Конспект урока "Правописание слов с разделительным мягким знаком" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; научить различать орфограммы между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 101
Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; научить различать орфограммы между собой.
Формируемые УУД:
Предметные: закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; различать две функции мягкого знака; закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости; обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П. Канакина), тетради, картинный словарь, карточки для групповой, парной и индивидуальной работ, интерактивный коврик «Маша и Медведь».
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Ход урока:
- Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
2) Актуализация опорных знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
- Каллиграфическая минутка.
-Давайте откроем тетради и запишем число.
Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.
-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)
Наш сегодняшний урок начнём с каллиграфической минутки.
-А какую букву мы будем писать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Мягкий знак
Учитель нажимает букву Ъ на интерактивном коврике. Запись по памяти.
Свинья. Такая Маша озорница, что и свинья ее боится.
2. Словарно-орфоэпическая работа.
Картинки с изображением: свинья, воробьи, карандаш, машина, девочка.
Один ученик у доски, остальные в тетради.
- Какие слова мы записали? (словарные) Почему они словарные? ( написание этих слов нужно запомнить)
- Давайте проверим. Взаимопроверка.
- Кто написал слово «воробьи» без разделительного мягкого знака?
- Зачем нужен разделительный мягкий знак?
Маша составила предложения, но написала их с ошибками. Помогите Маше исправить ошибки.
Моя семя небольшая. Я полю укроп из лейки. Коля забора острые.
- Какие орфограммы не знает Маша?
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Что такое орфограмма?(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)
-Какие виды орфограмм вы знаете? (Безударный гласный в корне слова, парный согласный, разделительный мягкий знак)
-Сегодня мы с вами продолжим работу над этой темой. А помогут нам в этом герои мультфильма, а какого вы сейчас сами догадаетесь («Маша и медведь»).
Учитель вывешивает на доску интерактивный коврик «Маша и Медведь». Включает его, Маша приветствует детей.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
- Вместе с Машей, мы отправимся в интересное путешествие по сказочному лесу.
- Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока (упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком).
- Первичное закрепление знаний и умений учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
- Работа по учебнику Упр. 59 (с. 34). Коллективное выполнение.
Сделайте вывод: как переносятся слова с мягким знаком?
- В каких случаях слова с мягким знаком не переносятся?
- Прочитайте правило.
- Игра «Орфографический мяч»
Учитель кидает учащимся мяч, называя слово с мягким знаком. Ученик возвращает мяч, проговаривая способ переноса.
Семья, польза, листья, раньше, асфальт, льют, сошью, льдина, перья, Ольга, хлопья, крыльцо, волчьи, вьет, тетрадь, восемь, деньки, соловьи
- Работа в группах. Дети разделены на две группы и выполняют работу по степени трудности.
1 группа - формулирует правило.
Разделительный мягкий знак пишется после _____________, перед _____________ (какими?) Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.
2 группа- делят слова для переноса.
- Вспомните, как переносятся эти слова, запишите. По-лью, ко-лья, со-лью
- Проверим, как справились с заданием ребята.
Проверка карточек, формулирование правила.
- Какую функцию выполняет буква «ь» в данном слове?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Предположите, почему мягкий знак в этом случае называется разделительным?
- Кто уже сможет повторить правило? Обратите внимание, как выделяется данная орфограмма.
- Работа по алгоритму.
Задание: Слова запиши так, чтобы они обозначали много предметов.
ЛИСТ - СОЛОВЕЙ - РУЧЕЙ - СТУЛ- КРЫЛО-
ВЫВОД: Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне, после согласных перед гласными е ё ю и я и влияет на лексическое значение слова. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным
Физкультминутка «Яблоко»
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Обобщение новых знаний | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
- Работа в парах.
- Мы с вами повторили написание слов с разделительным ь. А сейчас, давайте составим словосочетания с данными словами.
Задание: Вам даны слова и вопрос, а вы должны подобрать к ним подходящее по смыслу слово, обозначая изучаемую орфограмму.
Нора (чья?) … Например: лисья
Следы (чьи?) … Например: заячьи
Пение (чьё?) … Например: птичье
- Мы знаем, что наша речь состоит из предложений. Попробуйте составить предложение, с одним из полученных словосочетаний.
- Игра «Поймай разделительный мягкий знак»
Задание: Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором пишется разделительный мягкий знак.
Слова написаны на карточках. Первую половину игры ученики стоят лицом к учителю, вторую – спиной.
Колья, мыло, вьют, Кузьма, здоровье, дверь, хлопья, Коля, жильё.
- Комментированное письмо. Коллективная работа.
Учитель на интерактивном коврике нажимает букву В, Ш,Ф.
Задание: Запиши предложение, выдели орфограммы. Подчеркни главные члены предложения.
Из шишек Маша в воскресенье сварила вкусное варенье.
Бросала белка шишки с елки, прочь разбежались злые волки.
Откуда в чаще огонек, медведь в лесу фонарь зажег.
- Индивидуальная (дифференцированная) работа
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Задание: Составьте предложения из групп слов.
на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды
висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выполнить упр. 65 (с. 37). Прочитай внимательно задание в учебнике, приготовь свои принадлежности для письма.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
- Что нового узнали?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления. Планируемые результаты:Предметные: Знать:...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....