Занятие кружка «Я- исследователь» 2 класс «Методы исследования»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Вертецкая Ирина Васильевна

Занятие кружка  «Я- исследователь»    2 класс  «Методы исследования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная  общеобразовательная школа № 2  г. Охи

Занятие кружка  «Я- исследователь»

 

2 класс

«Методы исследования»

Учитель начальных классов

Вертецкая Ирина Васильевна.

Оха

 2015 год

     Перед проведением занятия заглянем в толковый словарь и найдём значение слова «эксперимент». «Эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:

Эксперимент  —  

1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;

2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо

Значит,  понятия «опыт» и «эксперимент»  являются синонимами. Детям второго класса необходимо объяснить, что данные слова имеют одинаковое значение .

     

Методическая разработка занятия кружка «Я-исследователь»

Тема:  Методы исследования.

Цели:  ознакомить со способом познания окружающего мира - опытом, экспериментом;

развивать внимание, умения делать выводы, обобщать;

воспитывать коммуникативные качества.

В результате проведения  данного занятия формируются  УУД:

а) регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на   с помощью учителя и самостоятельно,

- учиться работать по предложенному учителем плану

- высказывать свою версию

б) познавательные:

   - учиться добывать новые знания:

   - находить ответы на вопросы, используя  практические методы исследования;

  - умение наблюдать и делать самостоятельные   выводы

 - делать выводы в результате совместной работы;

в)  коммуникативные:

- умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе,

-умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то  сообща;

- уважительно относиться к позиции другого.

личностные:

 -развитие познавательных интересов .

Оборудование:

клеёнки для столов;

-для проведения опыта «Подводная лодка»: газированная вода в бутылочке, прозрачный стакан, виноград;

- для опыта «Радуга в молоке»: пищевые красители, молоко, тарелка,  жидкое моющее средство, ватные палочки, бумажные салфетки, пипетки.

-для проведения опыта «Запах, ты где?» : одеколон, кукурузные палочки, стеклянная баночка с плотной крышкой;

- для опыта «Скоростная монетка» нам понадобиться воздушные шары, маленькие монетки и нитку для завязывания шарика.

- мультимедийная презентация,

-  для фокусника (бант, волшебная палочка);

- «волшебная»  большая кисть,

- краски или гуашь яркого цвета;

- белый  лист с рисунком солнышка, который нарисован свечкой.

Ход занятия:

Повторение изученного.   

На  прошлых занятиях  мы познакомились с некоторыми методами исследование. Я предлагаю вам выполнить небольшое тестирование.

Я буду зачитывать вам задание, а вы должны выбрать метод исследования ,который вам поможет справиться с таким  заданием.(выполнение электронного тестирования)

  1. Любят дети пирожки,

Пряники и бабушкины пышки.                                                   Наблюдение

Что поможет нам узнать

Любимое блюдо малышки?

  2) Дождь сегодня шёл с утра,

       К обеду всё утихло.                                                              

      И слышно птичьи голоса.

      Во-о-он на ветке птичек видно.

 3)Захотел сварить я кашу,

     Молоко и манку взял,

     А как правильно варить –то

     Я совсем, совсем не знал.                                         Опрос(анкетирование)

Учитель:

Молодцы, справились с заданием.

II Постановка темы и целей.

Мы начинаем наше занятие с загадки.   Отгадайте её.

В моих руках любой предмет

Как  будто  заколдован.

Вот шарик есть, а вот уж нет!

Вот появился снова!

То там, то здесь,

То нет, то есть!

И вот уж шариков не счесть!

Смотри,  пропали!

Где ж их взять?!

И очень даже странно,

Что достаю я их  опять...

Из твоего кармана!    (фокусник).

- Правильно, ребята!

- Как вы думаете,  чем  сегодня на занятии мы будем с вами заниматься ?

 ( делать фокусы).

 - Мы с вами станем  сегодня  настоящими  волшебниками  и  будем учиться показывать фокусы  и может быть даже раскроем секреты фокусов.  

 А вот  как правильно фокусы   называют настоящие учёные,  мы с вами узнаем попозже.

 - У фокусника должна быть  обязательно ?..   (волшебная палочка).

 (Учитель надевает шляпу и берёт в руки волшебную палочку).

-У каждого фокусника есть свои волшебные слова. Я поделюсь с вами своими:

Шырли - мырли –брысь!

Мы начнём сейчас творить чудеса

Из воды, монетки, молока.

Но не будем забывать о том,

Что  нужна аккуратность во всём.

- Давайте попробуем  на листе нарисовать что-нибудь. Что-нибудь тёплое, яркое , светлое. Чтобы оно нам поднимало настроение (подвести детей к тому , чтобы они захотели нарисовать  рисунок солнышка).

- чтобы нарисовать нам понадобиться обязательно  кисточка? А где же нам её взять?

( нам поможет волшебная палочка)

-А палочка волшебная моя

Она очень любит творить чудеса.

Скажем ей волшебные слова:

Чтобы в кисточку превратилась она.

Шырли- мырли –брысь!

Кисточка, появись!

(волшебная палочка превращается в толстую кисточку)

(Учитель берёт кисть и  голубую краску )

-Ой ,а как же я нарисую солнышко ,ведь у меня только голубая краска. Нам поможет наша волшебная палочка-кисть.

Шырли- мырли –брысь!

Солнышко , появись!

(  Учитель закрашивает белый лист бумаги, на котором свечкой нарисовано солнышко, лист закрашивается , а солнышко остаётся белым).

-Давайте улыбнёмся солнышку и друг другу.

- Теперь будем творить чудеса.

( все опыты выполняются по алгоритму)

III Практическая работа

 А) Проводим опыт «Запах играет в прятки». Выполнять будем по плану:

Капнуть в баночку несколько капель одеколона.

Возьмите кукурузные палочки.

Положит кукурузные палочки  их в банку.

Закрыть плотно крышкой и оставить на несколько минут.

-Скажем волшебные слова

Шырли –мырли- брысь!

Запах ,испарись! (взмахнуть волшебной палочкой)

-Пока у нас кукурузные палочки будут творить чудо, я предлагаю вам сделать съедобную подводную лодку. А сделаем мы её из винограда.

Б) Опыт  « Подводная лодка».

 Не забываем об аккуратности работы с газированной водой.

Приготовить газированную воду, стакан, виноград.

Немного взболтать воду.

Налить газированную воду в стакан.

Опустить виноградину в стакан с газированной водой.

Сказать волшебные слова.

  Шырли- мырли- брысь!

   В лодку превратись!(взмахнуть волшебной палочкой)

Наблюдать.

- А может кто-нибудь догадался в чём секрет нашего фокуса?

(Объяснение опыта.  Виноградина  чуть  тяжелее воды  и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

 По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. А надо подняться - мускулы расслабляются,  пузырь увеличивается  и рыба всплывает.)

- Давайте проверим баночку с кукурузными палочками.

(Объяснение опыта. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек).

          - Ребята , а вы любите молоко?(Оно очень полезно для детей.)

-Сегодня молоко  нам поможет увидеть радугу в тарелке.

В) Проводим второй  опыт: Радуга в молоке».

 Работаем по плану.

1 Приготовим тарелку, молоко, ватную палочку, жидкое чистящее средство, пищевые красители, пипетки.

2. Налейте немного молока в тарелку.

3. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

4. Сказать волшебные слова.

 Шырли-  мырли -брысь.

 Радуга, появись!(взмахнуть волшебной палочкой.)

Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.

           Посмотрите, что произойдет!( Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!)

(Объяснение опыта. И молоко и моющее средство состоит из частичек. При соприкосновении таких разных частичек происходит процесс,  при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой они приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.)

          - Фокусники очень любят демонстрировать фокусы с деньгами. Мы тоже попробуем.

- Ребята,  возьмите  в руки монетку, и попробуйте её заставить крутиться, катиться. А вот монетки ещё умеют бегать очень быстро по кругу, и  в этом  мы сейчас убедимся.

Г) Проводим наше волшебство « Скоростная монетка».

1.Приготовьте воздушный шарик, нитку, монетку.

2. Просуньте монетку во внутрь шарика.

3. Надуйте шарик.

Перевяжите его ниткой.

Скажите волшебные слова и взмахните палочкой.

 Шырли- Мырли- брысь!

Ну, монетка, торопись!

Совершите несколько вращательных движений рукой,

(Объяснении опыта:  Есть природная сила,  которая  помогает монетке двигаться по кругу.)

 

 IV Итог занятия. 

- А на самом деле в каждом фокусе обязательно есть разгадка. Все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые вы  будете  изучать в школе.

- А кто из вас знает как можно научным словом назвать такие чудеса? –          ( опыт или эксперимент).

- Смогут ли помочь нам эксперименты в познании окружающего мира ?

- Значит, эксперимент – это тоже метод исследования.

- А на каком уроке в школе школьники раскрывают секреты таких опытов?            ( химия , физика).

- Что же такое опыт, эксперимент?  (дети предлагают свои варианты ответов)

Учитель:  

Эксперимент - это проба, опыт. Это самый главный метод познания окружающего мира в большинстве  наук.  

Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Все опыты можно  выполнить несколько раз.

Закончите предложение.

Мы работали …….…

Мы считаем ……..…

Нам понравилось ……

Мы думаем ……….…

- Спасибо за помощь в проведении экспериментов.

Использованные источники

 Савенков А. В  Учебник – тетрадь для младших школьников  «Я – исследователь»  ООО  изд.  Учебная литература  г. Самара, 2008 год.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml

http://smol.chudoforum.ru/t 791-topic


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"

Занятие по внеурочной деятельности  с использованием   методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....

Занятие кружка Я - исследователь. Наблюдения и эксперименты

Занятие создаёт условия для формирования умений наблюдать и экспериментировать. Дети, наблюдая за перьями птиц приходят к выводу, что перья птиц разные по форме, размеру и цвету; они прочные и уп...

Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"

На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений,  через знакомств детей с увл...

Занятие кружка Юный исследователь по теме "Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования." с применением цифрового микроскопа

На этом занятиидети узнают, что такое исследование, в чём его особенность; сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;узнают, что на основе исследований сделано много открытий и ...