Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
    Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

    Руськина Надежда Ивановна

    Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

    Для учащихся 2 класса

    Цели:

    1. формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово; повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

    Оборудование: учебники русского языка 2 класс Бунеева, схема правописания разделительного ь; тетради

    Ход работы

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Орг. момент

    - На меня все посмотрели. И за парту тихо сели.

    - Здравствуйте!                               

    -Здравствуйте

    2.

    Актуализация знаний

    - Я буду диктовать слова во множественном числе, а вы записываете их в единственном числе. Если я диктую слово медведи, что запишите вы?

    -Всем понятно? Работаем внимательно. Лоси, окуни, словари, дни, двери, сети, тетради

    -Что общего у этих слов?

    -Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?

    Медведь

    Лось, окунь, словарь, день, дверь, сеть, тетрадь

    Мягкий знак на конце

    Обозначает мягкость согласных на письме

    3.

    Проблемная ситуация

    А теперь я буду диктовать слова в единственном числе, а вам нужно записать их во множественном числе.

    Один ученик вызывается к доске.

    -Первое слово стул. Как нужно писать слово?

    -А как этот мягкий знак называется?

    Учитель диктует дальше: перо, дерево, ручей, соловей

    -А почему эти слова пишутся с разделительным мягким знаком?

    С мягким знаком

    Разделительный

    Перья, деревья, ручьи, соловьи

    Ответы детей

    4.

    Сообщение темы и цели урока

    -Что нам нужно вспомнить?

    В каких словах пишется разделительный мягкий знак

    5.

    Наблюдение над словами с разделительным мягким знаком

    Физминутка

    -Давайте вспомним, зачем нам нужен мягкий знак. В чем заключается его работа? Для этого понаблюдаем над словами с разделительным мягким знаком. Мягкий знак обозначает, какой- нибудь звук?

    -Понаблюдаем за звуковой стороной слов, в которых пишется разделительный мягкий знак. Запишем транскрипции слов вьюга и стулья.

    Коллективная работа. Дети последовательно выделяют каждый звук, на доске учитель записывает транскрипции:

    Вьюга- 2сл.[в й уга] 5б.,5зв., стулья2 сл.[стул й а]6б., 6зв..

    -Теперь обозначим звуки буквами. Звук [в]

    -Какой буквой обозначим звуки[й у]?

    -Дальше объясните сами.

    Запись на доске:

    [в й уга]- вюга

    Аналогично разбирается слово стулья.

    -Прочитайте буквенную запись. Что получается?

    -без разделительного знака ю и я становятся мягкими командирами и сливаются с согласными. Пропадает звук й. Какой сделаем вывод? Что разделяет разделительный мягкий знак?

    Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед буквами е,е, ю, я, и.Он разделяет два согласных звука, один из которых й спрятан в буквах е, е, ю,  я.

    -Прочитайте правило на с.118. Проговорили хором, один ученик пересказал.

    -Приведите свои слова с разделительным мягким знаком.

    «Дождик»                      Капля - раз, капля - два (2 прыжка)                                   Очень медленно сперва (4 прыжка)

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом (8 прыжков)

    Мы зонты свои раскрыли (руки в стороны)                                                             От дождя себя укрыли (Руки над

    головой)

    (повторить 3-4 раза

    Нет, это беззвучная буква.

    Буквой в

    Буквой ю

    Звук г обозначаем буквой г, звук а- буквой а

    Вюга и стуля

    Дети формируют вывод

    6.

    Закрепление

    -Упр. 201 (с. 118)

    -Прочитайте слова. Почему слова записаны столбиками?

    -Что общего у всех слов? Какая орфограмма?

    -Выпишите из каждого столбика по одному слову, на выбор. Обозначьте орфограмму.

    -Упр. 202 (с. 119)

    Выполнение по заданию

    Коллективно разбирается в учебнике, а затем дети списывают.

    Слова каждого столбика- однокоренные

    Разделительный мягкий знак

    Рефлексия урока

    -Какое правило, мы сегодня повторили? Когда мы пишем разделительный мягкий знак?

    -Запишите домашнее задание: упр. 191, с. 83

    -Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

    Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

    Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками

    Тема: Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.Цели: Совершенствование правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаковРазвивать орфографическую зоркость, внимание, ...

    "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ЗНАКОМ»

    Цели урока: ü вместе с детьми определить правило написания в словах разделительного мягкого знака;ü научиться находить слова с этой орфограммой из групп слов с мягким знаком;ü тренироваться в пра...

    Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

    Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...