"Всё живое на земле - родня!"
рабочая программа по теме

Невская Алёна Вячеславовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opt.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 гимназия № 39 «Классическая»

городского округа Тольятти

Утверждаю

Директор МБУ гимназии № 39 «Классическая»

___________________________Н. С. Захаренко

«      »______________________________2009 г.

Рассмотрена на заседании научно-методического совета  и рекомендована для использования

протокол № __________________

«      »______________________________2009 г.

Дополнительная образовательная программа

«Все живое на земле – родня!»

Авторская программа

по экологическому воспитанию

для учащихся начальных классов

Срок реализации – 4 года

Количество часов – в неделю 1 час

2009 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Актуальность программы

            Первый учитель- первый школьный наставник и воспитатель самых маленьких детей. Очень важно в этом возрасте заложить основы нравственности, научить детей правильно вести себя в обществе, в семье, в коллективе учащихся, в кругу своих друзей, разбираться, что хорошо и что плохо.

            Стать гражданином, патриотом, тружеником своей страны не просто. Ребенок с детства должен понимать, что именно он сам является «строителем» собственной жизни, от него самого зависит, как он будет учиться, чем заниматься в будущем, станет ли он гармонически развитой, а значит, творческой личностью. Долг учителя – помочь ребенку понять, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих его людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым.

                      С коллективом 3 «В» класса я работаю второй год. Являясь классным руководителем данной группы детей, передо мной встала проблема выбора основополагающего направления  воспитательной работы.

            Если рассматривать индивидуальные возрастные особенности учащихся начальных классов, то в возрасте от 6 до 10 лет у ребенка активно формируется и, в дальнейшем, развивается отношение (положительное или отрицательное) к сознательной трудовой деятельности. Новое дается нелегко. Мы порой говорим одно, а дети видят другое. Тем не менее наши воспитанники в большей мере ориентируются на то, как мы действуем, поступаем, от чего отказываемся.

            Несомненно, наиболее убедительными методами, примерами правильного поведения в природе являются поступки, действия, труд: мы сажаем деревья и цветы, ухаживаем за животными и птицами, уважительно относимся ко всему живому. При этом исчезает пассивная созерцательность и на смену ей приходит сознательность.

           Наблюдения за коллективом в начале 2009-2010 учебного года (1 класс) показали, что воспитанники не всегда адекватно ведут себя в окружающем их мире. Были случаи, когда мальчики разоряли гнезда в лесу, ломали саженцы деревьев, поджигали сухие листья, оставляли после себя мусор на школьной площадке. Ребята не всегда могли точно объяснить  природные явления из-за недостатка знаний, отсюда шло непонимание и неприятие бережного отношения к окружающему нас миру.

         Психологическая служба гимназии, проведя входную (первую) диагностику первоклассников, рекомендовала развитие  познавательных способностей  учащихся  на примерах окружающего мира и краеведения.

Помимо этого, своевременное анкетирование  по интересам  детей и индивидуальные  консультации с родителями  акцентировали  внимание на создании программы по трудовому и экологическому  воспитанию.


II. Цели и задачи

Вашему вниманию предлагается воспитательная программа  «Все живое на земле – родня!» по экологической культуре. Содержание познавательного материала раскрывает принципиально новые задачи в области экологии: «Природа – «дом» для живых существ, в том числе и для человека. Природа самоценна».

       Цель программы: формирование ответственного отношения к окружающей среде и пропаганда бережного отношения к природе. Отношение к природе тесно связано с семьей, школой, друзьями воспитанников, оно охватывает все сферы сознания: научную, художественную, нравственную, эстетическую.

     Задачи программы:

Образовательные: формирование системы знаний об основах экологии, об экологических проблемах и путях их разрешения.

Развивающие: развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной творческой деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Воспитательные: формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

       


III. Теоретические основы воспитательной программы

       Теоретической основой созданной программы  является педагогическая философия И. П. Иванова «Педагогика общей заботы»,  во главе  которой  взаимодействие взрослых и детей. В ней все направлено на создание отношений товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, на творческое развитие личности каждого участника этих отношений, на улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность.

       Программа  одинаково хороша и эффективна для любого человека и коллектива, ее принципы и методы создают комфортность воспитывающей среды.

 Принципы:

  1. Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру. Забота является стержнем, на который «нанизывается» все остальное.
  2. Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем.
  3. Принцип целесообразности. Все делать с пользой.
  4. Принцип творческого отношения к делу. Дело творца – рождать радость.
  5. Принцип «мажора». Путь к успеху – активность, решительность, доброта.

Методы:

       Методы программы общедоступны, не вызывают практически никаких материальных затрат, но требуют больших душевных сил.

К ним относятся некоторые из них:

  1. еженедельное чередование поручений в классе,
  2. анализ своих действий,
  3. коммунарские сборы (игры – путешествия, игры - зачеты),
  4. выездные внеклассные мероприятия (походы, экскурсии).

       Разработанный методический материал необходим для внеклассной совместной работы педагогов,  учащихся и родителей.

       Здесь выделяются 4 компонента экологического воспитания – научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

       Научный – знания, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания.

       Ценностный – отношение человека к природе на  исторических этапах общества, оценка окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

       Нормативный – система нравственных и правовых идей, норм и правил экологического характера.

      Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система экологических знаний, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями воспитанников.

IV. Этапы реализации воспитательной программы

     Воспитательная программа  «Все живое на земле – родня!» действует в реализации следующих методов и форм  экологического воспитания. На начальном этапе воспитанники совместно с классным руководителем определяют перед собой проблемную или спорную экологическую ситуацию. Именно здесь они понимают, что жизненный опыт слишком мал, а уже имеющихся знаний не хватает. Совместно с учителем определяется план решения проблемы. Если необходимо, помощь оказывают родители.

На этапе теоретического обоснования проблемы воспитанники через разные формы и методы открывают новые знания. При этом ученики осознают, что рядом с ним учитель, родитель, эксперт. А медиа-средства (интернет, журналы, газеты, телевидение, книги) играют роль поисковой информации.

     На этапе практического решения проблемы осуществляется обобщение полученных знаний в продукт творчества (экологическая сказка, инсценировка, участие в конкурсах, публикации в  детской газете).


Этапы реализации программы

Этапы

Методы и формы воспитания

Результат

подготовительный  этап –

этап формирования

экологической проблемы

  1. наблюдение за природой,
  2. фронтальный опрос,
  3. дискуссия,
  4. просмотр мультфильмов и фильмов о природе,
  5. поход,
  6. проведение соц. опроса,
  7. посещение театра,
  8. абонемент в бассейн (пробы воды)
  9. моделирование экологической ситуации

обнаружение проблемы

(несоответствия)

основной этап -

этап

теоретического обоснования

проблемы

  1. научно-познавательный рассказ учителя,
  2. деление на творческие (исследовательские) группы,
  3. исследовательский проект,
  4. творческий проект,
  5. экскурсия в музей,
  6. самостоятельная работа по сбору новой информации (совместно с  родителями),
  7. встреча с экспертом,
  8. экологические часы в библиотеке

открытие

нового

знания

заключительный этап-

этап практического решения

проблемы

(презентация опыта)

  1. проведение опыта,
  2. реализация коллективного проекта,
  3. выступление с сообщениями,
  4. инсценировки,
  5. компьютерная презентация (разработанная совместно с родителями),
  6. творческая презентация (написание экологических сказок, рассказов, стихов)
  7. праздники (например: Праздник урожая),
  8. представление своего экологического опыта в Интернет-сети,
  9. участие в конкурсах и фестивалях экологической направленности,
  10. публикации детей в газетах на экологическую тематику

активная  экологическая позиция

(оценка

и

свое видение

решения проблемы)

V. Условия реализации воспитательной программы

     Для результативного функционирования воспитательной программы по экологической культуре необходимо выполнение нескольких условий:

  1. Четкое определение целей, к которым необходимо всегда и в данный момент, постановка задач, для решения которых уже готов классный коллектив: учащиеся и их родители.
  2. Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников учебно – воспитательного процесса с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
  3. Устный договор с городской детской экологической модельной библиотекой имени. В. Бианки о проведении экочасов.
  4. Включение в план воспитательной работы занятий, предлагаемых городским Гуманитарным Центром Интеллектуального развития по программе дополнительного образования «Введение в краеведение».
  5. Участие в проекте Тольяттинской филармонии «Расскажи мне, музыка».
  6. Договор о приобретении абонементов в бассейн «Старт» и каток «Строитель».

VI. Содержание воспитательной программы

     Воспитательные цели и задачи детализированы и адаптированы для каждого класса начальной школы:

I класс

Цель: развитие личности ребенка, воспитание его чувств к природе, совершенствование интеллекта, социализация ребенка.

Задачи:

  1. укрепление здоровья детей,
  2. освоение правил общественной жизни, воспитание доверительного, доброго отношения к окружающему миру,
  3. формирование гуманного отношения к жизни, к природе,
  4. формирование первоначальных трудовых навыков.

II класс

Цель: развитие добросовестного отношение к труду человека, воспитание внутренних качеств, укрепление  здоровья.

Задачи:

  1. формирование самостоятельности,
  2. способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям,
  3. формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.

III класс

Цель: создание благоприятных условий для наблюдений за природными явлениями.

Задачи:

  1. создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей,
  2. создание условий для поддержания стабильного здоровья детей,
  3. развитие самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности,
  4. воспитание любви к чтению, к природе, к здоровому образу жизни.

IV класс

Цель: воспитание духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей знаниями по экологической культуре.

Задачи:

  1. дальнейшее физическое развитие личности,
  2. дальнейшая ориентация на высокие нравственные ценности,
  3. участие в духовном и культурном развитии личности.

VIII. Ожидаемые результаты

Данная программа позволяет  реализовать следующие задачи:

  1. обеспечить высокий уровень знаний учащихся;
  2. сформировать навыки самостоятельного познания, умение мыслить, делать выводы, позволяющие поставить познание на качественно новую ступень;
  3. привить устойчивый интерес у учащихся к выбранной области знаний (или даже нескольких областей), а именно, к экологии, определенным видам деятельности.

X. Диагностика

     Диагностика имеет прямую связь с этапами управления,  развитием коллектива и личности. В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики: 

1) начальная;

2) корректирующая (текущая);

3) обобщающая (итоговая).

      Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом.  Перед тем, как  определились воспитательные задачи в программе, которые будут реализованы в   текущем году, я, как классный  руководитель, изучаю уровень экологической компетентности ученика.

      Выявилось 2 варианта начальной диагностики:

первый: у воспитанников имеются начальные представления о экологической культуре;

второй: учащиеся не знают, что такое экологическая культура.

       При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников, для расширения кругозора знаний. Второй  вариант предоставляет возможность знакомства воспитанников с экологическими основами.

       Корректирующая (текущая) диагностика  проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят  в учениках и коллективе. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок  корректировать свою работу и совершенствовать  стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации  и этим помогает мне принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности. 

      В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

      Диагностированию подлежат:

-   уровень знаний учеников,

- степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

В целях продуктивного отслеживания развития учащихся на каждого составляется карта продуктивности  реализации воспитательной программы по годам обучения.

Карта развития ученика

п/п

Критерии оценивания

Оценивание по годам обучения

I

кл

II

кл

III

кл

IV

кл

средний

балл

Умеет наблюдать окружающий мир.

Умеет наблюдать за поведением животных.

Умеет ухаживать за растениями.

Имеет представление о циклах жизни

природы.

Умеет рассказать о своих впечатлениях

от природы.

Умеет оценить  деятельность

человека в природе

Представление общих законов

человеческой жизни на земле.

Представление о труде и профессиональной работе человека.

Может предложить выход из создавшейся экологически проблемной ситуации.

Методы диагностики:

1. наблюдение,

2. беседа,

3. анкета,

4. тест,

5. изучение творчества учеников,

6. метод столкновения взглядов и позиций (дискуссия),

7. метод незаконченного предложения (рассказа, рисунка, разыгрывание   ситуации).

8. опрос.

    Таким образом, удается отследить рост и развитие воспитанников по программе экологической культуры «Все живое на земле - родня!»    Экологическое воспитание на начальной ступени обучения может стать хорошим условием для развития личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""

Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...

Внеклассное мероприятие "Я живу на Земле"

Внеклассное мероприятие в форме КВН...

Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

Презентация. " Мы живем на земле Сталинградской"

Материал рассчитан на учеников 1 класса....

Классный час " Мы живем на земле Сталинградской"

Материал рассчитан на учеников 1 класса.,сопровожден презентацией....

Я живу на земле Волгоградской.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...

Значение воды для всего живого на Земле

технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония...