Я живу на земле Волгоградской.
рабочая программа (4 класс) по теме

Пипенко Светлана Анатольевна

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа «Я живу на земле волгоградской» реализуется в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, отдельные занятия соответствуют общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному направлениям. Программа основывается на использовании современных интерактивных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_zhivaya_geografiya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя  школа № 82

города Волгограда

Рабочая программа внеурочной деятельности

Я ЖИВУ НА ЗАМЛЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ

Направление: общеинтеллектуальное

для обучающихся 9–11 лет

(срок реализации 1 год)

Автор-составитель:

Пипенко Светлана Анатольевна

Волгоград, 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа «Я живу на земле волгоградской» реализуется в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, отдельные занятия соответствуют общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному направлениям.

Программа основывается на использовании современных интерактивных средств обучения.

Цели программы – формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории и географии Волгоградской области (далее – ВО). 

Задачи программы:

Образовательные:

 Познакомить учащихся историей возникновения и развития малой родины, с географией промышленностью и населением Волгоградской области, культурными учреждениями района.

Повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.

 Научить работать с интерактивными средствами обучения.

Развивающие: 

 Развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу.

 Развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность.

Воспитательные:

 Воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь.

 Воспитывать культуру труда и этику общения.

 Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; 

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географии, истории ВО, интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам и памятникам архитектуры.

Метапредметные:

– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, умения работать с разными источниками исторической, географической информации: находить  необходимую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать ее и оценивать;

– формирование и развитие ИКТ-компетентности (работа с интерактивными картами и другими интерактивными средствами, набор текста, работа с интернет-источниками, подбор иллюстраций);

– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

– становление умений адекватно использовать речевые средства для беседы, сравнивать разные точки зрения;

– овладение умением находить и использовать причинно-следственные связи;

– способность узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Предметные:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

– овладение картографическими методами работы на уроке;

– овладение методами географической, исторической  науки: наблюдение и описание объектов и процессов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

– формирование этнического самосознания;

– формирование патриотических качеств.

     3. В эстетической сфере:

– овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты географии и истории ВО.

По тематике занятий программа кружка рассчитана на учащихся 4 классов, посещение занятий – 1 раз в неделю. Объем программы – 34 часа.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две стороны: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. При реализации программы формируется интерес к изучению природы и истории родного края; углубляются уже имеющиеся знания о родном крае; изучаются и исследуются конкретные объекты природы; формируются представления о природных сообществах области, представления об охраняемых территориях России и своей области. Осуществляется развитие личности ребенка посредством знакомства с географией и историей  родного края. 

Занятия могут проводятся в форме познавательных игр, лабораторных, практических работ, фенологических наблюдений, экскурсий, работы в библиотеке.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество часов

Содержание

Формы и виды

деятельности

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение(2ч)

1

Я живу на земле Волгоградской

1

Введение в предмет «Мой край: живая география»

Беседа

2

История изучения края.

1

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Вклад выдающихся ученых в исследования края

Беседа, творческое задание, работа с интерактивной картой

Мой край на карте Родины(2ч)

3

Территория и географическое положение области.

1

Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов 

Рассказ, работа
с интерактивной картой, исследовательская деятельность

4

«Загадочный мир названий»

1

Практическая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания ВО

Творческое задание

География Волгоградской области (7ч)

5

Земная поверхность и недра земли.

1

Рельеф Волгоградской области. Геологическое строение.

Полезные ископаемые.

Презентация, интерактивная карта

6

Областной краеведческий музей

1

Экскурсия в краеведческий музей. Получение информации из дополнительных источников.

 Экскурсия

7

Климат

1

Климат Волгоградской области. Составление календаря погоды.

Беседа, поисковые задания, интерактивная карта

8

Водные ресурсы нашей области.

1

Внутренние воды ВО. Экскурсия на главную водную артерию области – р. Волгу

Экскурсия, поисковые задания

9

Почва.

1

Почва и почвенные ресурсы ВО и г. Волгограда. По условиям тепло- и влагообеспеченности и особенностям состава почв территория Волгоградской области делится на четыре агроклиматические зоны: степная, сухостепная, пустынная и полупустынная. Расположенная в зоне сухих степей и полупустынь, Волгоградская область относится к малолесным регионам. Проект «Наш дворик»

Интерактивные карты, творческое задание

10

Растительный мир

1

Виртуальное путешествие «Видовой состав растительного покрова природного комплекса нашей природной зоны». Практическая работа «Определение растений ВО»

Интерактивные карты, практическая работа

11

Животный мир

1

Численность и видовой
состав животного мира нашего края.

Экскурсия

Что дает наш край стране(3ч)

12

Экономика

1

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. Практическая работа «Что дает наш карай стране?»

Интерактивные карты, практическая работа

13

Завод «Красный Октябрь»

1

Экскурсия в музей завода «Красный Октябрь» (ул. Им. В И. Ленина, 110)

Экскурсия, исследовательская деятельность

14

Тракторный завод.

1

Экскурсия в музей Волгоградского тракторного завода

Экскурсия, исследовательская деятельность

Старинные города и сёла Волгоградской области(7ч)

15

Город Урюпинск

1

Город Урюпинск – козий городок. История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители.

Проект, интерактивная карта

16

Калач – на – Дону

1

Калач – на – Дону – город воинской славы.

История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители.

Проект, интерактивная карта

17

Город Камышин

1

Камышин -  «порт пяти морей».

История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители.

Проект, интерактивная карта

18

Город Серафимович

1

Серафимович – «казачий стан на Медведице».

История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители.

Проект, интерактивная карта

19

Город Дубовка

1

Дубовка – «котёл народов».

История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители.

Проект, интерактивная карта

20

Город Волжский

1

Волжский – город - спутник. История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители.

Творческое задание

21

Казачья вольница

1

Казачьи станицы Волгоградской области.

Роль казачества в жизни страны.

Презентации, беседа

22

Промыслы.

1

Старинные промыслы ВО

Интерактивные карты, презентация, рассказ

Мой город, моя улица, мой дом(5ч)

23

 Обычаи и традиции г. Волгограда.

1

Обычаи и традиции г. Волгограда.

Творческое задание, интерактивные карты

24

«На Мамаевом кургане тишина…»

1

Музеи и культурно-исторические памятники г.Волгограда. Экскурсия на Мамаев курган.

Экскурсия

25

«Прогулка по улицам моего района»

1

Моя улица несет свою историю. Практическая работа «Прогулка по улицам моего района»

творческое задание, практическая работа.

26

История на фотографиях из семейного архива

1

«Старая фотография рассказала…».

История на фотографиях из семейного архива

Творческая работа

27

Проектная работа.

1

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

Проект

Наш край в годы Великой Отечественной войны(3ч)

 28-29

Поклонимся великим тем годам…

2

 Бои на улица Сталинграда. Подвиги солдат и офицеров, врачей и санитаров. Хроника боёв. Плакаты и рисунки.

Беседа, презентации

30

Благодарные потомки.

1

Волгоградские ветераны Великой Отечественной Войны

Беседа, доклады

Наш край богат талантами(4ч)

31

Мы гордимся нашими земляками.

1

Они прославили наш край

итературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, спортсмены)

Интерактивная карта, практическая работа

32

Культурный Волгоград.

1

Мы выявляем особенности культуры своего города. Архитектура города, места культурных мероприятий, учреждения культуры и искусства.

Творческое задание, беседа

33

«Я поведу тебя в музей…»

1

Художественный музей имени И. И. Машкова г. Волгограда

Экскурсия

34

Итоговое занятие.

1

Творческий отчет «Я горжусь, что живу в Волгограде»

Представление проектов

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» (набор открыток). 
  2.  Панин, И. Сталинград. Экономико-географический очерк / И. Панин, П. Пилатов. –  Сталинград: Сталинградское книжное, 1957. – 96 с. 
  3. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с. 
  4. Царицын - Сталинград – Волгоград  (фотоальбом) /  С.А. Аргасчева, А.В. Материкин, Н.А. Одинокова, И.О. Тюменцев; фот. Э. Евзерихина и др. – Волгоград: Издатель, 2000. – 100 с.
  5. Уткин, А.И. Вторая мировая война  / А. И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2002. – 864 с.

6. Чуянов, А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.) / А.С. Чуянов. – Н-Волжское издание, 1979.                  

7. Электронный ресурс: www.volgadmin.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...

Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""

Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...

Внеклассное мероприятие "Я живу на Земле"

Внеклассное мероприятие в форме КВН...

Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

Презентация. " Мы живем на земле Сталинградской"

Материал рассчитан на учеников 1 класса....

Программа по военно - патриотическому воспитанию «Мы живём на земле Волгоградской». Организация проектной деятельности во внеурочной работе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...