Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс) на тему

Шпагина Ольга Николаевна

Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические рекомендации для учителя, два варианта календарно-тематического планирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_intellektualnye_vitaminki.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В.

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
  • Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
  • Цель курса
  • Задачи
  • Реализация курса

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
  • Системность
  • Групповая работа
  • Структура занятия
  • Эпиграф
  • Работа с заданиями
  • Рефлексия
  • Виды «витаминок»
  • Обычные
  • Супервитаминки
  • Контрольные
  • Курс «Интеллектуальные витаминки»
  • Облегчённый курс
  • Полный курс

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Приложение 1. Примерное планирование занятий облегчённого курса.
  • Приложение 2. Примерное планирование занятий полного курса.
  • Приложение 3. Ответы с рекомендациями для 1 класса. 
  • Приложение 4. Таблица «Уровни сформированности универсальных учебных действий у первоклассников».
  • Приложение 5. Сценарии особых занятий (по «Супервитаминкам») для 1 классов.
  • Приложение 6. Сценарии особых занятий по Супервитаминкам для 2 классов.
  • Приложение 7. Ответы и рекомендации для вторых классов.

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Курс «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентирование на разнообразие способов решения задач;
  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществление синтеза как составления целого из частей;
  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • установление аналогии;
  • владение общим приемом решения задач.
  • осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.

К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Цель курса

Развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся как основы любой деятельности человека.

Задачи

  • Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
  • Формировать познавательные результаты, заявленные в  «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 35 минут.

2-4 (5) классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание (или каждая «Моновитаминка») направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)
  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
  • Системный анализ (стратегическое планирование)
  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Курс «Интеллектуальные витаминки»

ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС

В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса (Приложение 1) работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».

ПОЛНЫЙ КУРС

Полный курс (Приложение 2) включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:

  • Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
  • БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
  • Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).

Общие рекомендации по работе с «Витаминками»

СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативных УУД.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ. В «витаминках» достаточное количество заданий, в которых может быть два и больше решений. Не останавливайтесь на одном ответе. Обсудите с детьми все предложенные ими варианты (в том числе и неверные) или предложите свой ответ.

Структура занятия

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:

1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.

2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.

3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.

4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.

5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.

Кроме эпиграфа, пословицы могут встретиться и в заданиях «витаминок». В этих заданиях тоже обязательно поработайте над смыслом пословиц.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. В первый месяц познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того, как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы (при отсутствии специально выделенного часа для занятий). Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

Виды «витаминок»

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.

МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками».  Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии.


Приложение 1

Примерное планирование занятий облегчённого курса

Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем (перенесла).

Предлагается 5 (в 3 классе - 6) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие, Специальное занятие.

  1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
  • Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
  • Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их. 

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

  • Работа с эпиграфом
  • Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок».

  • Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.

6. (СП) Специальные занятия

Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.

Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).

План занятия:

  • Проверка домашнего задания (если есть).

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.
  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
  • Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

1 – 2-й год обучения

№ занятия

Структура

Витаминка

Сроки

ВЗ

A

1-я неделя октября

О

B

2-я неделя октября

О

C

3-я неделя октября

О

D

4-я неделя октября

О

E

1-я неделя ноября

О

F

2-я неделя ноября

О

G

3-я неделя ноября

О

H

4-я неделя ноября

СР

I

1-я неделя декабря

ОЗ

Супервитамин 1

2-я неделя декабря

СР

J

3-я неделя декабря

МЗ

Витамин K1

4-я неделя декабря

О

L

3-я неделя января

О

M

4-я неделя января

СР

K

1-я неделя февраля

СР

N

2-я неделя февраля

СР

P

3-я неделя февраля

СР

Q

4-я неделя февраля

СР

R

1-я неделя марта

ОЗ

Супервитамин 2

2-я неделя марта

СР

S

3-я неделя марта

СР

T

4-я неделя марта

СР

U

1-я неделя апреля

АР

V

2-я неделя апреля

АР

W

3-я неделя апреля

АР

X

4-я неделя апреля

СР

Y

1-я неделя мая

СР

Z

2-я неделя мая

МЗ

Витамин K2

3-я неделя мая

ОЗ

Супервитамин 3

4-я неделя мая


Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

3-й год обучения

№ занятия

Структура

Витаминка

Сроки

ВЗ

A

1-я неделя октября

О

B

2-я неделя октября

СР

C

3-я неделя октября

СР

D

4-я неделя октября

СР

E

1-я неделя ноября

СР

F

2-я неделя ноября

СР

G

3-я неделя ноября

СР

H

4-я неделя ноября

СР

I

1-я неделя декабря

ОЗ

Супервитамин 1

2-я неделя декабря

СР

J

3-я неделя декабря

МЗ

Витамин K1

4-я неделя декабря

СР

L

3-я неделя января

СР

N

4-я неделя января

СР

P

1-я неделя февраля

СР

Q

2-я неделя февраля

СР

R

3-я неделя февраля

СР

S

4-я неделя февраля

СР

Т

1-я неделя марта

ОЗ

Супервитамин 2

2-я неделя марта

СП

Моновитамин 1

3-я неделя марта

СП

Моновитамин 2

4-я неделя марта

СП

Моновитамин 3

1-я неделя апреля

СП

Моновитамин 4

2-я неделя апреля

СП

Моновитамин 5

3-я неделя апреля

СП

Моновитамин 6

4-я неделя апреля

СП

Моновитамин 7

1-я неделя мая

СП

Моновитамин 8

2-я неделя мая

МЗ

Витамин K2

3-я неделя мая

ОЗ

Супервитамин 3

4-я неделя мая

         


Приложение 2

Примерное планирование занятий полного курса

Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем (перенесла).

Предлагается 8 (в 3 классе - 9) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Специальное занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.

Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.

  1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
  • Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. (С) Самоподготовка

Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально.
  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.

6. (СП) Специальные занятия

Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.

Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).

План занятия:

  • Проверка домашнего задания (если есть).

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.
  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
  • Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

7. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

  • Работа с эпиграфом
  • Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2).

  • Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.

8. (СМ) Стартовый мониторинг

Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.

Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.

Участие в конкурсе ЭМУ-Эрудит (БЫСТРЫЙ раунд).

Чтобы принять участие в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит, зарегистрируйтесь на сайте www.cerm.ru и подайте заявку на участие через Личный Кабинет.

Задания и инструкция по проведению скачиваются из Личного Кабинета.

Ответы учащихся оцифровываются и отправляются на проверку через Личный Кабинет.

План занятия:

  • Подготовка к конкурсу.

Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).

  • Рефлексия.

9. (ИМ) Итоговое мероприятие

Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.

Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя.

Участие в конкурсе Творческих Команд.

Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, Вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет.

План занятия:

  • Подготовка к конкурсу.

Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила участия в конкурсе.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (командная работа), привлеките родителей.

  • Рефлексия.


Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

1 – 2-й год обучения

№ занятия

Структура

Витаминка

Сроки

ВЗ

A

3-я неделя сентября

О

B

1-я неделя сентября

О

C

1-я неделя октября

О

D

2-я неделя октября

О

E

3-я неделя октября

СМ

БЫСТРЫЙ раунд

4-я неделя октября

О

F

1-я неделя ноября

С

G

2-я неделя ноября

СР

H

3-я неделя ноября

СР

I

4-я неделя ноября

ОЗ

Супервитамин-1

1-я неделя декабря

СР

J

2-я неделя декабря

СР

L

3-я неделя декабря

МЗ

Витамин K1

4-я неделя декабря

С

M

1-я неделя января

С

K

2-я неделя января

О

N

3-я неделя января

СР

P

4-я неделя января

СР

Q

1-я неделя февраля

СР

R

2-я неделя февраля

СР

S

3-я неделя февраля

СР

T

4-я неделя февраля

ОЗ

Супервитамин-2

1-я неделя марта

СР

U

2-я неделя марта

СР

V

3-я неделя марта

ИМ

КТК

4-я неделя марта

ИМ

КТК

1-я неделя апреля

ИМ

КТК

2-я неделя апреля

СР

W

3-я неделя апреля

СР

X

4-я неделя апреля

СР

Y

1-я неделя мая

СР

Z

2-я неделя мая

МЗ

Витамин K2

3-я неделя мая

ОЗ

Супервитамин-3

4-я нелея мая


Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

3-й год обучения

№ занятия

Структура

Витаминка

Сроки

ВЗ

A

1-я неделя сентября

О

B

2-я неделя сентября

СР

C

3-я неделя сентября

СР

D

4-я неделя сентября

СР

E

1-я неделя октября

СР

F

2-я неделя октября

СР

G

3-я неделя октября

СМ

БЫСТРЫЙ раунд

4-я неделя октября

СР

H

1-я неделя ноября

СР

I

2-я неделя ноября

ОЗ

Супервитамин 1

3-я неделя ноября

СР

J

4-я неделя ноября

МЗ

Витамин K1

1-я неделя декабря

СР

L

2-я неделя декабря

СР

N

3-я неделя декабря

СР

P

4-я неделя декабря

СР

Q

3-я неделя января

СР

R

4-я неделя января

СР

S

1-я неделя февраля

СР

Т

2-я неделя февраля

ОЗ

Супервитамин 2

3-я неделя февраля

СП

Моновитамин 1

4-я неделя февраля

СП

Моновитамин 2

1-я неделя марта

СП

Моновитамин 3

2-я неделя марта

СП

Моновитамин 4

3-я неделя марта

СП

Моновитамин 5

4-я неделя марта

ИМ

КТК

1-я неделя апреля

ИМ

КТК

2-я неделя апреля

ИМ

КТК

3-я неделя апреля

СП

Моновитамин 6

4-я неделя апреля

СП

Моновитамин 7

1-я неделя мая

СП

Моновитамин 8

2-я неделя мая

МЗ

Витамин K2

3-я неделя мая

ОЗ

Супервитамин 3

4-я неделя мая

Заказать дидактическое пособие «Интеллектуальные витаминки» можно на сайте www.cerm.ru или по ссылке http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1 класса.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью ...

«Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсаль...