Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Руськина Надежда Ивановна

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Для учащихся 2 класса

Цели:

  1. формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово; повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

Оборудование: учебники русского языка 2 класс Бунеева, схема правописания разделительного ь; тетради

Ход работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент

- На меня все посмотрели. И за парту тихо сели.

- Здравствуйте!                               

-Здравствуйте

2.

Актуализация знаний

- Я буду диктовать слова во множественном числе, а вы записываете их в единственном числе. Если я диктую слово медведи, что запишите вы?

-Всем понятно? Работаем внимательно. Лоси, окуни, словари, дни, двери, сети, тетради

-Что общего у этих слов?

-Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?

Медведь

Лось, окунь, словарь, день, дверь, сеть, тетрадь

Мягкий знак на конце

Обозначает мягкость согласных на письме

3.

Проблемная ситуация

А теперь я буду диктовать слова в единственном числе, а вам нужно записать их во множественном числе.

Один ученик вызывается к доске.

-Первое слово стул. Как нужно писать слово?

-А как этот мягкий знак называется?

Учитель диктует дальше: перо, дерево, ручей, соловей

-А почему эти слова пишутся с разделительным мягким знаком?

С мягким знаком

Разделительный

Перья, деревья, ручьи, соловьи

Ответы детей

4.

Сообщение темы и цели урока

-Что нам нужно вспомнить?

В каких словах пишется разделительный мягкий знак

5.

Наблюдение над словами с разделительным мягким знаком

Физминутка

-Давайте вспомним, зачем нам нужен мягкий знак. В чем заключается его работа? Для этого понаблюдаем над словами с разделительным мягким знаком. Мягкий знак обозначает, какой- нибудь звук?

-Понаблюдаем за звуковой стороной слов, в которых пишется разделительный мягкий знак. Запишем транскрипции слов вьюга и стулья.

Коллективная работа. Дети последовательно выделяют каждый звук, на доске учитель записывает транскрипции:

Вьюга- 2сл.[в й уга] 5б.,5зв., стулья2 сл.[стул й а]6б., 6зв..

-Теперь обозначим звуки буквами. Звук [в]

-Какой буквой обозначим звуки[й у]?

-Дальше объясните сами.

Запись на доске:

[в й уга]- вюга

Аналогично разбирается слово стулья.

-Прочитайте буквенную запись. Что получается?

-без разделительного знака ю и я становятся мягкими командирами и сливаются с согласными. Пропадает звук й. Какой сделаем вывод? Что разделяет разделительный мягкий знак?

Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед буквами е,е, ю, я, и.Он разделяет два согласных звука, один из которых й спрятан в буквах е, е, ю,  я.

-Прочитайте правило на с.118. Проговорили хором, один ученик пересказал.

-Приведите свои слова с разделительным мягким знаком.

«Дождик»                      Капля - раз, капля - два (2 прыжка)                                   Очень медленно сперва (4 прыжка)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли (руки в стороны)                                                             От дождя себя укрыли (Руки над

головой)

(повторить 3-4 раза

Нет, это беззвучная буква.

Буквой в

Буквой ю

Звук г обозначаем буквой г, звук а- буквой а

Вюга и стуля

Дети формируют вывод

6.

Закрепление

-Упр. 201 (с. 118)

-Прочитайте слова. Почему слова записаны столбиками?

-Что общего у всех слов? Какая орфограмма?

-Выпишите из каждого столбика по одному слову, на выбор. Обозначьте орфограмму.

-Упр. 202 (с. 119)

Выполнение по заданию

Коллективно разбирается в учебнике, а затем дети списывают.

Слова каждого столбика- однокоренные

Разделительный мягкий знак

Рефлексия урока

-Какое правило, мы сегодня повторили? Когда мы пишем разделительный мягкий знак?

-Запишите домашнее задание: упр. 191, с. 83

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...