Конспект урока по теме "Разделительный мягкий" знак 3 класс Канакина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Черных Раиса Андреевна

Классы: 3 класс

 

Предмет: русский язык.

 

УМК: «Школа России».

 

Тема урока: «Разделительный мягкий знак».

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

 

Время проведения: I четверть.

 

Цель создать условия для :

-развития умения  определять роль разделительного мягкого знака  в слове, писать  слова с такой орфограммой;

- для развития у обучающихся коммуникативных умений: умения договариваться в паре и группе;

-для развития  и сохранения учебно-познавательной мотивации на протяжении всего урока.

 

Планируемые результаты: обучающиеся научатся:

-определять роль разделительного мягкого знака  в слове, писать  слова с такой орфограммой;

-самостоятельно договариваться в паре и группе;

- сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_.docx54.07 КБ
Файл razdelitelnyy_.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Составила: учитель начальных классов МКОУ «Урываевская оош» Черных Р.А.

Классы: 3 класс

Предмет: русский язык.

УМК: «Школа России».

Тема урока: «Разделительный мягкий знак».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Время проведения: I четверть.

Цель создать условия для :

-развития умения  определять роль разделительного мягкого знака  в слове, писать  слова с такой орфограммой;

- для развития у обучающихся коммуникативных умений: умения договариваться в паре и группе;

-для развития  и сохранения учебно-познавательной мотивации на протяжении всего урока.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся:

-определять роль разделительного мягкого знака  в слове, писать  слова с такой орфограммой;

-самостоятельно договариваться в паре и группе;

- сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока.

Предмет оценивания: умение писать  слова с разделительным мягким знаком.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Вводно-мотивационный этап

-актуализация знаний;

-орфографический  диктант

-взаимопроверка

-целеполагание

-Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл?

-А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком?

- Чему вы учились на прошлых уроках?

- Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок?

- Готовы много думать и говорить? Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха!

Читают пословицу, объясняют ее смысл.

-Сегодня применяем знания, полученные вчера.

-Находить орфограммы в словах.

-Новые открытия.

На доске пословица:    « День сегодняшний – ученик вчерашнего».

-Полученные  ранее  знания пригодятся вам сегодня на уроке. Сейчас на мониторе появятся слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы. Будьте внимательны, подбирайте проверочные слова, вспоминайте правила.

Записывают слова.

П.льто,  зв.зда, сугро., уж.н, ч.йник, ложеч.ка

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу, исправьте ошибки.

-Сверим ваши записи с «эталоном».

Работают в парах.

На экране слова с выделенными орфограммами

- Среди слов, записанных в тетради, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

- Почему?

-Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?

-Для чего служит мягкий знак в этом слове?

-Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласного?

-Как называется этот мягкий знак?

-Пальто.

-Мягкий знак не обозначает звуков.

-6 букв, 5 звуков.

-Для обозначения мягкости согласного.

-Нет, он может разделять согласные от гласных.

-Разделительный мягкий знак.

-Кто уже догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Эта тема для вас новая или вы уже что-то по ней знаете?

-Разделительный мягкий знак.

-Тема знакома.

-Какова общая цель нашего урока?

-Воспроизвести и уточнить имеющиеся знания о  букве «ь» и ее роли в словах;

-научиться  писать слова с разделительным мягким знаком.

-Какова цель урока для каждого из вас?

-Воспроизвожу и уточняю  имеющиеся знания о  букве «ь» и ее роли в словах;

-учусь правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

2. Организация планирования.

-Каким образом мы построим работу на уроке? Я предлагаю вам свой вариант плана. Если вы не согласны с ним, внесите свои изменения.

-Проговорите в парах, что вы будете делать на каждом этапе плана?

1).-Вспоминаем, что мы знаем о разделительном ь.

Выполняем звуковой анализ слов, сравниваем их.

Изучают предложенный план, вносят свои изменения, принимают его.

План выводится на экран:

1.Подготовительная работа. (Вспоминаем, что знаем по данной теме, выполняем звуковой сравнительный анализ слов).

2).Работаем в группах с правилом написания разделительного мягкого знака. Составляем модель (схему).

2. Работа  в группах с правилом написания разделительного мягкого знака.

Моделирование.

3). Упражняемся в написании слов с разделительным мягким знаком. Выполняем звукобуквенный разбор слова.

3.Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. Звукобуквенный разбор слова.

4). Проверяем себя с помощью теста и оцениваем свои знания.

4. Проверка полученных знаний (тест), самооценка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3.Реализация плана

Контроль своих знаний

-Кто понял, что нужно будет делать на каждом этапе?

(Отвечают на вопрос учителя).

-На первом этапе мы должны  вспомнить, что мы знаем о мягком знаке вообще и о разделительном –в частности. Чтобы это сделать, проведем звуковой анализ слов: семя и семья.

-[сʹэмʹа]  [сʹэмʹйʹа]

- В каком слове происходит слияние согласного с гласным?

А в каком звуки произносятся отдельно?

 А как на письме отделить эти звуки?

-Какие буквы разделяет мягкий знак? Охарактеризуйте их.

-Какие еще гласные буквы образуют 2 звука после мягкого знака?

-Давайте попробуем сформулировать правило написания разделительного мягкого знака.

-Как проверить, верны ли наши предположения?

-Семя.

-Семья.

С помощью мягкого знака.

-Согласную букву «м», образующую звук -[мʹ], гласную букву «я», образующую 2 звука- [йʹа].

-Ю,Е,Ё

Предлагают свои формулировки.

-Посмотреть формулировку в учебнике.

-Следовательно, мы переходим ко второму пункту нашего плана. Работаем в группах.

-Представьте, пожалуйста, ваши схемы.

-Я тоже хочу предложить вам свой вариант схемы.

 -Какая схема вам кажется наиболее удачной? Почему?

Работают над схематической фиксацией правила написания разделительного мягкого знака.

Представляют свои идеи.

Выбирают лучший вариант.

Инструкция.

1. Прочитайте правило написания в словах разделительного мягкого знака.

2. Попробуйте создать модель (схему), которая поможет понять  способ написания разделительного мягкого знака в  словах.

Для этого ответь на вопросы:

-Что стоит перед мягким знаком?  Подумайте, как это зафиксировать?

-Что стоит после мягкого знака? Это одна или несколько букв? Как это зафиксировать?

-Определите место мягкого знака на схеме.

-Над каким пунктом плана работали?  Можем ли двигаться дальше?

-Упражняемся в написании слов с разделительным ь.

(выполняют упражнение из учебника , стр 68, № 125).

Выполняют звукобуквенный разбор слова друзья.

-Проверим и оценим свои знания.

-Проверьте правильность выполнения задания по эталону.

Выполняют тест.

Рефлексия

-Подведем итог нашей работы.

-Какую цель ставили? Чего достигли?

Ответьте на мои вопросы:

-Чему научился?

-Какие открытия для себя сделал?

-С какими заданиями справились успешно? Над чем ещё нужно работать?

-Как ты считаешь, был ли для тебя урок успешным?

-Что тебе давалось легко? Что было трудным?

-Что было самым интересным во время работы?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

-Откройте тетрадь на печатной основе. Найдите упражнение, соответствующее теме нашего урока. Выполните его дома.

Желающие могут составить для товарищей диктант  по теме нашего урока из 6-8 слов.

16-32

Р.Р. Изложение повествовательного текста по вопросам и коллективно составленному плану.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану

-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

-применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

фронтальная, индивидуальная;

письменный самоконтроль

17-33

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Определять среди слов слова, которые появились в нашем языке  сравнительно недавно (компьютер). 

фронтальная, индивидуальная;

-словесные (беседа, рассказ);

-работа по заданному образцу;

-наблюдение;

- учебный диалог;

письменный самоконтроль

18-34

Проверочный диктант.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

индивидуальная;

письменный самоконтроль.

19-35

Проект «Рассказ о слове»

. Подбирать из различных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации

Коллективная;

Самостоятельная;

-работа по заданному образцу;

письменный самоконтроль.

Состав слова (16 ч)

Фамилия, имя ученика

I четверть

II четверть

II четверть

IV четверть

1 класс

I полугодие

II полугодие

1.Глушко Надежда

«5»-25 слов

«4»-20 слов

«3»-

«2»

2.Дельхман Светлана

3 класс

1.Гартманн Илья

«5»-60 слов

«4»-55 слов

«3»-50 слов

«2»-до 35 слов

«5»-75 слов

«4»-70 слов

«3»-65 слов

«2»-до 50 слов

2. Глушко Алина

3 .Гребе Валентина

4.Головко Дарья

5.Дельхман Карина

6.Зайцев Алексей

7.Шатько Максим

C:\Users\123\Documents\начальная школа\рисунки\Анимашки - Школа\Анимашки - Школа\42.gif


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Урываевская основная общеобразовательная школа»

Панкрушихинского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по ВР

____________Гуцева Ж.Н.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Урываевская оош»

____________Мурашкина Н.Н.

на 2015-2016 учебный год

                                                                                                       Классный руководитель:

                                                                Черных Р.А.,

                                                                учитель начальных классов,

                                                                I квалификационная категория

                                                                Стаж работы – 26 года

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в  слове после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: 

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: 

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Инструкция.

1. Прочитайте правило написания в словах разделительного мягкого знака.

2. Попробуйте создать модель (схему), которая поможет понять  способ написания разделительного мягкого знака в  словах.

Для этого ответь на вопросы:

-Что стоит перед мягким знаком?  Подумайте, как это зафиксировать?

-Что стоит после мягкого знака? Это одна или несколько букв? Как это зафиксировать?

-Определите место мягкого знака на схеме.

Инструкция.

1. Прочитайте правило написания в словах разделительного мягкого знака.

2. Попробуйте создать модель (схему), которая поможет понять  способ написания разделительного мягкого знака в  словах.

Для этого ответь на вопросы:

-Что стоит перед мягким знаком?  Подумайте, как это зафиксировать?

-Что стоит после мягкого знака? Это одна или несколько букв? Как это зафиксировать?

-Определите место мягкого знака на схеме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК» 3 класс УМК «Школа России»

Слайд 2

« День сегодняшний – ученик вчерашнего».

Слайд 3

П.льто , зв.зда , сугро ., уж.н , ч.йник , ложеч.ка П а льто, зв е зда, сугро б , у жи н, ча йник, ложе чк а

Слайд 4

Цель: -Воспроизвести и уточнить имеющиеся знания о букве « ь » и ее роли в словах; Воспроизвожу и уточняю… Учусь… -научиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Слайд 5

План работы . 1.Подготовительная работа. (Вспоминаем, что знаем по данной теме, выполняем звуковой сравнительный анализ слов). (Коллективно) 2 . Работа в группах с правилом написания разделительного мягкого знака. Моделирование. 3. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. (Работа с учебником стр.68, №125, в парах). Звукобуквенный разбор слова. (коллективно) 4. Проверка полученных знаний (тест), самооценка (индивидуально)

Слайд 6

Немного отдохнём ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 7

[ сʹэмʹа ] [ сʹэм ʹ йʹа ] сем ь я семя

Слайд 10

1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в слове после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. Тест 2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля ; В) очки. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов …и; Б) руч …ка; В) ден … ки . 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь -юга; Б) крыль -я; В) маль -чик.

Слайд 11

Какую цель ставили? Чего достигли?

Слайд 12

Чему научился? Какие открытия для себя сделал? С какими заданиями справились успешно? Над чем ещё нужно работать? Как ты считаешь, был ли для тебя урок успешным? Что тебе давалось легко? Что было трудным? Что было самым интересным во время работы?

Слайд 13

Источники http://funforkids.ru/pictures/school21/school21099.png девочка за партой http://lylik72.narod.ru/images/69490796_09.png девочка http://www.look.com.ua/pic/201210/1280x960/look.com.ua-60110.jpg лист в линию http://ex-ps.ru/_ld/4/440.jpg голубой фон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок 3 класс Канакина

Конспект  к уроку русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок Канакина УМК "Школа России"...

Конспект урока "Части речи" 3 класс Канакина

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи" Канакина  УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 4 класс Канакина

Тема: «Фразеологизмы»     Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма,...

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс Канакина,Горецкий. Школа России

онспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс Канакина,Горецкий. Школа России...