Система оценки планируемых результатов.
методическая разработка на тему

Попова Галина Васильевна

Современные средства оценивания планируемых результатов .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

       Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  •  обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижениях образовательным учреждением, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижений планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке, как – в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т.д.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя – на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласованность внешней и внутренней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестационных процедур.

        Осуществляется комплексный подход к оценке результатов обучения.

Результаты обучения

Личностные

Метапредметные

(Приложение 2).

Предметные

Комплекс результатов

Личностное развитие, формирование УУД.

Формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных.

 Результаты, представленные в подпрограмме «Чтение. Работа с текстом»

Достижения планируемых результатов по отдельным предметам.

Объект оценки

- самоопределение;

- смыслообразование;

- морально-этическая ориентация.

Общие способности и умения учащихся, т.е. такие умственные действия, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе предметных действий.

Содержание

Оценка сформированности:

- внутренней позиции;

- гражданской идентичности;

- самооценки;

- мотивации учебной деятельности;

   Знание  моральных норм и  сформированность морально-этических суждений.

Умение  учиться, т.·е. совокупность способов действий, которая, обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Система основополагающих элементарных научных знаний.

    Система формирования действий с учебным материалом – применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Формы оценки

Не подлежат итоговой оценке.

Достижения:

-   как результат выполнения сконструированных диагностических задач (конкретный вид УУД);

-  как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

Традиционная система отметок по 5-балльной шкале

Вид документального оформления оценки

Возможна текущая оценка - характеристика личностного развития с целью оптимизации личностного развития учащихся, либо для оказания специализированной помощи учащимся.

  Данная информация должна быть конфиденциальна.

Диагностическая карта.

4-х уровневый результат:

 0 б. – менее 50% сформированности действий;

1 б. –  50 – 75%;

2 б. -  75 – 99%;

3 б. – 100%.

   Результат учитывается при выставлении отметки по конкретному предмету и описывается в качественной характеристике на ученика.

(Приложение 1 – к концу 4 кл.; Приложение 2 – Характеристика  уровня сформированности УУД к концу каждого класса )

Табель успеваемости.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

·«удовлетворительно/неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

·«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования

(объект и содержание)

Методы оценки.

Субъективные.

Объективные.

Инструментарий, процедуры, критерии.

Проекты

Тестирование

Практические работы

Анкетирование

Портфолио

Письменный  или устный опрос    

Другие

Контроль.

Стартовый, текущий и промежуточный контроль:

- контрольные работы;

- тестовые работы;

- комплексные работы;

- Работа с текстом.

Мониторинговые исследования.

Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательного учреждения.

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Портфель достижений обучающегося – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях. Материалы портфеля достижений допускают проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов.

Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

Портфель достижений – результаты деятельности:

учебной

творческой

социальной

коммуникативной

физкультурно-оздоровительной

трудовой

Материалы:

Детские работы

Систематизированные материалы наблюдений

Материалы, характеризующие достижения обучающихся  в рамках внеучебной и досуговой деятельности:

- Стартовая диагностика;

- тетради для контрольных работ по предметам;

- тетради для творческих работ;

- Читательский дневник;

- материалы проектов;

- дневник наблюдений;

- творческие работы;

- фотоизображения примеров исполнительской деятельности;

- дневник самоконтроля.

- Оценочные листы;

- диагностические материалы;

- листы наблюдений.

- участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах;

- участие в спортивных соревнованиях.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

     На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися

·опорной системы знаний по русскому языку и математике

 и овладение следующими метапредметными действиями:

·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх  итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Вывод

«Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.»

«Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями».

«Выпускник не  овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования».

В материалах накопительной системы оценки:

зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично»,

а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы,

а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

·даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Портрет выпускника начальной школы:

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...

Система оценки планируемых результатов

Презентация-выступление на семинаре директоров школ....

ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ

Программа системы оценки планируемых результатов  освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...

Система оценки планируемых результатов. Методы и технологии оценки, критерии.

В статье раскрывается система оценки планируемых результатов. А также методы и технологии оценки....

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...