доске)

На интерактивной доске слайд режима урока №16

10. Домашнее задание:

1.Перед е, ё, и, ю, я,

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё —

Перед я, ю, и, е, ё.

Каменья, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.

2.Пополнение «Портфолио». Написать сочинение о мягком знаке-его тайнах, работе, о ваших чувствах, испытанных на уроке.

3.Напишите 5 слов с орфограммой ь для обозначения мягкости согласного, 5 слов с разделительным ь.

11.Рефлексия урока

На интерактивной доске слайд режима урока №17

-Представьте, что я корреспондент и хочу у вас ответить на мои вопросы:

-О какой орфограмме мы сегодня говорили?

-Что удалось на уроке?

-Что больше всего понравилось?

-За что можете себя похвалить?

-Что было трудным?

- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А теперь вернемся к целям урока?

- Перед началом урока я тоже ставила цель, я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, и урок принес вам полезные знания, чтобы на уроке было комфортно всем. Я думаю, что я достигла своих целей. ( На доске табличка «спасибо за урок!»)

- Вот и закончилось наше знакомство с российскими детскими кинофильмами, и я надеюсь, что вы с родителями продолжите смотреть замечательные детские фильмы в год российского кино.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак" vol.2

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак"...

Конспект урока по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Конспект урока по русскому языку  для 4 класса по программе "школа 21век"...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока по теме Мягкий знак, 2 класс

конспект урока по русскому языку, 2 класс...