конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Степаненко Ирина Ивановна

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степаненко Ирина Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Номинация «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников  на уроках естественно-научного цикла»

Электронный адрес: stepanenkoii@mail.ru

Программа «Начальная школа XXI века»

Руководитель проекта – чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградова

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Степаненко Ирина Ивановна

Русский язык. 4 класс

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель:создать условия для формирования умения  писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце  слова  после шипящих в именах существительных,  именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

  1. Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

            Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать,     сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

     Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

  1. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

 

Оборудование:  ИД;  учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2011;  рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самоанализ;
  • анализ;
  • контроль результата

                                          Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарий

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

Данный этап работынастраивает обучающихся на определенный вид работыразвивая личностные и образовательные компетенции

Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам.

Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение.

Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания.

На 5, 6 этапе урока

добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.

Работа на данном этапе урока способствует

развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняютУ/З

контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти.

Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Кокретизируют противоречия в знания, учебных действиях.

- Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

- Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.

- Чему учимся на уроках русского языка?

- Какие области русского языка мы изучаем?

ИД Слайд №1

-В какой области мы остановимся,  вы определите сами чуть позже.

- Говорить и писать правильно.

-  Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

 

Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи».          Мотивационный.

-Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.

- Ваши предложения?

- Какие организационные правила применим в работе?

1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь),  колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).

- Прочитайте задание и задайте  вопросы  на понимание.

- Какое основание для определения групп слов?

- Обозначьте правило правописания орфограммы в  словах каждой  группы  графической моделью.

Миниитог.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

- Какую работу выполнили?

Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

-Какая группа слов вызвала противоречие?

-Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

- Почему возникло противоречие?

  1. Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.
  2. Контролировать действия и результат работы.
  3. Оценивать действия и  результат работы символами.
  • + -  самостоятельно и без ошибок выполнял работу.
  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.
  • -  – самостоятельно работать  не мог.
  • Фиксируем в тетрадях на полях.

1.Работа в группах.  (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ? не изучали. 

-Орфографическое.

Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

 (на доске)

С  3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

 С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет

1) Какой  частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

- Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.

Самооценка.

  • + -  самостоятельно и без ошибок выполнял работу.
  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.
  • -  – самостоятельно работать  не мог.

 5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

-Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и  др.

- Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

-В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

ИД слайд  №2

- Какую цель поставите себе на уроке?

- Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

- Правописание.

- Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание.     Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

- Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

-Как построим нашу работу?

ИД  Слайд  №3

У узнать о  правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

 - учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К  контролировать свою работу и работу одноклассников.

 По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

  1. Работа по учебнику.

Стр.94, рубрика «Давай подумаем»

Задание.

- Прочитайте предложения.

- Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

- Определи, к  какой части речи относятся выделенные слова?

- В каких формах они стоять?

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Что вы прочитали?

- Объясните значение любой пословицы по выбору.

- Какие слова вы нашли в предложениях?

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- В каких формах они стоять?

ИД   Слайд   №4

- Какое общее основание в данных словах?

- Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

- Как вы проверите свой вывод?

- Проверьте,  правы ли вы в  своём утверждении.

- Что скажите о своем выводе.

- Сформулируйте правило.

- Сделайте графическую модель правила (опору).

- Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

- Вы сможете открыть скобки?

- Как напишите глаголы данной группы?

- Откройте скобки карандашом.

- Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.

- Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах,  опираясь на графическую модель.

Проследим наше продвижение по плану работы.

- Что выполнили?

- На каком этапе работы находимся?

Миниитог.

Оцените результат своей работы на пройденных этапах.

- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Работа в группах.

- Предложения, которые являются пословицами.

- Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь   (что сделай?,  2 л. ед.ч.)            

   

погонишься  (что сделаешь?,2 л. ед.ч. ) 

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)   

едешь    (что делаешь?,  2л. ед.ч.)                        

будешь (что сделаешь?,  2л. ед.ч.)     

испечёшь  (что сделаешь?, 2л. ед.ч.   )     

беречь  (что делать?, н.ф.г.)

- Орфографическое.

-В  глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.

- Нужно прочитать в учебнике рубрику «Тайны языка» и сравнить со своим выводом.

- Читают правило в учебнике на стр. 94, рубрика «Тайны языка»

- Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

 Г- ш, щ, ч, ж +Ь

5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

- Да.

- С мягким знаком после шипящей.

- Открывают скобки карандашом.

 - Г- ш, щ, ч, ж +Ь

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

- Анализируют план работы.

 - Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

  1. Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

- Над чем нужно поработать?

-Оцените результат своей работы.

  1. Работа по учебнику.

Стр. 95, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?

- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.

 

ИД  Слайд  №5

-Оцените результат своей работы.

- Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?

  1. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 34, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте  вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.

- Оцените результат работы товарища.

  1. Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ;  есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

- Почему?

- Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

- Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

- Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

- Оценивают символами: +, ?, -

- Задают вопросы.

1) Какой  частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

2.Работа в группах.

Самопроверка.

нач. ф. гл.                   2 л.,ед.ч.                      

      беречь                        думаешь                   

      обжечь                        стоишь

      поджечь                     говоришь

      стричь                          сидишь

      помочь                        бежишь

                                         кричишь   

                                             идёшь

съешь                                 поёшь

спрячь                                 летишь                            

                                              льёшь

- Оценивают символами: +, ?, -

3.Самостоятельная работа.

- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

  1. у  имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.
  2. у  глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

  1. у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, мног задач, плащ, нож и т.д.
  2. у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

 Взаимооценка результата работы.

4.Самостоятельная работа.

  1. ночь  +
  2. луч  -
  3. беречь  +
  4. кирпич  -
  5. знаешь  +
  6. отрежьте  +
  7. хорош  -
  8. зажечь  +
  9. дремлешь  +
  10. могуч  -
  11. чертишь  +
  12. желаю удач  -
  13.  фальшь  ?, +

- Фальшь.

- Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не  можем определить часть речи.

- В толковом словаре.

- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

Этап 7. Подведение итога урока.Рефлексия.

- Предлагаю определить домашнее задание.

- Почему?

- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу  возьмем на следующий урок и продолжим её решать.  

-Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?

- Что было самым главным на уроке?

- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

- Где эти знания сможете применить?

- Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.  

- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

- Какие вопросы необходимо решить?

-Спасибо всем за работу

- Д/з: уч. С. 94, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(повыбору)

- Обосновывают выбор Д/з.

- Выполнили все.

- Решили все задачи.

- Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой  частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

- На уроках русского языка.

- Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

- В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....

Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...