Конспект урока "Правописание слов с разделительным мягким знаком" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; научить различать орфограммы между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 101

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; научить различать орфограммы между собой.

Формируемые УУД:

Предметные: закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; различать две функции мягкого знака; закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости; обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П. Канакина), тетради, картинный словарь, карточки для групповой, парной и индивидуальной работ, интерактивный коврик «Маша и Медведь».

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

2) Актуализация опорных знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

  1. Каллиграфическая минутка.

-Давайте откроем тетради и запишем число.

Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.

-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Наш сегодняшний урок начнём с каллиграфической минутки.

-А какую букву мы будем писать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

Мягкий знак

Учитель нажимает букву Ъ на интерактивном коврике. Запись по памяти.

Свинья. Такая Маша озорница, что и свинья ее боится.

2. Словарно-орфоэпическая работа.

Картинки с изображением: свинья, воробьи, карандаш, машина, девочка. 

Один ученик у доски, остальные в тетради.

- Какие слова мы записали? (словарные) Почему они словарные? ( написание этих слов нужно запомнить)

- Давайте проверим. Взаимопроверка.

- Кто написал слово «воробьи» без разделительного мягкого знака?

- Зачем нужен разделительный мягкий знак?

Маша составила предложения, но написала их с ошибками. Помогите Маше исправить ошибки.

Моя семя небольшая. Я полю укроп из лейки. Коля забора острые.

- Какие орфограммы не знает Маша?

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Что такое орфограмма?(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)

-Какие виды орфограмм вы знаете? (Безударный гласный в корне слова, парный согласный, разделительный мягкий знак)

-Сегодня мы с вами продолжим работу над этой темой. А помогут нам в этом герои мультфильма, а какого вы сейчас сами догадаетесь («Маша и медведь»).

Учитель вывешивает на доску интерактивный коврик «Маша и Медведь». Включает его, Маша приветствует детей.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы.

- Вместе с Машей, мы отправимся в интересное путешествие по сказочному лесу.

- Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока (упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком).

  1. Первичное закрепление знаний и умений учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. Работа по учебнику Упр. 59 (с. 34). Коллективное выполнение.

Сделайте вывод: как переносятся слова с мягким знаком?

- В каких случаях слова с мягким знаком не переносятся?

- Прочитайте правило.

  1. Игра «Орфографический мяч»

Учитель кидает учащимся мяч, называя слово с мягким знаком. Ученик возвращает мяч, проговаривая способ переноса.

Семья, польза, листья, раньше, асфальт, льют, сошью, льдина, перья, Ольга, хлопья, крыльцо, волчьи, вьет, тетрадь, восемь, деньки, соловьи

  1. Работа в группах. Дети разделены на две группы и выполняют работу по степени трудности.

1 группа - формулирует правило.

Разделительный мягкий знак пишется после _____________, перед _____________ (какими?) Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.

2 группа- делят слова для переноса.

- Вспомните, как переносятся эти слова, запишите. По-лью, ко-лья, со-лью

Проверим, как справились с заданием ребята.

Проверка карточек, формулирование правила.

- Какую функцию выполняет буква «ь» в данном слове?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Предположите, почему мягкий знак в этом случае называется разделительным?

- Кто уже сможет повторить правило? Обратите внимание, как выделяется данная орфограмма.

  1. Работа по алгоритму.

Задание: Слова запиши так, чтобы они обозначали много предметов.

ЛИСТ -                  СОЛОВЕЙ -                РУЧЕЙ -                СТУЛ-                 КРЫЛО-

ВЫВОД: Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне, после согласных перед гласными е ё ю и я и влияет на лексическое значение слова. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным

Физкультминутка «Яблоко»

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

  1. Работа в парах.

- Мы с вами повторили написание слов с разделительным ь. А сейчас, давайте составим словосочетания с данными словами.

Задание: Вам даны слова и вопрос, а вы должны подобрать к ним подходящее по смыслу слово, обозначая изучаемую орфограмму.

Нора (чья?) … Например: лисья

Следы (чьи?) … Например: заячьи

Пение (чьё?) … Например: птичье

- Мы знаем, что наша речь состоит из предложений. Попробуйте составить предложение, с одним из полученных словосочетаний.

  1. Игра «Поймай разделительный мягкий знак»

Задание: Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором пишется разделительный мягкий знак. 

Слова написаны на карточках. Первую половину игры ученики стоят лицом к учителю, вторую – спиной.  

Колья, мыло, вьют, Кузьма, здоровье, дверь, хлопья, Коля, жильё.

  1. Комментированное письмо. Коллективная работа.

Учитель на интерактивном коврике нажимает букву В, Ш,Ф.

Задание: Запиши предложение, выдели орфограммы. Подчеркни главные члены предложения.

Из шишек Маша в воскресенье сварила вкусное варенье.

Бросала белка шишки с елки, прочь разбежались злые волки.

Откуда в чаще огонек, медведь в лесу фонарь зажег.

  1. Индивидуальная (дифференцированная) работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Задание: Составьте предложения из групп слов.

на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды

висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выполнить  упр. 65 (с. 37). Прочитай внимательно задание в учебнике, приготовь свои принадлежности для письма.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Что нового узнали?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления.          Планируемые результаты:Предметные: Знать:...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....