Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока по русскому языку на тему: « Разделительный мягкий знак»

 

Выполнила студентка 23 группы

Кузнецова Анастасия Николаевна

Методист: Наумова Наталия Владимировна

                                           

                                               САРАТОВ 2020

Цель: Создание условий для знакомства обучающихся с разделительным мягким знаком

Задачи:

Образовательная: Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Развивающая: Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке.

.Мотивационный этап

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

 Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

Чистописание.

Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  • Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

  • Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
  •  Запишите по образцу…
  • Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

II. Актуализация знаний

  • Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
  • ( она не обозначает звука)
  • Какую работу выполняет в русском  языке буква мягкий знак?
  •  Указывает на мягкость предшествующего согласного
  • Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.

Словарная работа

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.                                      

К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

 Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите  слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

- На какие 2 группы можно разделить?

 (1.Одушевленные, неодушевленные,

 2.слова с  ь знаком  в конце, в середине).

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?  

  • (Указывает на мягкость предшествующего согласного

Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?  

 -Тогда за работу!                                                                                              

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

  1. Создание проблемной ситуации. (групповая работа).

Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)

                 - разделите данные слова  на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?

Деньки вьюга, коньки, ружье, листья, пеньки, воробьи

(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости.  Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!

             2) Постановка проблемного вопроса.  

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

 Сформулируйте проблему ?

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

Тема: Разделительный ь знак.

– Составим план урока.

1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?

2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность

ΙV. Открытие новых знаний.

Наша цель выяснить роль мягкого знака в  словах, для чего он необходим.

1.Наблюдение над словами

– Прочитайте пары слов:

– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)

Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.

Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)

 Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?                                                                                                              

 (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) . 

2.Звуко-буквенный анализ

Сравните написание и произношение первой пары слов.

-Какой буквой они различаются? (ь)

-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?

-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)

-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)

Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?

Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).

Вывод

Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) . 

Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).

- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

3. Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.

я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.

-Какие правила работы в группе вы должны помнить?

  • Помогать друг другу                                                                                            
  • Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
  • Говорить тихим голосом
  • Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • Отвечать за успехи каждого  
  • Умей слушать других.                                                                                                                                                                          

Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями.

            Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.

     а) прочитай слова

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;  

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

     г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

составление опоры: Разделительный мягкий знак  пишется после_____________, перед гласными___________)        

             4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.          

Итак, что получилось? .                                                                            Слайд.

- Что дала проверка?

-  Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.

Проверим наше открытие.

3. Работа с правилом.

Чтение правила в рамке после упр. 200.

Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.

– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?

-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)

- А за  какими буквами прячется этот звук?

- Как подчеркиваем?

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

V. Первичное закрепление

Запишите слова во мн. числе

Соловей- соловьи

Воробей- воробьи

Дерево- деревья

Брат- братья

Стул- стулья

- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)

Устно составьте предложение с любым словом

Физминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

2. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня  разделительный   мягкий   знак  нашим хорошим другом.

день

 

показатель мягкости

 

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

разделительный

колосья

зорька

стоять

- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).

VII. Сам. работа с самопроверкой

Тест.

Проверка по эталону.

Самооценка.

VIII. Итог урока.

Рефлексия

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

- Что узнали нового о Ь знаке?

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

IX. Домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак" vol.2

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак"...

Конспект урока по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Конспект урока по русскому языку  для 4 класса по программе "школа 21век"...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока по теме Мягкий знак, 2 класс

конспект урока по русскому языку, 2 класс...