Конспект урока по русскому языку тема «Разделительный мягкий знак» 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку     

                                                                           тема «Разделительный мягкий знак»

2класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Саакян О.Б.

МБОУ СОШ №14 с Кривенковское

МО Туапсинский район

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_klass.doc608 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 С.КРИВЕНКОВСКОЕ

                                                                         Конспект урока по русскому языку      

                                                                           тема «Разделительный мягкий знак»

2класс

Учитель начальных классов Саакян О.Б.

МБОУ СОШ №14 с Кривенковское

МО Туапсинский район


Пояснительная записка к уроку.

Школа: МБОУ СОШ № 14 с.Кривенковское  МО Туапсинский район

Учитель: Саакян Ольга Борисовна

Класс: 2 а

Предмет: русский язык

Тема: разделительный мягкий знак

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: познакомить детей с функцией разделительного мягкого знака.

Цель первого этапа «Самоопределение к деятельности»: включить в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «Я хочу!».

Цель второго этапа «Актуализация знаний»: готовность мышления, осознание потребности к новым действиям. Воспроизведение знаний, умений, навыков достаточных для построения нового способа действий. Активизация соответствующих мыслительных операций.

Цель третьего этапа «Локализация затруднений»: выявление места и причин затруднений, постановка цели и темы урока. Поскольку это проблема, то гипотезы детей могут быть весьма разнообразны.

Цель четвёртого этапа «Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания»: построение нового способа действий, решение поставленной проблемы. Для открытия новых знаний используется подводящий диалог.

Цель пятого этапа «Первичное закрепление»: усвоение нового способа действий, создание ситуации успеха. Проводится диагностика понимания  и вторичное закрепление алгоритма .

Цель шестого этапа «Контроль.  Отработка действий по алгоритму»:

Дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой. Проверяется умение использовать правило.

 Седьмой этап «Рефлексия деятельности. Итог урока», цель которого: соотнесение цели урока и результата. Возвращаю ребят к вопросам, которые были поставлены в начале урока.

 Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

образовательный: сформировать представление учащихся о Ь как о разделительном знаке.

 развивающий: развивать  логическое мышление, память, внимание, коммуникативные навыки  учащихся, развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать.

воспитательный: воспитывать любознательность и взаимопонимание, развивать чувство ответственности.

 Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. 

Задачи:

1. Создать условия для формирования понятия “разделительный мягкий знак.

2. Уметь распознавать слова с разделительным мягким знаком и правильно записывать их..
3. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать.
4 Способствовать развитию умения быть внимательными, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.  

Форма организации урока- урок- исследования 

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

  В работе используется образовательная программа «Школа 2100» под науч. ред. Д.И.Фельдштейна, автор учебников Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеев.  Тема урока относится к разделу «Слово».  Количество уроков по предмету в неделю 5 часов .Общий объем учебного времени за год составляет 170 часов.

Характеристика класса :в классе 25 учеников , по  уровню развития -  разноуровневый ( 5 слабых учеников, 4 - сильных , 19 – среднего уровня), Общий темп деятельности класса – выше среднего.Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. На уроке чувствуют себя комфортно. Нормы поведения и общения, соблюдают.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование:

  • Магнитная доска
  • Опорная схема “Разделительный мягкий знак” 
  • Раздаточный материал
  • Интерактивная доска
  • Компьютер

Тип  урока- изучения нового. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, интерактивная доска)
  • практические (работа с карточками).
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных       перед учащимися проблем).

Характеристика класса: в классе 25 учеников , по  уровню развития -  разноуровневый ( 5 слабых учеников, 4 - сильных , 19 – среднего уровня), Общий темп деятельности класса – выше среднего. Внимание у большинства детей устойчивое, отмечается высокий уровень познавательной активности. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу,  старательные. На уроке чувствуют себя комфортно. Нормы поведения и общения, соблюдают. Ошибиться при ответе не боятся,  к доске выходят уверенно.

Анализ урока

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Активизировала познавательную деятельность и повышала интерес к учению на уроке через современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, компьютерные, личностно-ориентированное обучение. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен ученикам второго класса. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено и использовалось эффективно. Интенсивность урока балы оптимальной с учетом физических и психологических особенностей второклассников. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Для каждого ученика была создана ситуация успеха. Думаю , урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.

 

Сценарий урока

Разделительный мягкий знак

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!  Но вы уже видели, что к вам на урок пришли гости посмотреть какие вы умницы, как вы умеете работать на уроке. Давайте поприветствуем их.

Тихонечко сели.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о необыкновенной букве, которая живет в этом красивом домике.

А что это за буква вы узнаете отгадав загадку.

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так —
Стал похож на ______________!

Дети . На мягкий знак!

Учитель. Правильно. Красивый домик у мягкого знака? Пойдем к нему в гости?

                                img1

 А чтобы мы не забыли этот день, запишем дату в наших тетрадках.

26 февраля.

Классная работа.

. Что нужно сделать, когда приходишь в гости? (постучаться) Для этого мы должны вспомнить все, что знаем  о мягком знаке.

Дети. Он находится в конце алфавита, не обозначает звука, с него не начинаются слова, он смягчает  согласные звуки.

                                   img2

Учитель. Молодцы! Вот и появился наш мягкий знак.

Давайте мы пропишем его в наших тетрадках одну строчку красиво и аккуратно. Взяли правильно ручку  в руку, спинку выпрямили.

 Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Задание.

У. Сейчас проведём игру “ Третий лишний” .

На доске слова: белка, дочка, пень

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово—пень, в нём 4 буквы, а звуков – 3, т.к. мягкий знак звука не обозначает.

У. А какую работу он выполняет?

Д. Он обозначает мягкость согласного звука [ н ']

На доске слова: осень, кольцо, цепь.

У. Какое слово лишнее?

Д. Кольцо. В этом слове мягкий знак стоит в середине слова.

На доске слова: яблоко, пятно, пляска.

У. Какое слово лишнее?

Д. Лишнее слово — яблоко, т.к. в этом слове я обозначает два звука [й а].

У. А какие ещё гласные могут обозначать два звука?

Д. е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова или после гласных.

У. Итак, подведем итог: что мы повторили о мягком знаке и гласных буквах е, ё, ю, я ?

Д. Мягкий знак звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука, который стоит впереди. Гласные буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласных букв.

У. Эти выводы нам понадобятся для открытия нового знания и определения темы сегодняшнего урока.

ІІІ. Постановка проблемы.

(Для постановки проблемы использую “яркое пятно”. Предлагаю сказку “О мягком Знаке и его брате” )

В стране Грамматике жил дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного знали просто Мягкий Знак, а другого – Мягкий знак, но как-то по особенному. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее. –Я! - говорил Мягкий Знак, обозначаю мягкость согласных на письме. –Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что...

( Волина В. “Весёлая грамматика”)

У. Как вы думаете, ребята, что показывает второй братец мягкий знак?

В этом нам поможет мальчик Коля.

ІV. “Открытие” нового знания.

1. Поиск решения.

( Для открытия нового знания использую подводящий диалог).

image4

Рисунок1

У. Вот мальчик Коля. Он несёт заострённые палочки – колья. 

На доске написаны слова: Коля колья

У. Прочитайте пару слов. Чем похожи слова?

Д. В словах одинаковые согласные и гласные буквы.

У. Чем отличаются эти слова?

Д. В одном слове есть мягкий знак, а в другом нет.

У.Произнесите в первом слове второй слог. Как он произносится? (слитно) А теперь во втором слове второй слог.  А как он  произносится в этом слове? (раздельно)

У. Так на что показывает мягкий знак во втором  слове?

Д. Мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков.(разделяет звуки)

У.Давайте произнесем слово КОЛЯ. Скажите, сколько букв и звуков в этом слове?

Д. В этом слове 4 буквы и 4 звука.

У. Кто  напишет транскрипцию этого слова?

У. А в слове колья сколько букв и звуков ?

Д. В слове 5 букв и 5 звуков?

У. Напишите транскрипцию этого слова.

У. Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не обозначает?

Д. Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет мягкий согласный звук  [ л' ]  и букву я,, которая обозначает два звука[ йа ]. Т.е. мягкий знак разделяет два согласных звука [ л' ]  – [ й ]

У. Итак, какова тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока “Разделительный мягкий знак”

2. Работа с учебником.

У. Давайте откроем учебники на стр.118 и прочитаем вывод о разделительном мягком знаке.

Д. Мягкий знак в слове [кол'йа] — это разделительный мягкий знак. Он показывает, что следую щая за мягким согласным [ л' ] буква я обозначает два звука [ йа ].

Д. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним в слове гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йи], [йу], [йа].

На доске таблица: 

image1

У. Ребята, что вы ещё новое открыли для себя?

Д. Буква и в слове соловьи обозначает два звука – [ й' и ]

Физкультминутка

V. Первичное закрепление.

1. С. 118 упр. 202 с коментированием

Делаем вывод, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак

На доску вывешивается опора:

Разделительный мягкий знак

image2

У.Ребята, мягкий знак подготовил вам задание.

1. Работа в парах.

Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:

image3

  1.  Снежная буря.
  2. Домики для пчёл.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Животное, наиболее близкое к человеку.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

( Ответы: вьюга, улья, семья, обезьяна, варенье )

2..  Работа с раздаточными карточками (слайд13)

Уровень А

– Укажите стрелками к какому столбику относятся слова:

мягкий знак

деньки
ученье
огоньки
вьюга
письмо
соловьи

разделительный мягкий знак

Уровень Б

– Вставьте, где надо разделительный мягкий знак:

  • Кол…я принёс домой кол…я для забора.
  • Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

VІ Контроль.  Отработка действий по алгоритму.

У. Перед вами слова. На какие группы можно разделить их?

Коньки, день,  ладья ,барьер, варенье, вьюнок ,боль, чутьё, пеньки, воробьи, пень, колья, лось, бельё, пить, шитьё, семья, редька, вьюга, ульи,    

Д.  В одну группу запишем слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного звука, а в другую – слова с разделительным мягким знаком.

У. (работа у доски) Выходим по одному к доске и записываем слова в нужную колонку с объясненим.

VІІ. Итог урока.

У. Какую тему мы сегодня изучали? Что мы повторили и что нового узнали о мягком знаке? Давайте закончим таблицу.

  • Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного.
  • Ь не может стоять после гласного.
  • Он бывает разделительным
  • Стоит перед буквами е,ё,ю,я,и

№1 – домик мягкого знака, указывающего на мягкость предыдущего согласного.
№2 –
ь не может стоять после гласного.
№3 – домик разделительного мягкого знака

http://festival.1september.ru/articles/213828/img2.gif

Что было трудно, что интересно?

 Задание на дом

Запишите по 3 слова, которые могут жить в 1 и 3 домик

Творческие задания на выбор: 

Придумать рифмовку или загадку по теме урока..

У. Мне очень понравились работать с вами на уроке. Вы показали свои знания, умение анализировать и делать выводы. Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

конспект урока ФГСР по теме "Разделительный мягкий знак" во 2 классе школы II вида

Интересный урок по формированию грамматического строя речи во 2 классе школы II вида...

Урок по русскому языку "Разделительный мягкий знак" в 2 классе (Занков)

Урок с применением технологии развития критического мышления, интерактивных методов обучения....

Конспект урока "Правописание слов с разделительным мягким знаком" УМК "Школа России"

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом напи...

Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")

Конспект урока  " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")...

Конспект урока во 2 классе " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока " Разделительный мягкий знак"...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...