Занятие кружка Юный исследователь по теме "Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования." с применением цифрового микроскопа
план-конспект занятия (1 класс)

Макарова Оксана Николаевна

На этом занятии

  • дети узнают, что такое исследование, в чём его особенность;
  •  сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;
  • узнают, что на основе исследований сделано много открытий и изобретений;
  • работа в команде будет развивать у детей коммуникативные и организаторские навыки;
  • познавательный и экспериментальный материал урока будет способствовать развитию детской любознательности и творческих способностей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования.

Цели и задачи :

Формирование познавательных УУД: 

  • учить наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • тренировать в анализе и сравнении объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • формировать навык подведения под понятие, определения понятия;
  • учить представлять информацию в разных формах.

Формирование регулятивных УУД: 

  • формировать умения высказывать своё предположение (гипотезу);
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • развивать рефлексивные умения;
  • тренировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД: 

  • тренировать высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • учить детей работать в группе, учитывать мнение товарищей, слушать и слышать друг друга.

Формирование личностных УУД: 

  • развивать адекватную самооценку;
  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;
  • воспитание познавательного интереса к учебному материалу.

Предполагаемые результаты.

На этом занятии

  • дети узнают, что такое исследование, в чём его особенность;
  •  сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;
  • узнают, что на основе исследований сделано много открытий и изобретений;
  • работа в команде будет развивать у детей коммуникативные и организаторские навыки;
  • познавательный и экспериментальный материал урока будет способствовать развитию детской любознательности и творческих способностей;

  1. Орг. момент .

-Здравствуйте, ребята и уважаемые родители. Рада Вас приветствовать на занятии «Юный исследователь» для любознательных школьников, которые хотят научиться понимать окружающий мир.

-Каким вы хотите, чтобы получилось наше занятие? (Интересным, познавательным, нескучным)

-Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)

2. Актуализация знаний

 -Вспомним: “Что такое исследование”.   (Это изучение чего-то. Исследование (буквально “следование изнутри”) в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

-Изучите картинки (пещера первобытного человека, деревянный дом) и догадайтесь, что надо дорисовать.  Рабочий лист. Задание №1 . После фронтального обсуждения дети рисуют в пустом квадрате современный дом.

Задание №2

- Как называется дом крота? Посмотрите, какой была его нора тысячи лет назад. Нарисуйте жилище, которое строили кроты 200 лет назад, в наше время. Сравните, это с тем, как со временем менялось жилище человека. Какую особенность вы заметили?

Дети. Жилище человека со временем изменяется, а жилище крота - нет.

- На этом примере сделаем вывод.

 -Кто способен  преобразовывать окр. мир?

 Человек, в отличие от животных, наделён уникальной способностью творить, создавать новое, преобразовывать окружающий мир. Только человеку дарованы возможности творческого поиска и изобретательства, и эти возможности надо учиться активно использовать, развивать. 

-Оглянитесь вокруг.  Заметьте, что каждый объект рукотворного мира появился не сам собой, а был когда-то кем-то впервые изобретён.

-Какие изобретения  человека знаете? (огонь, колесо, письменность, бумага, порох, телеграф, автомобиль, электрическая лам-почка, пенициллин, парус, корабль)

Проблемный вопрос. Каким был бы окружающий мир, если бы люди не умели его исследовать? 

Учитель. Открытия и изобретения начинаются с исследования. Мы выяснили, что исследование – это поиск новых знаний. А с чего начинается этот поиск?

2.Просмотр отрывка из « Почемучки»

 После просмотра отрывка  дети подводятся к выводу, что любое исследование начинается с вопроса. 

Вывод: любое исследование начинается с вопроса. 

Задание 3. В пустые клетки вписываются пропущенные слова: исследование начинается с ВОПРОСА, исследование – это ПОИСК ответа на вопрос, поиск новых ЗНАНИЙ.

-С помощью каких методов мы узнаём новые сведения? (подумать самостоятельно,      посмотреть в книге,  понаблюдать,   задать вопрос взрослому,  посмотреть в интернете,   провести эксперимент)

                  

Вывод: Наблюдение–это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления. 

- Какие приборы используют в изучении природы?

Изучение новой темы.

3.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы .

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку.

Он зелёный у цветов,
Встретить солнышко готов,
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный тонкий...  
лист

-Что мы уже знаем о листьях из урока окружающего мира?

- Перед нами листья с разных  комнатных растений.

- Что мы видим  на живом зеленом листе? (жилки) 

-Предположите. Какую роль выполняют жилки?

 - Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листья прочность.

Как вы думаете : какая тема  сегодняшнего исследования?

Тема : Строение листа. Виды жилкования.

Сейчас вам предстоит поработать в группе.

 -Какие правила работы  в группе необходимо соблюдать?

  (-Говори так, чтобы тебя все понимали;

-Внимательно слушай и понимай других;

-Умей договариваться и уступать;

-Разумно распределяй обязанности;

-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.)

-Для чего это нужно? (Чтобы  успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать)

 Работа с электронным микроскопом и нетбуком.

 -Предлагаю вам побыть в роли учёных. Для изучения вам представлены образцы листьев.

-Сформулируйте познавательную задачу.

 - Рассмотреть листья разных растений и выяснить одинаково ли расположены жилки на образцах?

 Выдвиньте гипотезу.

-Каким оборудованием будете пользоваться? Проведите исследование .

1) Рассмотрите образец под №1. Это лист Хлорофитума.        

- На что похоже расположение жилок на листе? ( на прямые линии) Крупные жилки проходят вдоль пластинки параллельно друг другу, жилкование ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

2) Рассмотрите образец под №2. Это лист Плюща.

- Как на этом листе располагаются жилки?

Несколько крупных, почти одинаковых жилок, расходящихся веером от основания пластинки. Они также многократно ветвятся. Такое жилкование называют  пальчатым

3) Рассмотрите образец под №3. Это лист Сенполии

- На что похоже расположение жилок на листе? ( на перышки)

Жилкование – ПЕРИСТОЕ . Что заметили на листиках? (ворсинки) Лист , как бархатный

4) Рассмотрите образец под №4. Это лист Пандануса или винтовой пальмы.

 - На что похоже расположение жилок на листе? (линии похожи на дуги, кроме центральной) Такое жилкование ДУГОВОЕ

-Чем ещё интересен лист этого растения?

Обобщение.  

Что делали?   Что наблюдали? - В чем нам помог микроскоп?

  К какому выводу пришли? Подтвердилась наша гипотеза ?

 Какие виды жилкования узнали? На доске строится схема. Покажите карточку с видом этого жилкования.

Рефлексия.

  1. Что нового узнали ?
  2. Чему научились?
  3. Как работалось в группе?

Домашнее задание. Одно на выбор!

  1. Подготовить сообщение об одном из изобретений человечества.
  2. Рассказать об одном из своих исследований окружающего мира в раннем детстве “Когда я был маленьким ...”. Рассказ можно дополнить рисунком или фотографией.
  3. Сфотографировать (или нарисовать) своего домашнего питомца, когда тот что-либо исследует.

-Какое из домашних заданий вас заинтересовало больше всего?