Возможности ЭФУ для достижения метапредметных результатов
консультация (1 класс) на тему

Данилова Светлана Евгеньевна

Доклад  на региональном семинаре "Возможности электронных форм учебников для достижения метапредметных результатов" в УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vozmozhnosti_efu.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности электронных форм учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» для достижения метапредметных результатов

                                          Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,              

                                         мы украдем у наших детей завтра  

                                                              Джон Дьюи (американский философ и педагог)  

                                                                                                  

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. С 1 сентября 2016 года все образовательные организации страны должны начать использование в своей деятельности электронных форм учебников. Педагоги лицея начали эту работу уже в этом учебном году.

Что сегодня интересно современному ученику? Как сократить разрыв между стремительной жизнью ребенка за порогом школы, которую дети не представляют себе без устройств персонального доступа и электронных форм общения и жизнью внутри учебного заведения? Каким действиям должен быть научен ученик, чтобы «вписаться» в современную мобильную жизнь?

С каким посылом мы идем на урок для получения метапредметных результатов? На эти и другие вопросы мы находим ответы уже сейчас, начав использование ЭФУ с учетом потребностей и способностей своих учеников.

Что такое ЭФУ?

ЭФУ – это  особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой,  обогащенная новыми возможностями, а именно: мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.

Зачем нужны ЭФУ? Жизнь сегодняшних школьников отмечена большой разницей, которая образовалась между их активностью за порогом школы (где они – современные и технически грамотные люди, свободно владеющие разными способами электронной связи на разных электронных устройствах) и их пребыванием в школе (где время словно остановилось и где научно-технический прогресс – это не способ организации школьной жизни, а тема для изучения на уроках истории, физики и обществознания). И мы согласны с тем, что переход  к использованию ЭФУ в нашем лицее  позволит ученикам на современном уровне достигать запланированные результаты.

Работая по УМК «Перспективная начальная школа» мы, как педагоги, видим предоставленные возможности ЭФУ для формирования метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности.  

Для характеристики остановлюсь на возможностях использования ЭФУ на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира,  музыки при работе с регулятивными, познавательными и личностными УУД.  

На уроках обучения грамоте для изучения каждой буквы разработана система заданий, позволяющая рассмотреть из каких элементов состоит та или иная буква, попробовать сконструировать эту букву, посмотреть видео ролик, который покажет как правильно писать букву. Почему это важно и что это дает ребенку? Быстрое запоминание зрительных элементов, возможность самостоятельно посмотреть как записываются буквы и ориентируясь на этот образец, в своей прописи записать эту букву.

На уроках русского языка у обучающихся  есть возможность выполнять интерактивно упражнения, которые даны в печатной форме учебника. Ученик сначала выполняет задание и только потом может увидеть правильно ли он его сделал, т.к. в содержании электронного учебника заложена возможность автоматической проверки. Включение заданий в тестовой форме с возможностью автоматической проверки формируют такие регулятивные УУД,  как самоконтроль в форме сличения способов действия и его результатов с заданным эталоном или фиксация правильности выполнения задания; самокоррекция – поэтапное внесение необходимых корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном.

В содержание каждого учебника по русскому языку встроены словари. Система обращения к интерактивным словарям является механизмом формирования филологической культуры младшего школьника. Материал орфоэпического словаря озвучен, таким образом ребенок  сразу получает образец правильной речи.

На уроках литературного чтения педагоги используют мультимедийные задания: аудио фрагменты, видеоролики, которые позволяют расширить пространство печатного текста. Мы с учениками можем не только увидеть литературных героев на иллюстрациях, но и услышать их предполагаемые голоса! Использование электронной лупы для просмотра репродукций картин на уроках литературного чтения  дает возможность увеличивать фрагменты картины для более детального рассмотрения и способствует формированию познавательных УУД – умение выявлять, видеть особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).

На уроках математики в ходе работы с ЭФУ сегодня нами отрабатывается тренировка вычислительных навыков с автоматической проверкой и тестированием. Важное значение приобретает такая работа при освоении материала из курса «Геометрия». Интерактивные задания способствуют формированию таких  регулятивных УУД, как планирование - составление плана и последовательности действий,  и прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, в удержании учебной задачи. И таких познавательных УУД как материализация действия (классификация, упорядочение объектов, выделение существенных признаков понятий);  и алгоритмизация выполнения заданий в интерактивной форме.

        Говоря об уроках окружающего мира, надо отметить, что ребенку интересно смотреть и наблюдать. К сожалению, при отсутствии у нас возможности часто выходить на экскурсии, вживую рассмотреть какие-то объекты, увидеть, что с ними происходит в реальном мире, мы может это восполнить с использованием ЭФУ. После каждой темы включены видеоролики, позволяющие увидеть весь мир в действии.

         В ЭФУ музыки на каждой странице есть и музыкальное произведение, которое вначале профессионально исполняет артист, и дана инструментальная фонограмма, с помощью которой ребенок может самостоятельно, ориентируясь на образец исполнить произведение.

Интерактивная панель управления всех ЭФУ дает возможность для формирования у детей таких регулятивных УУД как умение работать с дополнительной информацией для целеполагания в начале урока и такого регулятивного действия как умение осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно в течение урока.

        Нам удобно работать с ЭФУ. Потому  что   все интерактивные и мультимедийные элементы входят в сам корпус учебника и работают без подключения к сети Интернет.

Использование на уроках ЭФУ помогает и в формировании личностных УУД:

1. Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

2. Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, причины неудач.

3. Применение  правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, проявление доброжелательности в дискуссии.

        Сколько интерактивных элементов в комплекте?

11.700 тестов

5.770 слайд щоу

4.780 аудиозаписей

3.900 видеозаписей

Что дает использование ЭФУ? 

Для учителя:

  1. Интенсификация образовательного процесса:  сокращается время на подготовку к урокам, на необходимую и неизбежную проверку текущих заданий и итоговых контрольных тестов,  и высвобождается время на организацию обсуждений и дискуссий.
  2. Реализация личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Для обучающихся:

1. Повышается мотивация познавательной деятельности и личностного роста при изучении предмета.

2. Появляется возможность

- систематически работать с разными источниками информации,  

- выполнять  больше заданий в качестве тренировки;

- принимать участие в современных формах учебной деятельности (таких, как веб-конкурсы и проекты).

3. Использование наглядности создает условия для более глубокого осознания изучаемого предмета и более прочного запоминания.

4. Может быть организован индивидуальный темп обучения, и предоставлена ребенку возможность неоднократного выполнения интерактивных заданий.

5. Формирование самостоятельности и развитие ИКТ-компетенций.

Когда, где и как используем ЭФУ?

Где используем:

        В лицее

  • На уроках всех типов
  • Во внеурочной деятельности при соблюдении требований СанПиНа.

        Дома

Когда используем:

На любом этапе урока:

  • На этапе целеполагания
  • На этапе формирования новых знаний
  • На этапе подведения итогов
  • На этапе рефлексии  и др.

При выполнении самостоятельной работы

Как используем ЭФУ?

Для организации фронтальной работы с учащимися при использовании интерактивной доски, индивидуальной работы с использованием ИТ-средств (ноутбуков учащихся), работы в группе (с использованием одного ноутбука на группу учащихся).

Кроме ЭФУ в УМК «Перспективная начальная школа» представлены интерактивные тетради для самостоятельной работы и тренажеры. Их освоение мы планируем начать в следующем учебном году. А уже в этом году наши четвероклассники готовятся к Всероссийской проверочной работе с помощью нового интерактивного пособия по окружающему миру.

В последнее время большим помощником нам является Интернет-журнал «Место для шага вперед», в котором представлены методические рекомендации для учителя при работе по  2 направлениям - «Музей в твоем классе» и «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях».

1 направление – «Музей в твоем классе». Это интерактивное пособие – механизм вовлечения детей в процесс рассматривания живописного произведения,  своеобразная обучающая игра, которая учит ребенка всматриваться в образы картин. Научить младших школьников писать сочинения по картине – это значит заложить фундамент письменных творческих работ в целом.

        Рассматривание картины проводится с помощью специальных блоков вопросов, развивающих опыт наблюдения младших школьников. Вопросы и задания направляют разрозненные наблюдения и впечатления в русло заданной темы.

         Используется система разнообразных по форме рамок, которые позволяют фокусировать взгляд на определенных деталях картины. С помощью электронной лупы можно увеличить фрагменты картины для детального рассмотрения. Электронные интерактивные инструменты (лупа, рамки для выделения фрагментов и деталей) приучают детей путешествовать по картине, учат наблюдать детали и видеть целое.

Таким образом, с помощью специального инструментария дети осваивают пространство живописного произведения, учатся понимать, как создается ощущение глубины картины. Пособие помогает педагогу формировать коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

В этом учебном году мы частично используем это электронное пособие на уроках развития речи, классных часах, а в следующем учебном году планируем включить его изучение во внеурочную деятельность.

2 направление – «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях». В журнале 5 глав, на данный момент в 1 главе «Разнообразие животных опубликованы различные фото и видео материалы о животных. Это пособие расширяет пространство и учебника в печатной форме, и учебника в ЭФ, и тех пособий, которые уже вышли. У учителя есть возможность не тратить время на поиски в Интернете, а использовать уже готовые иллюстрации,  видео, музыкальное сопровождение, позволяющие расширить образовательное пространство ребенка по знакомству с животными и средой их обитания. Система иллюстраций составлена таким образом, что есть возможность посмотреть в объеме 3D  и под микроскопом  тех или иных животных с разных ракурсов, чтобы у ребенка возник визуальный образ.

Данное электронное пособие включает также интерактивные лабораторные опыты, которые предполагается провести на уроках. Интерактивные виртуальные лабораторные опыты (в ходе которых школьники обучаются самостоятельно отбирать оборудование, использовать необходимые инструменты, запоминать последовательность действий) могут компенсировать возможные трудности их реального проведения в классе. В процессе выполнения работы происходит формирование познавательных УУД – умения анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.

Что важно понимать учителю? В Интернет-журнале выкладываются те ресурсы, пособия, которыми можно пользоваться сразу же, как только их выложили. Надо отметить, что использовать данный ресурс можно абсолютно бесплатно.

Электронные учебники и интерактивные пособия  можно найти на сайтах    shop-akbooks.ru,     pnh.eokom.ru, представленных на слайде.

Мы провели небольшое исследование с вопросом о том, «Как реагируют педагоги и ученики нашего лицея на использование ЭФУ». Младшие школьники приветствуют переход к электронным формам обучения с большим энтузиазмом. Для них это своего рода «сюрприз». Что касается учителей, то здесь нет какой-либо единой позиции. Многие видят в электронном учебнике огромный потенциал и поэтому быстро и успешно осваивают современные электронные формы обучения (и среди этой группы много немолодых людей, поскольку такая позиция совсем не зависит от возраста); другие побаиваются, что электронный учебник отнимет у них часть функционала; третьи видят в нем угрозу живому общению учителя с учащимися.

Но несмотря на разницу позиций, все педагоги – это родители или родственники современных детей, и уже в силу этого они являются заложниками детских амбиций.

Сегодня в этом исторически сложившемся тандеме «учителя – ученики», именно дети становятся компетентными помощниками взрослых и движущей силой приобщения  взрослых к новым формам обучения; именно ученики помогают учителям встроиться в новую образовательную реальность и обрести там свое достойное место. 

Таким образом, можно сделать вывод, что работа над формированием метапредметных результатов  с применением электронных форм учебников и пособий, дополняющая общение с печатными изданиями, позволяет нашему лицею сегодня сделать обучение более динамичным, наглядным, доступным и индивидуальным, чем вчера.

Мы, педагоги лицея, пытаемся не отстать от молодого поколения компьютерных гениев,  и приглашаем  вас  вместе с нами  совершенствоваться в процессе взаимного обучения.

              И закончить своё выступления я хочу бессмертными словами А.С. Пушкина:

              О сколько нам открытий чудных 

              Готовят просвещенья дух

              И опыт, сын ошибок трудных…

              И гений, парадоксов друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система оценки достижений метапредметных результатов»

Освоение способов оценки метапредметных результатов деятельности обучающихся.  Актуализировать знания о метапредметных результатах деятельности.Познакомить с методами оценк...

Достижение метапредметных результатов

Метапредметные результаты...

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Достижение метапредметных результатов через построение гипотез

Уроки, направленные на работу с гипотезами учащихся, не могут  быть проведены без опоры на метапредметные умения, и в то же время открывают путь для их естественного «включения» в урок Полно...

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...