Портфолио ученика как один из способов активизации интеллектуальной деятельности младших школьников
методическая разработка по теме

Барадачева Ирина Геннадьевна

Назначение портфолио. Основные разделы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Портфолио ученика как один из способов активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника»

         

           В нашу школьную жизнь технология портфолио вошла сравнительно недавно.      Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Поэтому  работа над созданием портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

            Перед вами портфолио учеников 4 класса. Мы ведем его с первых дней обучения в школе.

      Первоначально портфолио задумывался, как папка ученика,  в которую заносились индивидуальные образовательные достижения учеников:  результаты марафонов, олимпиад; результаты конкурсов, исследовательских работ; спортивные достижения. Это была своего рода копилка удачно выполненных творческих работ ученика: рисунков, сочинений, рефератов, поделок и т.д.

       Со временем стало понятно, что портфолио, которое мы ведем, дает представление о результатах ученика, но не демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.  

Портфолио должен помочь представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых  достигнутых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

          Важно помнить, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами!  Главная ценность портфолио заключается в том, что он может помочь  решить следующие педагогические задачи:

     -— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- воспитание таких качеств личности, как честность, целеустремлённость, уверенность в успехе.

     Основной смысл портфолио – “показать все, на что ты способен”, создать для ученика “стимул роста”. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.  Ведение портфолио может повысить образовательную  и творческую активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. . Поэтому важно записывать не только самые громкие достижения младших школьников. Любой, даже самый небольшой, успех может быть шагом вперед в образовании и развитии. 

В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:

Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.

Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).

           Пробудить интерес, активизировать интеллектуальную деятельность учащихся – одна из важнейших задач начальной школы. Помочь в решении этой задачи поможет портфолио ученика.

          Пересмотрев свой взгляд на ведение портфолио, в папках моих учащихся появляются «Листы индивидуальных  достижений», анкеты, таблицы. Это позволяет учащимся наглядно увидеть своё продвижение,  динамику роста, критически оценить свои результаты и спланировать предстоящую деятельность.

Приведу несколько примеров.

           Начиная с 1 класса, учитель начальных классов отслеживает уровень развития техники чтения ребенка.  Однако важно, чтобы и сам ученик видел свой рост. В портфолио есть «Лист мох достижений по чтению», где каждую четверть отмечается количество слов прочитанных учеником за минуту. На слайде мы видим как плавно растет норма техники чтения у Марковой Жени, а вот диаграмма Корнеевой Кати, где видно, что динамика роста не стабильна: линия то стремительно растет вверх, то падает вниз.

        Следующая страничка называется «Шаг за шагом», где мы отмечаем годовую оценку по предмету. Важно, чтобы ученик видел над чем ему нужно поработать, какой предмет «подтянуть». В таблице видно, что Диме необходимо  обратить внимание на русский язык ( здесь произошло снижение успеваемости), а  Артем должен удержать   4 по русскому языку и больше заниматься по окружающему миру.

       Этот раздел портфолио можно наполнить удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, отметками контрольных работ по итогам  полугодия и  года, результатами   тестирования, творческими работами.

      Очень нравится ученикам задание – расставить школьные предметы на «Пьедестал». Из работ стало понятно. Что Диме, например, больше всего нравится русский язык,  математика, изо, физкультура. А для Жени – любимые предметы- русский язык, литература, труд, физкультура. Проанализировав ответы учащихся, сделала для себя вывод, что большая часть учеников моего класса любят больше русский язык, чем математику, а значит, испытывают  трудности по данному предмету. На третьем месте чаще всего оказывались предметы: английский язык, окружающий мир.

             Чтобы справиться с трудностями в учебе, предлагаю детям «Правила успешной учебы». Каждый ученик выбрал наиболее значимые для себя советы.

            Интересно  было узнать, как школьники оценивают свои учебные умения и навыки. Оказалось, что не все учащиеся могут объективно, честно оценить свои возможности. Например, Дима отмечает, что умеет считать устно, решать типовые задачи и задачи повышенной сложности на общем учебном уровне. Однако, в проверочных, контрольных работах  чаще всего не справляется с этими заданиями. А вот Женя занизила себе самооценку. По математике она имеет твердую оценку «5».

                  В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, общение со сверстниками. Необходимо дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества.  Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо.

        В начале года был проведен  опрос «Твое отношение к различным видам деятельности».  Предлагалось оценить свое участие в общественной жизни класса, участие в спортивных, творческих и трудовых мероприятиях.  Мы видим, Что Диме не всегда удается проявить себя в творческих делах, А Катя часто игнорирует спортивные мероприятия. Сделав общий анализ, учащиеся были разделены на группы по интересам. Например, Друзья Бараша должны будут оформлять тематические  газеты, плакаты, проводить конкурсы рисунков. Друзья Совуньи будут стремиться привлекать своих одноклассников к спортивным мероприятиям и т.д. Каждому ученику в портфолио вложена Памятка с его обязанностями и условиями удачного выполнения поручения.

                Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

           В портфолио ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

        Работа с портфолио хоть и сложна, трудоемка, но результативна. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии

Технология формирования портфолио и оценки вклада от

дельных его составляющих в итоговую накопительную оценку

в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет

разрабатываться в ходе введения планируемых результатов на

чального образования и системы оценки их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...