Практикум.«Портфолио как один из способов оценивания деятельности обучающихся»
презентация к уроку (2 класс) на тему

Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций».
Существует огромное разнообразие определений портфолио.

      К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых».

      Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося».
      Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» .            Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_praktikum.pptx584.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум. «Портфолио как один из способов оценивания деятельности обучающихся»

Слайд 2

" У каждого учащегося будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении его готовности к углубленному изучению ряда предметов". ( Министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003 )

Слайд 3

Что такое портфолио? Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых». Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося». Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» . Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие». Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».

Слайд 4

Оценка образовательных достижений. Одним из способов оценивания деятельности учащихся является портфолио. В курсе ОРКСЭ составление портфолио ученика может явиться основой оценки его образовательных достижений, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка; •развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Слайд 5

Для решения этих задач в процессе изучения модуля «Основы исламской культуры» желательно создавать портфолио творческих работ ученика. Поэтому важно проследить, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений», так как это потребует документального подтверждения этих достижений. Выполняя на уроках и вне их творческие задания (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение, ответить на вопрос, составить план экскурсии и т.д.), ученик может оформлять эти работы так, чтобы была возможность собрать их в одну папку.

Слайд 6

«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». ( Н . Островский). Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативност и.

Слайд 7

Разделы портфолио (предлагаемый перечень носит рекомендательный характер и может быть дополнен или изменён учителем): • Титульный лист. Содержит основную информацию: фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс, контактную информацию и при желании фото ученика. • Мой мир Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка: информация о значении имени или фамилии, небольшой рассказ о своей семье, рассказ о родном городе, о его интересных местах и т.д. • Моё творчество В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи и т.д. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию). • Мои впечатления В этот раздел помещаются работы ученика, связанные с впечатлениями от экскурсий ( реальных или виртуальных), прослушивания музыкальных произведений и т.д. • Работы, которые нравятся, в конце учебного года ребёнок может пересмотреть своё портфолио и наиболее значимые, с его точки зрения, работы переместить в этот раздел).

Слайд 8

Содержание Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности. Однако самооценка как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребенком своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений, обязательно должна присутствовать и в повседневной деятельности учащихся на уроках. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что ещё предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя: • разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося; • мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий; • создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

Слайд 9

Варианты самооценки 1. Возможный вариант самооценки перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои. 2. Ещё один возможный вариант самооценки - использование цветовых сигналов . Для того, чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях тетради), например: 1) жёлтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой ; 2) зелёный цвет - допущены неточности; 3 ) красный цвет – надо постараться, и успех придёт. 3. Одним из способов оценивания учеников своей деятельности может также являться систематическое обращение к материалам рубрики учебника «Вы узнаете». Обращаясь к материалам этой рубрики в начале урока, учащиеся (под руководством учителя) формулируют одну из задач урока, а анализируя в конце урока достижение (или не-достижение) предполагаемых результатов, тем самым анализируют свою деятельность на уроке.

Слайд 10

4. При работе в парах или группах также очень важна взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить и работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определить самые интересные ответы (или составленные товарищами вопросы), самые необычные решения проблемы и т.д. 5. Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой « внешней» оценки может выполнять итоговое мероприятие , завершающее изучение курса ОРКСЭ, выступление перед родителями; проведение заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов и другие мероприятия, которые дадут возможность учащимся презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников

С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Игровые технологии, как один из способов активизации деятельности школьников на учебных занятиях.

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ....

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ

Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравстве...